Поиск по газете

четверг, 20 декабря 2012 г.

Царский курган – наследие Боспора



В этом году в Керченском историко-культурном заповеднике отметили 175-летие со дня открытия уникального памятника археологии IV века до н. э., не имеющего аналогов во всем мире, Царского кургана.

Ненайденные «сокровища»

За годы многочисленных археологических экспедиций на нашем полуострове было обнаружено огромное количество погребальных памятников – курганов. Большая часть каменных склепов расположена на территории бывшего Боспорского царства (V век до н.э. – VI н.э.). Среди них особое внимание как исследователей, так и туристов привлекает Царский курган, не раз становившийся объектом научно-исследовательских работ, так как до сих пор хранит в себе множество тайн и загадок. На сегодняшний день он является объектом Керченского историко-культурного заповедника.
Исследователи полагают, что Царский курган был создан в IV веке до н. э. – в период расцвета Боспора. Предназначалась гробница, по одной из гипотез, боспорскому царю Левкону I из династии Спартокидов, которая правила здесь более 300 лет.
Открыт курган в 1837 году директором Керченского музея древностей, археологом Антоном Бальтазаровичем Ашиком, сербом по происхождению. Во время раскопок исследователи сначала обнаружили вход в коридор, так называемый дромос, ведущий к гробнице. Он был заложен большими плитами, скрепленными между собою, вероятно, свинцовыми скобами. Надежды на открытие в гробнице исключительно ценных находок побудили Ашика не дожидаться полной расчистки дромоса, а сразу пробиваться в камеру. Есть две версии того, каким образом археолог проник в склеп. Первая – посредством снятия плит, замыкавших свод коридора, вторая – на стыке дромоса и погребальной камеры. Но каково было разочарование Ашика, когда он добрался до цели – склеп был совершенно пуст.
Через некоторое время Антон Ашик продолжил раскопки насыпи Царского кургана в надежде обнаружения других гробниц. Но и эти попытки не увенчались успехом.
Спустя десять лет он написал:
«Самая замечательная гробница есть, бесспорно, та, которая названа мною царскою: она находится в 4 верстах от Керчи близ карантинных зданий. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницей». Также Ашик отметил, что данное захоронение было разграблено еще в глубокой древности, и о том, что курган пуст, знали издавна. Свидетельство тому - многочисленные кресты на стенах дромоса и погребальной камеры. Некоторое время гробница служила местом тайных молений первых христиан Боспорского царства, которых тогда преследовали за новую веру.
В заключение Ашик сделал вывод, что этот памятник останется на века и будет притягивать к себе внимание и туристов, и исследователей.      


Иллюзии и реальность

Н
есмотря на то, что Царский курган был разграблен в глубокой древности, это произведение архитектуры остается одним из редчайших сооружений, созданных человеком. И особенность, секрет Царского кургана заключается именно в строении.  
Длина коридора (дромоса) кургана составляет 36 метров, высота – 7 метров. Выложен коридор при помощи необычной, так называемой рустованной кладки, когда края плит обработаны, а середина (она-то и называется рустами – Авт.) остается в диком, первозданном виде. И благодаря игре света и тени эти русты создают впечатление монументальности, грандиозности сооружения.
Но кроме рустованной кладки древние зодчие в строительстве кургана применили еще один интереснейший прием, который позволяет создавать зрительную иллюзию. Если встать вначале дромоса и посмотреть внутрь, погребальная камера окажется близко, а коридор выглядит коротким, хорошо освещенным. Но если зайти внутрь склепа и обернувшись посмотреть на выход, перед нами откроется совершенно иная картина – коридор вдруг станет длинным, темным, русты будут страшно нависать, а контуры выхода покажутся одиноко горящей вдалеке свечой.
Вот такой иллюзией древние греки хотели донести до нас через тысячелетия одну очень простую мысль – обычному смертному войти в царство мертвых всегда гораздо легче, чем выйти оттуда. Для нас, к сожалению, дорога туда гораздо короче, чем попытки вырваться из лап смерти. Но греки в конце этого черного, длинного коридора не зря оставили выход в виде горящего светильника – это знак надежды. Тем, кто будет бороться за свою жизнь, судьба обязательно подарит еще один шанс.
Необычна и погребальная камера Царского кургана. В плане она почти квадратная. Стены состоят из десяти рядов кладки, которая на уровне пятого ряда постепенно переходит в уступчатый, кольцевой купол, состоящий из двенадцати постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых сверху плитой. Высота камеры составляет около 8 метров. Благодаря такому построению свода создается еще одна иллюзия – высота камеры кажется в разы больше, чем есть на самом деле.
При раскопках Царского кургана была обнаружена насыпь, которая перекрывала склеп и дромос. Она состояла из нескольких слоев глины с водорослями и бутовыми камнями. Такая структура насыпи предохраняла ее от размывания атмосферными осадками. Благодаря такому надежному водонепроницаемому панцирю и удалось сохранить курган до наших дней.

