Поиск по газете

суббота, 7 января 2012 г.

Исполнилось 90 лет со дня смерти Владимира Короленко



Он никогда не поступал «как все» и «как принято», а только, как велел ему голос совести. Ни при каких условиях не отступал от своих нравственных принципов и отличался кристальной гражданской честностью.

стремление к справедливости

Эти качества Короленко дали основание Максиму Горькому сказать о нем: «Среди русских культурных людей я не встречал человека с таким неутомимым стремлением к правде-справедливости». Поэтому не удивительно, что многие статьи Короленко-публициста, особенно периода 1915-1920 гг. были одинаково нелицеприятными как для царской, так и советской власти.
В 1903 году, после страшного кишиневского погрома, он не только выступил с протестом - это сделали многие русские писатели, - но сам поехал в Кишинев и написал пронзительный в своей искренности и правдивости очерк «Дом №13».
В 1905-м в Полтаве, рискуя жизнью, предотвратил кровавую бойню - вышел один навстречу вооруженным пьяным хулиганам и заставил их разойтись по домам. А в 1908 году в статье «Бытовое явление», написанной с такой силой, что над ней плакал сам Лев Толстой, встал на защиту невинных жертв скорострельного столыпинского «правосудия»...
Но особое место в журналистской деятельности Владимира Короленко все-таки занимает громкое дело Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского, привлекшее внимание всей России.
По мере приближения процесса, исход которого волновал все передовое русское общество, его представители обращались к писателю с просьбой  выступить в защиту Бейлиса.



Душа трех национальностей
 Короленко приехал в Киев 11 октября 1913 года. Судебное разбирательство по делу Бейлиса продолжалось с 25 сентября по 28 октября. Когда начался процесс, Короленко с первого дня занял место в ложе прессы и посещал заседания аккуратнее многих должностных лиц.  Статьи, написанные им в ходе суда, привлекали к себе внимание не только живостью стиля, но и глубиной анализа.
Настоящие виновники убийства гимназиста, входившие в известную полиции воровскую шайку Веры Чеберяк, фигурировали на процессе в качестве свидетелей, причем суд всячески старался их обелить. Подлинной сенсацией стала публикация Короленко «Господа присяжные заседатели». Писатель доказал, что состав присяжных, на которых ложилась обязанность вынести вердикт, подобран мошенническим путем, так что из двенадцати человек десятеро - безграмотные крестьяне, а двое - малограмотные мелкие служащие. Вряд ли в университетском городе такой состав присяжных мог подобраться случайно. При всех тяжелых впечатлениях, которые Короленко выносил из зала суда, он все же до конца не терял надежды на то, что даже темные и предубежденные присяжные разглядят правду...
Но когда, несмотря на все ухищрения и махинации, Бейлис был оправдан, бессильная злоба тех, кто затеял позорный процесс, обрушилась на... Владимира Короленко. Писатель, которого называли совестью России, был привлечен к суду, выражаясь современным языком, «за клевету на общественный и государственный строй».
Судебное преследование долго тяготело над писателем. Слушание несколько раз откладывалось, тем не менее, над Владимиром Галактионовичем висела угроза заточения в крепость, от которой его избавила лишь Февральская революция...
«Моя душа, принадлежавшая трем национальностям, нашла, наконец, свою родину; то была, прежде всего, русская литература», - писал он в своих воспоминаниях. Судьба, действительно, распорядилась так, что, неразрывно связанный с русской культурой, являясь выразителем ее глубинной сути, почти 40 лет писатель прожил в Украине.

Полесское детство

Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире. Отец семейства происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем неподкупный и справедливый, уездный судья Галактион Афанасьевич Короленко оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына.
Мать, Ева Короленко, полька по национальности, была женщиной очень впечатлительной и религиозной. Кстати, 22 мая 1869 года она получила свидетельство, выданное Волынским губернским предводителем дворянства, подтверждающее дворянское происхождение ее детей: Владимира, Илариона, Юлиана, Евы и Марии.
Уже с детства Володя знал русский, польский и украинский языки.
Когда ему было только тринадцать лет, умер отец, и семья, оставшись без средств  существования, вынуждена была уехать. С тех пор он уже никогда больше не бывал в родном городе, но часто обращался в воспоминаниях к счастливому полесскому детству, несомненно, оставившему отпечаток на всей его жизни.
В Ровно, куда переехала семья, Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и уехал на учебу в Петербург. Ему самому пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он не гнушался никакой работы: раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и делал переводы. В 1874 году переехал в Москву и поступил на лесное отделение Петровской академии (Сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева).
Порядки, царившие в академии, были настоящим полицейским произволом, и студент Владимир Короленко инициировал коллективное прошение об их отмене. За это он был отправлен в ссылку в Вологодскую губернию.
В 1879 году Короленко опять арестовали и отправили в Вятскую губернию. А через полгода «за сближение с крестьянским населением и за вредное на него влияние» выслали на новое место.
Первое свое серьезное произведение - очерк «Чудная» - Владимир Короленко  написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме.

«Русское богатство»
 В 1881 году был убит император Александр II. Россия должна была присягать Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко отказался присягать на верность новому императору. Он ни в чем не мог пойти против своей совести. «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу», - писал он. За это Владимир Галактионович был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку в слободу Амга в Якутию. Считается, что именно в далекой Якутии и состоялось становление Короленко как писателя.
В 1885 году ему было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде, где он прожил 10 лет. Это были годы расцвета творчества и плодотворной работы писателя, о котором заговорила вся читающая Россия. Настоящим триумфом стал выход в 1886-1887 годах его лучших произведений: «В дурном обществе» и «Слепой музыкант». Были и другие произведения, принесшие ему известность, «Павловские очерки», «В пустынных местах», «За иконой», «Река играет»...
Владимир Галактионович проявлял себя и как активный общественный деятель. Он участвовал в либеральной оппозиции, много печатался в столичных изданиях. В 1893 году вышла его книга «В голодный год» - результат энергичной деятельности писателя по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии.
Короленко сотрудничал со многими журналами и газетами, а потом и сам создал журнал «Русское богатство». До конца жизни он оставался защитником бесправных, всегда выступал на стороне тех, у кого не было возможности самим защитить себя.
В 1914 году вышло первое полное собрание сочинений Короленко в 27-ми томах. Среди многочисленных отзывов, опубликованных в адрес писателя, есть немало достойных цитирования. Взять хотя бы этот: «Короленко - наиболее оптимистичный из русских писателей. В этом большая заслуга его перед обществом, особенно перед современным, в котором накопилось столько нездорового, тленного…».
Умер Владимир Галактионович Короленко в 1921 году в Полтаве, был похоронен на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 году его могила была перенесена на территорию городского сада, теперь это парк «Победа».

Татьяна НОВИКОВА
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО