Поиск по газете

четверг, 21 февраля 2013 г.

Степной авианосец в бухте забвения



В небольшом курортном поселке Крыма Новофедоровка, что расположен вблизи города Саки, находится уникальный военный объект НИТКА – наземный испытательный тренажерный комплекс авиационный. Построенный в советские годы этот единственный в своем роде комплекс предназначался для тренировки летчиков палубной авиации. Однако в последнее время наметившаяся тенденция украинского руководства страны к разворовыванию и уничтожению советского наследия коснулась и данного военно-стратегического объекта. На сегодняшний день тренажер оказался брошенным на произвол судьбы, и, судя по всему, доживает свои последние годы.
Сделан в СССР
Сформированный в 1980 году уникальный комплекс НИТКА предназначался для решения таких задач, как подготовка и обучение летного и технического состава палубной авиации и испытание корабельных средств укороченного взлета и посадки. Над созданием этого тренажера в течение нескольких лет трудились десятки коллективов научно-исследовательских институтов, сотни проектно-конструкторских бюро и заводов СССР – николаевский «Черноморский завод», ленинградский «Пролетарский завод» и «Знамя Октября», волгодонский завод «Атоммаш», таганрогское предприятие «Красный гидропресс», Челябинский трубопрокатный и Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе, а также многие другие.
При строительстве НИТКИ не допускалось применения никакого импортного оборудования, никаких деталей из-за границы. Все было изготовлено в Советском Союзе. В итоге строительство этого сложного инженерного сооружения обошлось более чем в 280 миллионов долларов.
Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный представляет собой трехпалубный «подземный корабль», оснащенный мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами – катапультами и аэрофинишерами. Летное поле, вымощенное лучшей советской сталью толщиной двадцать миллиметров, имеет вид корабельной палубы, оборудованной трамплином. Габариты посадочно-взлетного поля эквивалентны габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Взлет с сухопутного авианосца может быть вертикальным (бывшие самолеты СССР ЯК-36, ЯК-38), комбинированным (взлет с трамплина) и катапультным. Кстати, первый взлет с трамплина НИТКИ осуществил истребитель Су-27 в августе 1982 года. Посадка – только при помощи аэрофинишеров. К слову сказать, корабельный аэрофинишер – это устройство, которое позволяет остановить самолет на палубе корабля. Оно состоит из специального толстого стального троса, натянутого поперек посадочной палубы авианосца, концы которого намотаны на размещенные под палубой тормозные барабаны, снабженные мощными гидравлическими тормозами. Таких тросов, которыми оборудованы аэрофинишеры НИТКИ, в мире больше нет. Их разрывное усилие – более ста тонн, а диаметр – 36 миллиметров. Вес аэрофинишера составляет около ста тонн. При посадке самолет цепляется за трос специальным крюком – «гаком», выпускаемым непосредственно перед посадкой. Пневмогидравлическая машина поглощает кинетическую энергию самолета весом более двадцати тонн и движущегося со скоростью 240 километров в час за три с половиной секунды, в результате самолет останавливается. В гидравлической системе используется специальная не горючая жидкость, в точности как на подводных лодках. Поэтому в случае аварии опасность возгорания исключена.


Затянувшийся тайм-аут

С
 распадом Советского Союза НИТКА досталась Украине. А с середины 90-х годов по договоренности между правительствами России и Украины тренажер использовался совместно. Российские летчики Северного флота Российской Федерации получили возможность тренироваться в Крыму в течение полутора-двух летних месяцев. В качестве оплаты за аренду Россия предоставляла услуги по поддержанию парка самолетов и технической готовности полигона. Если перевести это в денежный эквивалент, то сумма составляла примерно полмиллиона долларов в год.
В 2008 году очередная серия учебных полетов, запланированная на сентябрь, была сорвана. В связи с использованием Черноморского флота ВМФ России в боевых действиях против Грузии 9 августа 2008 года МИД Украины заявил о нецелесообразности тренировок российской палубной авиации в Крыму. Российские летчики были вынуждены вернуться на свою авиабазу в Североморск-3 под Мурманском.
Через два года тренировки возобновились. Однако к этому времени Россия приняла решение о строительстве собственной НИТКИ в Ейске Краснодарского края, поэтому с 2010 года испытательные полеты на полигоне в Новофедоровке прекратились. С тех пор этот комплекс остается невостребованным. Потенциальные его арендаторы, Китай и Индия, от предложения использовать комплекс отказались. Сегодня эти страны возводят подобные объекты у себя, причем базой для обоих послужили корабли советской постройки. В результате наш степной авианосец сегодня переживает не самые лучшие времена, и, возможно, что его судьба уже предрешена, ведь авианосного флота на Украине нет.

