Поиск по газете

среда, 14 декабря 2011 г.

Джанкой. Назад в Средневековье



 
- Что я могу рассказать про свой родной Джанкой? –  Александр Иванович расплылся в радостной улыбке. – Отличный город. Ворота Крыма!  Все, кто бы ни приезжал в Крым, – только через Джанкой. Чем хорош этот город? Всем! И яблоки есть, и орехи, и виноград отличный.  У нас – «все хорошо, прекрасная маркиза», как в песне Утесова! 


Базар-вокзал
 
Скажем честно, в наше время встретить на крымских улицах оптимиста можно не чаще, чем виконта. А мне повезло! Повезло, да не совсем. Я задал  жизнерадостному пенсионеру еще один вопрос, пожалуй, лишний:
А что же вы тогда,  Александр Иванович, коль жизнь в вашем городе так хороша, не дома у телевизора сидите, а здесь у бровки дороги, на асфальте безделушки продаете?
- Ну так жизнь, она, конечно, хорошая, - призадумался мой собеседник. – Но не для всех. Я вот сам сибиряк. Пять лет подводником на Тихоокеанском флоте служил. Потом оказался в Джанкое. Работал преподавателем в  CПТУ-5. А что заработал? Копеечную пенсию. Вот и сижу, железяки продаю – хоть на пачку сигарет наторгую. Но и то, спокойно посидеть не дадут – горисполком гоняет. Тамошним чиновникам пенсия светит будь здоров, им-то торговать на бордюре не придется: сытый голодного не разумеет. А все потому, что не  демократы сейчас у власти, а демокраДы. Или не так?
Рядом с нехитрым товаром на газетке у Александра Ивановича лежат несколько новеньких мышеловок. Пенсионер  поясняет:
- Их сосед мой делает. Вещь ходовая, что там компьютеры. Мыши на зиму в город бегут последнее доедать, вот тут-то мы их мышеловками и встречаем и котам отдаем. Коты довольны.
Распрощавшись с сибиряком, отправляюсь вдоль по одной из центральных улиц. Вижу на проезжей части десяток палаток со всевозможным скарбом.
- У вас что, ярмарка сегодня, – уточняю у ближайшей торговки. – День-то вроде будний?
- Какой там ярмарка, – отмахивается тетка. – Когда у нас все заводы  позакрывались, и людям есть стало нечего, вот все в торговлю и ринулись.  Да и то, власти хотят перенести наш рынок с глаз долой, чтобы живописную картину мы своим видом не портили. Но на другой рынок народ не пойдет. Такова особенность Джанкоя – среди наших покупателей много приезжих из окрестных сел. Они на одной электричке приехали, на другой уедут. Автобусы ходят редко и не допоздна. Времени мало. Вот они и бегут за покупками на наши ряды в центре города. Но если  перенесут торговые палатки, всем худо станет. Приезжие на новом окраинном месте не успеют ничего купить, а мы -  продать.


Душа-деревня
 
 Пишем про «ворота», а начали с «амбара». А ведь «ворота» Джанкоя - железнодорожный вокзал, который после ремонта действительно стал украшением города. Украшением единственным. Но даже в этом заслуга не местных властей, а руководства Приднепровской железной дороги.
Собственно, благодаря этой дороге в конце позапрошлого века крошечное татарское поселение Джанкой (в переводе «душа-деревня») и стало городом. Еще недавно каждый четвертый местный житель был здесь железнодорожником, но, увы, железная дорога – не резиновая и сегодня всех работой обеспечить не может.
Статус города Джанкой получил только при Советской власти – 85 лет назад, в 1926 году. Сегодня об этом юбилее не вспоминают, потому что Джанкой снова сползает в средневековье, превращаясь в  большую неухоженную деревню.
После окончания Гражданской войны в тяжелые годы разрухи народная власть сумела использовать выгодное транспортное положение города и станции - одной из крупнейших сортировочных станций Украины - в целях развития экономики Северного Крыма.
В городе был возведен вместительный элеватор, принимавший зерновые и масличные культуры. Близ транспортного узла появились заводы: машиностроительный, железобетонных конструкций, молочный, комбикормовый, мясокомбинат, фабрика хозяйственных товаров.
Джанкой прославило немало советских тружеников. Сегодня же «передовик» - слово, практически вышедшее из употребления.
Зловеще смотрится громадная бетонная Доска почета в центре города напротив горисполкома. На ней – ни одного портрета, ни одной фамилии. Во времена моей молодости подобные доски сопровождали надписи: «Человек славен трудом». Сегодня джанкойцам славиться нечем. Допанувались украинские демокра…


