Поиск по газете

понедельник, 26 декабря 2011 г.

Горькая участь улицы Горького


Улица Горького после ремонта, декабрь 2011

Любой город начинается с вокзала. Симферополь – не исключение. Более того, вокзал и его знаменитая башня с загадочным циферблатом стали неофициальным символом крымской столицы. К слову, строительство вокзала также связано с темой нашего сегодняшнего номера.



По указу Сталина
 Ровно шестьдесят лет назад красавец-вокзал был построен по проекту архитектора, лауреата трех Сталинских премий Алексея Душкина. Тогда же на привокзальной площади появился памятник «отцу народов». Украшал барельеф Иосифа Виссарионовича и внутреннее убранство  вокзала. Это не было данью традиции –  благодаря личному указанию Сталина был построен не только железнодорожный вокзал, но и восстановлен весь послевоенный Симферополь.
В «сталинках», которые прекрасно сохранились и поныне, до сих пор живут благодарные симферопольцы. Ведь при нынешнем зверином капитализме бесплатную квартиру, как раньше, они не получили бы даже во сне.
Но не только жилой фонд был возведен в годы четвертой Сталинской пятилетки – ударными темпами восстанавливались заводы: всего за несколько лет крымская столица стала промышленным центром Крыма!
В годы «хрущевской оттепели» барельеф Сталина в вокзальном зале стыдливо соскребли. И на месте памятника на привокзальной площади ныне - стоянка автомобилей: там водители-«таксисты» снимут три шкуры с доверчивых приезжих за дорогу к морю. Печально, но за годы незалежности Симферополь из города ученых и квалифицированных рабочих незаметно  превратился в местечко торгашей и «извозчиков».
Недавно корреспонденты «Коммуниста Крыма» рассказали о жизни так называемого Старого города. Сегодня же мы отправляемся в Новый  город.
По генеральному плану 1842 года кварталы здесь имели четкую прямую разбивку, а здания - классические формы. За это центр получил второе название - европейский город. Свои очертания в целом он сохранил и по сей день.
Если у вас мало времени, ограничимся прогулкой по одной из центральных улиц – Горького. Когда-то она называлась Дворянской. И была излюбленным местом прогулок дворян и прочей «белой кости».
На Дворянской располагались построенные известными архитекторами  Дворянский театр, банк «Общества взаимного кредита», синематограф «Баян», дом  Дворянского депутатского собрания. К счастью, все эти шедевры крымской архитектуры сохранились до сего дня.
В годы Советской власти, в 1924 году, улица Дворянская была названа Советской. А спустя двенадцать лет, в связи со смертью пролетарского писателя Максима Горького, получила свое нынешнее название. Название прижилось, ведь симферопольцы любили Горького, а Горький любил Крым. Еще во времена Российской Империи Алексей Пешков подрабатывал на полуострове простым рабочим, в частности, принимал участие в строительстве симферопольского кафедрального собора. Да и в советское время Горький часто ездил в Крым на отдых.


Макеевские  окультуриватели

Сегодня улица Горького на слуху в связи с ее недавним ремонтом. Начался он в частном порядке, когда директор одного из банков решил за свой счет отремонтировать площадь перед театром. Город дал добро на ремонт этому бескорыстному человеку, и работа была сделана. Правда, площадь стала не совсем театральной, а скорее банковской.  Дело в том, что ловкий банкир приказал выложить на дне фонтана, в центре площади, громадный символ, нет, не города, а своего банка. А у входа на площадь посетителей встречает не расписание спектаклей, а сводка курса валют.
Всерьез за капитальный ремонт улицы взялась правящая партия в лице  макеевской команды, приехавшей приобщить «дремучих» крымчан к европейской культуре и дизайну - проект реконструкции улицы Горького был разработан в полном соответствии с утонченными макеевскими вкусами.  
И вот настал день, когда преображенную улицу, наконец-то, открыли первый зампред Совета министров АРК Павел Бурлаков и Симферопольский городской голова Виктор Агеев. На импровизированной пресс-конференции журналисты узнали, что под асфальт на Горького было «закатано» (в смысле, потрачено на реконструкцию) около шестнадцати миллионов гривен (вначале предполагалось освоить всего девять). И что, несмотря на протесты «шариковых» и «швондеров» (так  власть назвала горожан,  возмущенных лихой «реконструкцией»), всеобщий и окончательный  ремонт города будет продолжаться.

Не стой столбом!

