Поиск по газете

четверг, 4 июля 2013 г.

Украинский Брюс Ли


Недавно мы рассказывали о состоявшемся в Симферополе международном турнире по каратэ «Гранд-2013», прошедшем при поддержке Крымского рескома КПУ. Среди почетных гостей, прибывших на соревнования, был и легендарный киевский актер, каскадер и режиссер, мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион Украины, чемпион Европы, двукратный чемпион мира по контактным видам единоборств Александр Литвиненко. Александр Сергеевич дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Коммуниста Крыма», которое мы и представляем вашему вниманию.
  


- Александр, вам только тридцать три года, а уже столько титулов, вы практически добрались до спортивных вершин. Поделитесь с нашими читателями секретом: как стать чемпионом?
- Вначале позвольте выразить слова благодарности организатору турнира, моему товарищу Александру Удовиченко, который уже второй раз подряд в этом году приглашает меня на соревнования в Крым. Хочу отметить хорошую организацию турнира и высокий уровень подготовки спортсменов. Что же касается рецептов чемпионства, отвечу так: всю свою жизнь с раннего детства, сколько я себя помню, занимался контактными видами спорта, хотя рос довольно болезненным ребенком. В восьмидесятых начинал с каратэ - других контактных направлений в то время в нашей стране еще не было. В 1991 году началось мое уже более осознанное изучение боевых искусств в одной из спортивных школ. Потом в моей жизни появились кикбоксинг, таэквон-до, джиу-джитсу. С тех пор я понял, что боевые искусства для меня - это все.
- Почему вы выбрали именно восточные единоборства?
- В середине восьмидесятых в Советском Союзе появился новый способ развлечения под названием «видеосалоны». Впечатление от их посещения оставило огромный отпечаток в моем детском сознании, ведь там я впервые увидел фильмы «про каратэ». Ленты с участием Брюса Ли. Это было нечто!  Я просто влюбился в мир боевых искусств. Тогда я поставил перед собой дерзкую цель научиться всему, что умел Брюс Ли. Думаю, что многое мне удалось. Возможно, кто-то из читателей подумает, что я хвастаю. Правильно. Зачем верить на слово? В Интернете введите в поисковике мое имя (или адрес  alexlее1979 на You Tube) – появится много видео. Смотрите сами и решайте, не преувеличиваю ли я свои скромные достижения.
- Помните ли вы тот момент, когда впервые ступили на татами?
- Конечно, помню. Для меня это было все равно, что шаг в сказку. Просто чудо: я попал в тренировочный зал! Зал, в котором я начал обучение, представлял собой не что иное, как трехкомнатную квартиру в пятиэтажном доме на первом этаже. И вот в этом переполненном помещении я начал тренироваться. Спустя некоторое время благодаря своим старшим товарищам я поступил  в спортивную школу и начал тренироваться еще больше. На дворе - 1991 год. Мне – 12 лет. Прозанимавшись пару лет, я впервые решил выступать на городских соревнованиях по кикбоксингу. И выиграл свои первые соревнования: стал чемпионом города Мариуполя 1993 года. 


Подарок
судьбы

- Как вы оказались в Киеве, чем занимались в столице?
- С 1993-го по 2002 год я участвовал в огромном количестве чемпионатов разного уровня - от городских до чемпионатов мира. В 2003 году я переехал в город-герой Киев и живу в нем по сей день. Почему я решился на переезд? Дело в том, что в любом столичном городе больше возможностей для реализации своих планов. В 2005 году я открыл в Киеве свою Школу боевых искусств. Преподавал и сам тренировался. Но мне хотелось большего. И здесь мне опять помог кинематограф. Для меня кино стало второй жизнью так же, как когда-то единоборства. Как спортсмен я чувствовал себя уверенно перед кинокамерой. Но язык кино был иным. Ему тоже нужно было учиться. Тогда я стал нанимать  преподавателей, из старого поколения актеров, которые охотно делились со мной знаниями. Для меня работа в кино стала своего рода спортивным соревнованием. Во время съемок я получал огромное наслаждение, прямо как от победы в каком-то турнире. Я хотел совместить в себе два этих искусства: искусство боя и мир кино, как когда-то это сделал Брюс Ли. В это время я уже практически не участвовал в турнирах. Возможно, мне стало скучно этим заниматься. Я мечтал о кино, о кино с большой буквы. 
- Ваши первые шаги в кино?
- Как я уже сказал, параллельно с преподаванием я начал свой актерский путь, правильнее сказать - каскадерский. Ведь именно в качестве каскадера я и попал в кино. Моя мечта стала осуществляться. Я был очень близок к своей цели. Стал, как ненормальный, искать, изучать все тонкости кинопроцесса. Пытался понять, как  работает этот механизм. И я тогда понял, что очень многому мне еще предстоит научиться. Но я  был счастлив – ведь именно этого я и хотел. Несмотря на все трудности, несмотря на превратности судьбы, я решил, что буду двигаться дальше по пути саморазвития, самопознания,  совершенствования своих знаний, умений, способностей. Ведь любые преграды только укрепляют стремления и закаляют дух.
- Могли бы перечислить все фильмы с вашим участием?
- Попытаюсь. Это «Торгаши», «Подарок судьбы», «Подруга особого назначения», «Банкирши», «Миф об идеальном мужчине», «А жизнь продолжается», «Оранж лав», «Однажды в новогоднюю ночь», «Возвращение Мухтара-2», «Отчим», «Хорошие парни», «Похищение богини», «Ломбард», «Кто кому кто». Может что-то и пропустил…