Поселок
особого
назначения

Н
есмотря на бездарное руководство украинского правительства, в том числе, в военной сфере, местные жители Новофедоровки берегут свою историю и считают родной поселок колыбелью морской авиации. И с этим утверждением нельзя не согласиться. Ведь до 1992 года это был засекреченный авиационный гарнизон Саки-4, основанный в послевоенные годы. После развала Советского Союза, рассекретив, его объединили с примыкавшим к нему селом Федоровка, и дали новому поселку название Новофедоровка, сохранившееся и поныне.
Подробнее об истории этого поселка можно узнать, посетив комнату боевой славы, находящуюся в бывшем Доме офицеров Новофедоровки. Открытый в мае прошлого года благодаря инициативе местной жительницы, преподавателя русского языка и литературы Лоры Яскиной, этот небольшой уголок памяти встретил экскурсиями уже многих жителей и гостей Крыма.
- Идея открытия комнаты боевой славы возникла два года назад, – поясняет Лора Федоровна. – Такая комната уже была когда-то на первом этаже нашего бывшего Дома офицеров. Но ее со временем закрыли, а экспонаты растащили. Поэтому я для себя решила, что необходимо восстановить историю родного поселка. А так как со своим мужем, военным летчиком, мы проживаем здесь уже более пятидесяти лет, то кому как не мне нужно было взяться за это кропотливое дело. Первоначальное название будущей экспозиции мне представлялось таким «Новофедоровка – вчера, сегодня, завтра». Планировалось показать историю поселка, начиная с каменного века и заканчивая современностью. К тому же особый интерес вызывает античный период нашего края. В результате раскопок в окрестностях Новофедоровки найден ряд поселений, датирующихся первой третью III века до нашей эры. В процессе подготовительной работы я пришла к выводу, что все же основной тематической направленностью будущего проекта станет довоенный и военный периоды жизни поселка. Ведь нам есть, чем гордиться.
По словам Лоры Федоровны, в 30-е годы XX века здесь был построен один из полевых аэродромов для Качинского училища военных летчиков. Во время Великой Отечественной войны он послужил базой для авиационных полков. В частности, с этим аэродромом связана история 30-го отдельного морского разведывательного краснознаменного севастопольского авиационного полка под командованием полковника Христофора Александровича Рождественского, признанного одним из лучших подразделений на Черноморском флоте. Летчики этого полка проводили авиационную разведку, прикрывая сухопутные войска от вражеских налетов. Выполнение этих непростых задач в годы войны стоило полку больших потерь – трех боевых составов экипажей.
За личную храбрость и мастерство девяти летчикам и штурманам 30-го полка было присвоено звание Героев Советского Союза. На вооружении полка были самые новые стратегические бомбардировщики – ТУ-14, ТУ-16, ИЛ-28р, ПЕ-2, А-20 «Бостон». Здесь пилоты 30-го отдельного авиаполка «учили летать самолеты». Но в начале 90-х годов полк расформировали.
- В феврале 1945 года, – продолжает Лора Федоровна, – когда Крым был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, именно на нашем аэродроме приземлились самолеты премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и президента США Франклина Рузвельта, которые, встретившись с председателем Совета Народных Комиссаров СССР Иосифом Сталиным, последовали на Ялтинскую конференцию. Помимо этого в нашей комнате боевой славы представлены экспозиции, посвященные истории создания НИТКИ. Словом, нам есть, чем гордиться. Но, к сожалению, это касается только советского периода, ведь ситуация в авиации военно-морских сил Украины настолько плачевна, что и говорить-то не о чем. В нашей комнате боевой славы представлен всего лишь один стенд, рассказывающий об истории полка в годы украинской независимости. Помню, как когда-то мы долго не могли привыкнуть к ужасному грохоту от реактивных самолетов, которые летали практически ежедневно, а сейчас не можем смириться с окружающей нас тишиной.

P. S. Безусловно, знакомство с историей поселка Новофедоровка можно продолжать еще долго. Поскольку наш рассказ – всего лишь маленькая толика того, что мы узнали и увидели. Фонды комнаты боевой славы бывшего Дома офицеров постоянно пополняются, потому как в планах Лоры Федоровны Яскиной и ее помощников – расширение экспозиции и создание  на базе комнаты боевой славы музея. Что ж, пожелаем удачи Лоре Федоровне в ее нелегком начинании, ведь на таких энтузиастах, как она, держится весь мир.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Алексея СОМОВА