«Шариковы» и «швондеры» стали недоумевать, когда бравые молодцы устроили в столице настоящий лесоповал. Действительно, несколько старых деревьев подлежали сносу, но под шумок спилили несколько десятков здоровых кленов. Теперь в жаркий крымский зной по некогда самой тенистой улице не погуляешь. И только благодаря усилиям все тех же «шариковых» и «швондеров» добрую половину деревьев на Горького удалось спасти.
Но уничтожением зеленых насаждений дело не ограничилось. Макеевские ревнители крымской истории под корень спилили… несколько старинных металлических столбов! По иронии судьбы, уничтоженные исполины в этом году должны были отметить свое столетие. Эти столбы не были сметены даже в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Благополучно пережили перестроечное лихолетье и годы оранжевого дурмана. Пока не пали, приговоренные нынешней городской властью и соответствующими городскими службами.
Мы связались с директором Центрального музея Тавриды Андреем Мальгиным, и он подтвердил: именно в 1911 году Симферопольская городская дума заключила с «Бельгийским анонимным обществом симферопольских электрических трамваев и освещения» договор на проведение трамвая и электрического освещения. А также, разумеется, на установку металлических клепаных столбов.
«Распиловку» же уникальных исторических объектов на упомянутой выше улице Мальгин тактично назвал «верхом бескультурья».

Убийство города
Сегодня обновленная улица Горького выглядит как бы презентабельно (это если не заглядывать во дворы, в которых ляпнули немного асфальта и на этом благоустройство внутридворовых территорий завершили). Некоторым даже нравится. Конечно, есть и ворчуны, которые недовольны, что теперь из-за открытого по улице сквозного движения легко угодить под машину. А местные жители сетуют, что  во время реконструкции был порван и уничтожен интернет-кабель. Кто-то заметил, что вода во время дождя на улице обречена на  скапливание, так как ливневки почему-то оказались под асфальтом. Азартные горожане уже делают ставки на то, что небрежно выложенную плитку (регулярно менять тротуарную плитку стало излюбленной забавой властей) начнет пучить весной после снегов и дождей.   
С ворчунами спорят жизнерадостные оптимисты.  «Смотрится неплохо»,  - говорят они. Конечно, неплохо. Но улица перестала быть улицей, а превратилась в коридор от Совмина до горисполкома. Для колхоза это был бы отличный вариант, но зачем до такого уровня опускать столицу Крыма?
А ведь улицей Горького нынешние власти не ограничатся. Им нужно еще «освоить» немало средств. Так, строительная лихорадка  захватила уже улицу Кирова и парк Тренева. Ничего хорошего от этого парада безвкусицы симферопольцы не ждут. Но кто остановит этот беспредел? Может, пока не поздно, следует обратиться к независимым экспертам, а затем и в прокуратуру?
Из центра Симферополя уходит дух города, крымская столица теряет свое историческое лицо, а ведь именно этим, своим уникальным, созданным за два столетия обликом он отличается от разбросанных по степи пыльных шахтерских поселков.
Мой город убивают. Убивают город моего деда, моего отца. На старых фотографиях в семейном альбоме мой будущий отец с ватагой одноклассников – на улице Горького. Теперь уже на совсем другой улице. 

Начали с конца
Скажете, эмоции? Может быть. Что ж, дадим слово беспристрастному профессионалу. На вопрос корреспондента «Коммуниста Крыма» отвечает известный крымский реставратор Ольга Сергеева.
-  На первый взгляд, улица Горького после благоустройства выглядит   неплохо, - дает свою оценку Ольга Ильинична. - Но если присмотреться, есть ляпы, и даже серьезные. К примеру, уничтожено историческое крыльцо возле бывшего Дворянского собрания (напомню, в том здании в годы Крымской войны  работал известный хирург Николай Пирогов).
Хорошо еще, что памятник Пушкину не развернули (как раз в сторону Макеевки – Авт.). А что касается благоустройства, то оно, по технологии, должно проводиться после всех остальных работ: ремонта карнизов, установки водосточных труб, закрепления балконов и так далее, когда уже все сделано. У нас же начали с благоустройства. Почему? Оставим вопрос открытым. Что касается реставрации, то я давно не видела настоящей, хорошей реставрации. Зачастую вместо реставрации проводится обычный ремонт, часто – косметический.
Вот на кинотеатре им. Шевченко леса поставили. Но непонятно, что мастера там делают – реставрируют или опять замазывают. Если замазывают, значит, деньги снова на ветер.

Но пора завершать экскурсию. Автобусы-троллейбусы на юг вас уже заждались. Отдых у черноморского побережья хорош в любое время года, даже в межсезонье. К счастью, море реставрировать нынешние власти пока не собираются. Хотя если нужно «освоить» деньги…

Алексей СОМОВ,
фото автора