Поиск по газете

пятница, 14 июня 2013 г.

«Ирод» – тиран, поверженный любовью


В конце мая впервые на Украине состоялась премьера рок-оперы «Ирод», которая прошла на театральных подмостках Крымского академического украинского музыкального театра. Накануне этого события журналисты газеты «Коммунист Крыма» были приглашены на сдачу спектакля (допремьерный показ), где смогли узнать интересные подробности истории его постановки.
   
- Этот спектакль готовил Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко, – рассказывает директор Крымского академического украинского музыкального театра, заслуженный работник культуры Украины, лауреат Премии АРК, руководитель проекта Владимир Загурский. – В свое время «Иродом» планировал заняться народный артист Советского Союза Богдан Сильвестрович Ступка. Он видел то, какой должна быть эта постановка, он чувствовал весь ее потенциал. Но, к сожалению, ему не удалось осуществить задуманное.
По словам Владимира Ивановича, идея постановки этого спектакля пришла ему совершенно неожиданно.
- Я приехал в Киев к композитору Игорю Покладу, чтобы отобрать музыку для спектаклей нашего театра, – продолжает руководитель проекта. – И вдруг он предложил музыку из «Ирода» на стихи Александра Вратарева. Я прослушал три композиции и уже не смог оторваться - был очарован и воодушевлен. Тогда я твердо решил, что наш театр должен обязательно поставить этот спектакль. Безусловно, для реализации такого масштабного проекта потребовалась настоящая команда профессионалов. В качестве балетмейстера Игорь Дмитриевич предложил заслуженную артистку Украины Аллу Рубину. Что же касается постановщика, то я настоял на том, чтобы это был режиссер нашего театра Владимир Косов. А музыкальным руководителем, хормейстером и дирижером рок-оперы – Венера Канивец, для которой «Ирод» в Крымском академическом украинском музыкальном театре стал первой большой работой.
В целом, в постановке были задействованы более 300 человек, включая актеров, осветителей, декораторов, гримеров и костюмеров. Спектакль поставили в рекордно короткие сроки – всего за три месяца.
- Хочу отметить, что в нашем театре мы не можем ставить спектакли дольше трех с половиной месяцев, город маленький и необходимо постоянно обновлять репертуар, – поясняет Загурский. – Рок-оперу «Ирод», которую, надеюсь, оценят наши зрители, мы будем продолжать шлифовать, ведь у совершенства нет границ. Хочу особо подчеркнуть, что по затратам – это самая дорогая постановка в истории Крымского академического украинского музыкального театра.


Проклятые
вопросы

Ч
то же касается самого спектакля, рок-опера «Ирод» рассказывает о жизни и смерти тирана Иудеи – Царя Ирода. Это один из самых занимательных библейских сюжетов. На протяжении двух актов перед зрителем языком завораживающей музыки, поэзии, балета, мастерской драматической игры актеров разворачивается сюжет о любви жестокого и великого Царя древней Иудеи Ирода к прекрасной Мариамне. Безжалостный тиран влюбляется впервые в жизни, но эта любовь оказалась безответной – юная девушка не ответила на его чувства. В итоге его слуги убивают Мариамну и их ребенка, которого она носит под сердцем. Ирод же сходит с ума и умирает от тоски по любимой.
На сдаче спектакля роль Ирода исполнял народный артист Украины Валерий Карпов. Мариамну играла Диана Бурова. Следует подчеркнуть, что при постановке рок-оперы «Ирод» руководители проекта утвердили два актерских состава, исполняющих главные роли.
По словам режиссера-постановщика Владимира Косова, в рок-опере раскрывается две темы.
- Первое – это, конечно же, любовь, – признается Косов. – Второе – мы попытались показать на самом, как мне кажется, страшном примере человечества, как Царь Ирод, уверовав во вседозволенность, пытается уравнять себя с Богом, считая что, обладая богатством и властью, он способен повелевать и душами. Но как и всякий тиран, Ирод ошибся – отсюда его моральное падение и гибель. Мы не ставили перед собой задачу, чтобы, придя на спектакль, зритель увидел только нравственные мучения и кровь. Мы пытались сохранить благородно-духовное начало главного героя. Думаю, нам удалось выдержать все этические, духовные и эстетические нормы.
Кстати, название рок-оперы родилось практически на последних этапах работы над проектом. Обсуждалось пять вариантов названия: «Стена плача», «Дорога к храму», «Великий Ирод», «Ирод и Мариамна» и, наконец, «Белые кони Ирода». Рабочим же названием было «Стена плача». Однако ближе к премьере стало ясно, что именно «Ирод» передает суть драмы.
В перспективе рок-оперу «Ирод» планируют показать и в других театрах страны. По словам директора театра Владимира Загурского, в ближайшем будущем эту постановку, возможно, повезут в Керчь, на ежегодный традиционный фестиваль «Боспорские агоны».
А тех, кто еще не успел посмотреть этот яркий и зрелищный спектакль, руководство Крымского академического украинского музыкального театра приглашает на рок-оперу «Ирод» 27 июня на закрытие 58-го театрального сезона.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,

фото Алексея СОМОВА