Будущее в 3D
 Практически обо всех достижениях Джанкоя теперь можно говорить  в прошедшем времени. На молокозаводе начали «вырезать» цеха. Одни говорят - идет реконструкция, другие – сбор металлолома. Не так давно  консервный завод тоже начинали «реконструировать»: один цех, второй. Сейчас там вообще ничего нет - весной его еще сторожили, летом же  вынесли все, что смогли, остались лишь разваленные стены. А в одном уцелевшем цеху одного из крупнейших на Украине машиностроительного завода теперь… клепают тачки.
А что ожидает джанкойскую молодежь? То и дело попадались мне по дороге праздношатающиеся подростки и ребята постарше. Тем, кто окончил школу, найти достойную работу в городе сложно. А как с досугом?
Бассейнов, спортивных залов и площадок, как раньше, уже конечно нет. Зато открылись кинозалы 3D. Не так уж и плохо. Теперь у молодых джанкойцев есть прекрасное и яркое будущее. Правда, пока виртуальное.
А в «реале», по сообщению сайта «Ворота Крыма», в сфере образования Джанкоя предстоят очередные увольнения и сокращение расходных статей. С нового года работу потеряют пять бухгалтеров, методист и четыре школьных уборщицы. Кроме того, со следующего года городской отдел образования прекратит содержание предметных кабинетов, оплату первых пяти дней по больничным листам, запретит деление классов при изучении украинского языка, сократит классы с крымско-татарским и русским языком обучения.
В следующем, как и в текущем году, не планируются ассигнования на закупку классных журналов и канцтоваров, текущие ремонты, приобретение оконных стекол, лампочек и мебели. Приобретение моющих и дезинфицирующих средств также не планируется. И правильно. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.


 «Год позитивных изменений»
 Мы в центре города на пересечении улиц. В ближайших зданиях я, не сходя с места, насчитал шесть отделений банков. Наверное, джанкойцы специально прибедняются, а на самом деле не могут решить, где им разместить свои золотовалютные накопления. Ведь если банки открываются, значит это кому-нибудь нужно. А тот убогий Джанкой, который мы увидели, был, наверное, другим, ненастоящим Джанкоем.
Кстати, «Год позитивных изменений» - это название статьи на официальном городском сайте. Рассказывает она о недавней  встрече в прямом эфире «11 канала» городского головы Аркадия  Зайдмана с джанкойскими телезрителями.
Аркадий Львович отчитался о проделанной за год работе на посту городского головы. Но, будучи человеком скромным, он не стал записывать все заслуги на своем щите. Мэр подчеркнул, что вместе с ним «пришла новая команда, которой небезразлична судьба города, которая радеет за его процветание».
Несколько цитат из знаменательной речи:
«Подводя некоторые итоги первого года работы городского головы и его команды, необходимо отметить, что многое из запланированного удалось выполнить. Значительная часть дорог заасфальтирована. Улучшилось санитарное состояние улиц, вечерами город ярко освещен»;
«Выполняются работы по уборке улиц и автобусных остановок города (на сумму 584 009 гривен), работы по содержанию в чистоте городского кладбища (на сумму 82 304 гривен) и по содержанию в чистоте городского парка (уход за цветниками и садовыми дорожками, очистка газонов от случайного мусора на сумму 33 941 гривен)…»;
Не напоминают ли вам эти слова отчет какого-нибудь начальника ЖЭКа? Может джанкойцам нужно что-то большее для нормальной жизни в третьем тысячелетии, чем радость от проведенной на кладбище уборки? 
«Год работы городского головы и его команды с уверенностью можно назвать годом позитивных изменений», - заключает автор статьи.
Нет, точно, жители и власти города живут в разных Джанкоях – воротах Крыма. Потому что каждый играет в свои ворота.
Вспомнил одну пословицу. Она как нельзя лучше описывает ситуацию в этом непростом городе: «Так они и жили, дом продали, а ворота купили».

Алексей СОМОВ,
фото автора