Поиск по газете

четверг, 17 января 2013 г.

Украине нужна новая Переяславская Рада



Завтра – очередная годовщина Переяславской Рады.
Казалось бы, с тех давних времен прошло вот уже 359 лет, однако и до сих пор Переяславская Рада остается событием, которое сыграло (играет и будет играть) ключевую роль в судьбе нашей страны. В сущности, не будь Переяславской Рады, не было бы и современной Украины в ее нынешних границах. Чтобы не ходить далеко за примерами, напомню: в 1954 году Крым был передан из состава России в состав Украины в ознаменование трехсотлетия воссоединения двух наших держав. Этот шаг должен был послужить «укреплению безграничного доверия и искренней любви русского народа к украинскому».


КАК ВСЕ
НАЧИНАЛОСЬ…

Д
авайте еще раз вспомним те вроде бы далекие события.
В 1648 году на малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под предводительством гетмана Запорожского войска Богдана Хмельницкого, направленное против многочисленных притеснений, которые чинили польские паны малороссийскому населению, и прежде всего, против притеснений православной веры. Вскоре восстание превратилось в настоящую народную войну, однако вести войну с регулярной польской армией было тяжело, и к 1653 году восставшие теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо попросить о помощи братскую православную Россию.
Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Однако Москве трудно было решиться на этот шаг – ведь он означал войну с Речью Посполитой. Тем не менее, в конце концов, 1 октября 1653 года в Москве состоялся Земский собор, который решил разорвать «вечный мир» с Польшей и «приговорил», «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…»
Чуть позже, 8 (по новому стилю – 18) января 1654 года, в древнем русском городе Переяславле состоялась Рада Запорожского Войска, которая приняла решение о переходе Малороссии в подданство русского государя.
Так Земский собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью. При этом решение Переяславской Рады не означало моментального вхождения всей Малороссии в состав Российского царства. Впереди предстояли столетия борьбы за объединение этнических украинских земель. Но дело было начато именно тогда - в середине XVII века, в Москве и в Переяславле.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АБСУРД

У
вы, с начала девяностых годов прошлого века в украинском политикуме, средствах массовой информации, системе среднего и высшего образования возобладал взгляд на Переяславскую Раду, как на ошибочный шаг, приведший украинский народ к утрате своей государственной и национальной независимости.
Пожалуй, лучший ответ сторонникам этой точки зрения дал в свое время известный отечественный ученый, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко: «Такое отношение к Переяславской Раде не только исторически некорректно, но и по-человечески безнравственно. И прежде всего по отношению к нашим предкам, к великому государственному деятелю Украины гетману Богдану Хмельницкому. Это был исторический выбор украинского народа, его политической и духовной элиты».
«Выбор Богдана Хмельницкого был выбором украинского народа, - уверен академик. – В течение более чем полувека он связывал надежды на избавление от порабощения польской шляхтой и турецко-татарских опустошительных вторжений в Украину только с Москвой, с единоверным православным народом России. Богдан Хмельницкий выполнил волю своего народа, и в этом его историческая миссия. Не сделай он этого, трудно сказать, появилось бы хоть когда-нибудь на политической карте Европы украинское государство и имели бы мы возможность сегодня обсуждать эту тему».
«На поведении многих наших соотечественников сильно сказывается заявленный Украиной курс на интеграцию с цивилизованным Западом, - перебрасывает ученый мостик в сегодняшний день. – В угоду вожделенной мечте пожить за чужой счет и громоздятся всякие нелепицы о нашей истории. Отрицается очевидное и придумывается невероятное. Некоторые псевдоисторики действительно договариваются до того, что украинцы не имеют ничего общего с русскими, их нисколько не смущает то обстоятельство, что наши народы (как и белорусский) имеют единый древнерусский этнокультурный корень, что в продолжение более чем четырех столетий их общей колыбелью была Киевская Русь, что Северо-Восточная Русь, ставшая впоследствии ядром Великой России, заселялась в XI—XIII вв. в значительной мере выходцами из Южной Руси, что на всем древнерусском пространстве были единый литературный язык, единая духовная и материальная культура…
Мне неловко говорить об этих очевидных истинах, поскольку в нашем случае имеем проблему не научную, а нравственную. А коль это так, то никакие аргументы на «отдельных патриотов» не подействуют. Они и дальше будут называть Киевскую Русь «Украинской державой», русских князей - Ольгу, Владимира или Ярослава - «украинскими князьями», Русскую правду «Украинской правдой», а крещение Руси «крещением Украины». Купаясь в этом абсурде, они не понимают, что тем самым оказывают плохую услугу собственной истории».

СТРАШНЕЕ РОССИИ
ЗВЕРЯ НЕТ?