В поисках
нового

- Вы - востребованный актер, но скажите честно, ведь в кино вас приглашают только из-за умения хорошо драться?
- Не стану лукавить, в основном – да. К сожалению, ролей без драк у меня не так много, потому что позиционируют меня как «боевого» актера. Но я не считаю постановочные бои в кино актерством второго сорта. Ведь кино – это не театр с разговорным жанром, кино – это зрелище, динамика, действие. Но разве показать перед камерой свое умение владеть боевыми искусствами (без компьютерных и комбинированных съемок) - это мало? Как сказал Джеки Чан: «Я хочу, чтобы то, что я делаю, видели люди», то есть не прятаться за камерой как каскадер, а чтобы зрители могли увидеть того, кто делает трюки. Конечно, как и каждому актеру, мне бы хотелось сыграть не только «боевую», но и глубокую драматическую роль. Но мой Гамлет так просто бы Лаэрту не сдался! Шутка.  
- Читал в Интернете, что вы решили попробовать себя на режиссерском поприще. Каково самому снимать кино?
- Если в нашей стране государство не финансирует создание фильмов, значит нужно делать их самостоятельно. Перефразируя классика: если хочешь увидеть хороший фильм, сними его сам. Как минимум, нужно попытаться создать кино лучше, чем это делают другие. Задача сложная, ведь мне приходилось одновременно быть и режиссером, и сценаристом, и пиротехником, и актером. А начал я с того, что два года назад снял свой первый полнометражны игровой фильм «Правда жизни». Причем - на мобильный телефон. Мне было просто интересно. Мои первые короткометражки про боевые искусства  можно также увидеть в Интернете. Это такие демонстрационные фильмы как «Необходимая жестокость», «Случайная история», «Погоня», «Хакер» и другие. В этих видеозарисовках куча недочетов, но мне за них не стыдно, ведь  это было начало, так сказать - проба пера.
Сегодня я завершаю монтаж и озвучивание своего фильма «Духи войны». Тема, раскрытая в картине, мне близка, ведь ее герои - воины, наемники, для которых война, бой стали профессией.
- Турнир по каратэ «Гранд-2013», в котором вы принимали участие, проходил при поддержке Крымского рескома КПУ и лично его председателя Олега Соломахина, который, по его признанию, также в детстве занимался каратэ. Как вы относитесь к инициативам коммунистов поддерживать здоровый образ жизни молодежи и способствовать развитию спорта?
- Думаю, что это не внезапная инициатива, не спонтанная предвыборная кампания, а продолжение начатого нашими отцами и дедами курса на развития спорта и популяризацию здорового образа жизни в стране. Я сам бывший пионер, прекрасно помню, как все это было на самом деле. Я не могу сказать, что моя семья жила плохо во времена СССР. Ведь и первые шаги на своем спортивном пути я сделал именно тогда, когда нашей большой страной руководила Компартия. И сегодня я глубоко убежден в том, что  если Компартия будет так же идти навстречу людям, заботиться об их здоровье, физическом развитии и здоровье будущих поколений, весь народ обязательно поддержит коммунистов. Я за то, чтобы в нашей стране было благополучие, спокойствие и не было войны. И если коммунисты смогут этого добиться, я буду только счастлив.
В завершении интервью хотелось бы добавить несколько слов. Вы прочли историю не только о легендарном человеке, нашем соотечественнике. Это - рассказ о парне, который, как говорят янки, has done by himself, то есть сделал себя сам. Перескажите эту статью вашим детям или  внукам. Пусть они поймут: для того, чтобы многого добиться в жизни, нужны не деньги или связи, а просто желание и ежедневный тяжелый труд. 

Алексей СОМОВ,
фото автора 
и из архива
Александра Литвиненко