Подарки к юбилею

П
о случаю празднования 175-летнего юбилея со дня открытия Царского кургана руководство Керченского историко-культурного заповедника подготовило для своих посетителей приятный сюрприз. Теперь помимо посещения непосредственно самого кургана можно ознакомиться с новой выставкой, представленной на территории объекта в Домике смотрителя.
Кстати, этот Домик появился после прихода в 1853 году второго директора Керченского музея древностей Александра Ефимовича Люценко. Он осуществил немало реставрационных работ Царского кургана, так как части стен коридора и каменного помоста склепа к тому времени были сильно повреждены. В целях надзора за курганом, дабы спасти этот древнейший памятник от разрушения, по его инициативе рядом построили караульный домик для сторожа.
И сегодня в Домике смотрителя представлена новая экспозиция фотографий и документов, рассказывающих об истории раскопок кургана. Часть выставки посвящена теме «черной» археологии, так как Царский курган не раз подвергался нашествиям «кладоискателей».
Украшением выставки, бесспорно, являются репродукции картин итальянского художника Карло Боссоли. В частности на картине «Могила Митридата близ керченского лазарета» изображен интерьер гробницы Царского кургана. В названии есть определенные несоответствия с историческими фактами. И вот почему. Легенды связывали с курганом гибель царя Митридата VI Евпатора. Поэтому при открытии древнего захоронения многие посчитали, что нашли усыпальницу именно этого царя. Такой версии придерживался и Карло Боссоли.
Также на выставке представлены фотографии, посвященные исследованию Царского кургана в советские годы. Известно, что в период Великой Отечественной войны курган попал в зону боевых действий, вследствие чего его поверхность была очень сильно повреждена. И в 50-е годы, когда группа людей, не специалистов, приводила памятник в порядок, допустила ошибку. Уровень пола при входе в курган был на метр выше и по мере приближения к погребальной камере постепенно понижался. От этого эффект иллюзии горящего пламени свечи при выходе казался намного ярче. Но во время восстановительных работ никто не обратил на это внимание и пол сравняли.         
В домике смотрителя нет подлинных раритетов, потому как охранные условия пока не позволяют их сюда поместить. Но выставка организована настолько удачно, что копий и репродукций вполне достаточно, чтобы получить полную информацию об этом объекте.
Помимо открытия новой выставки к юбилею коллектив реставраторов и керамистов Керченского историко-культурного заповедника изготовил сувениры с изображением входа в Царский курган. Также по инициативе руководства заповедника были выпущены юбилейная почтовая марка, буклет и открытка.
По словам директора заповедника Татьяны Викторовны Умрихиной, за последний год сотрудники музея осуществили ряд мероприятий по реконструкции шедевра античной архитектуры Царского кургана. Но сделать предстоит еще немало. В частности, расширить выставочную экспозицию в Домике смотрителя и близлежащую территорию для привлечения внимания к этому объекту туристов, создания для них более комфортных условий.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото автора
"Коммунист Крыма" №51
При перепечатке ссылка обязательна