К
 сожалению, история Украины до сих пор богата примерами, когда ее политическая элита не может найти свое место в истории. После смерти Богдана Хмельницкого украинские гетманы (иногда их было одновременно два или три) постоянно блуждали в треугольнике между Москвой, Варшавой и Стамбулом, не в состоянии определиться, с кем же Украине по пути. Эти традиции имеют место и в наше время. Сегодня Украина вновь мучительно размышляет, с кем ей быть — «с умными или красивыми»… Просто проанализируйте то, что пишут украинские газеты или передает телевидение о Таможенном и Евразийском Союзах, и вы убедитесь в этом еще раз.
Сегодня для определенной части украинского политикума, как для сказочной мышки, страшнее России зверя нет. Она заведомо подозревается в коварстве, в попытках объегорить бедную Украину и, еще хуже, в намерении поглотить ее в новой империи. Конечно, при таком подходе ни о какой прагматичной политике Украины говорить не приходится. Пусть сгнивает без ремонта и модернизации газотранспортная система, пусть гибнут уникальные авиа- и судостроительные предприятия, но на сотрудничество с Россией мы не пойдем.
Удивительно: политика большинства стран мира определяется экономикой, а на Украине все наоборот. Жертвуем реальными экономическими интересами ради призрачных политических амбиций. Рынки сбыта наших товаров почти целиком находятся на Востоке, оттуда мы получаем нефть, газ, топливо для атомных электростанций, а объединяться все равно хотим только с Западом. Живем эмоциями, а не разумом. И трудно сказать, когда все это изменится. Наверное, не раньше, чем к управлению Украиной придет поколение политиков, не отягощенных комплексами исторических обид, для которых экономическое процветание страны и ее народа будет выше политического или этнонационального гонора.

ОТ СЕВАСТОПОЛЯ
ДО ЧЕРНИГОВА

Б
андеровцы, петлюровцы, мазепинцы и прочие патриоты утверждают сегодня, будто Переяславская Рада была для Украины национальной катастрофой, однако достаточно просто представить себе, что представляла собой Украина в XVII веке - территориально, экономически, политически. А затем сравнить ту Украину с Украиной, какой она стала к моменту распада СССР – от Львова до Харькова и от Севастополя до Чернигова.
Все это – гигантский экономический и оборонный потенциал, десятки тысяч современных предприятий, больниц, школ, университетов и т.д., и т.п. - было создано в союзе с братским русским народом. Создано, а потом отринуто и разрушено. Неслучайно герой новой квазинезависимой Украины Степан Бандера, в отличие от Богдана Хмельницкого, говорил, что «с москалями у нас нет общего языка». По мнению лидера ОУН, «каждое московское государство, как царское, так и демократическое и большевицкое, всегда действовали подлостью и вероломством  против Украины и других народов, и каждую форму союза превращали в еще более ужасное порабощение. Следовательно, врагом был не только сам режим - царский или большевицкий, не только государственная и общественная система, а сама московская нация, сведенная с ума бесами империализма, жаждой быть все более крепкой, более могучей, более богатой, но не в результате собственного развития, а посредством порабощения других народов, их ограблением и засасывания в свое чрево». Соответственно, «цель освободительных устремлений Украины неизменна и совершенно четка: полное освобождение от захватнического и насильственного империализма московской нации в целом… Полный разрыв любых связей с Россией».
Время раздельного существования показало, что без России Украина обречена на прозябание, на экономическую и культурную деградацию. Избежать их можно только одним способом – воссоединением с братским русским народом. Сегодня Украине опять, как 359 лет назад, нужна новая Переяславская Рада.

Виктор ЁЛКИН


Переяславская Рада – собрание в Переяславле (ныне город Переяслав-Хмельницкий Киевской области) представителей украинского народа 18 января 1564 года, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией.
В Переяславской Раде участвовали представители казачества, городов, жителей Украины, а также Русское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным, прибывшие на Раду по своей инициативе.
Гетман Богдан Хмельницкий, охарактеризовав в длинной речи тяжелое положение Украины в окружении шляхетской Польши, Крымского ханства и султанской Турции, призвал к воссоединению с Россией. Затем была зачитана грамота царя Алексея Михайловича о принятии украинского народа под защиту Русского государства.
Воссоединение с русским народом, с которым украинский народ связан общностью происхождения и исторического развития, спасло его от угрозы порабощения и уничтожения со стороны иноземных агрессоров, содействовало укреплению братских православных народов, дальнейшему развитию экономики и культуры.


Боевой Орден Богдана Хмельницкого учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1943 года.
Орден Богдана Хмельницкого состоит из трех степеней: I, II и III. Высшей степенью Ордена является I степень. Таким Орденом награждались  командиры и бойцы Красной Армии и Военно-Морского Флота, руководители партизанских отрядов и партизаны, проявившие особую решительность и умение в операциях по разгрому врага, высокий патриотизм, мужество и самоотверженность в борьбе за освобождение советской земли от немецко-фашистских захватчиков.
Орденом Богдана Хмельницкого также награждались рядовой, сержантский и старшинский состав, проявивший личную инициативу, мужество и упорство при выполнении боевого задания.
Орден Богдана Хмельницкого учрежден в период освобождения Украины. В  его создании принимали участие видные деятели украинской культуры –  кинорежиссер Александр Петрович Довженко и поэт Николай Платонович Бажан.
Всего Орденом Богдана Хмельницкого было награждено 8451 освободителей советской Родины.