Поиск по газете

четверг, 1 августа 2013 г.

Пэрэгоны по-флотски


Придется ли устанавливать в Севастополе памятник затопленным… бронетранспортерам?
Празднование Дня флота в Севастополе ознаменовалось грандиозным скандалом. На репетиции совместного украино-российского морского парада утонул украинский бронетранспортер. К счастью, никто из экипажа не погиб - военнослужащим удалось выбраться на поверхность. А бронемашину потом подняли со дна моря при помощи подъемного крана. Все это произошло на глазах у тысяч зрителей, которые по традиции собираются посмотреть не только парад в День флота, но и репетицию накануне праздника.


ДОШЛИ ДО РУЧКИ

Официальную версию инцидента озвучил командующий Военно-морскими силами Украины Юрий Ильин: «Один бронетранспортер по техническим причинам, которые сейчас выясняются, затонул в ста метрах от берега. Личный состав был эвакуирован. Действовали очень уверенно, слава Богу, все живы, все здоровы. Никто не пострадал. Причины могут быть разными. Они сейчас выясняются. Внешний осмотр, который был произведен, показал, что видимых повреждений на бронетранспортере нет».
Что ж, командующему, как говорится, положено «делать хорошую мину при плохих бронетранспортерах». Другое дело – независимые эксперты. Как заявил после инцидента бывший председатель парламентского комитета Верховной Рады Украины по обороне, коммунист Георгий Крючков, «это очень плохой знак».
«Я потрясен, что это произошло, это крах нашего флота», – сказал известный украинский политик. – «Не знаю, случайность это или нет, но ведь его проверяли накануне. Кто виновен? Виновен ли министр Лебедев? Нужно разобраться, нужно, чтобы виновные понесли ответственность за этот позор».
«Наши вооруженные силы в целом доведены до ручки, - полагает Георгий Крючков. – Произошедшее во время репетиции – тому подтверждение, и министр Лебедев к этому, естественно, имеет непосредственное отношение. Это позор, тем более что два президента должны были смотреть этот парад».
А вот «Украинский морской портал» увидел в потоплении украинского бронетранспортера козни… проклятой России. Якобы инцидент с украинским бронетранспортером мог быть следствием диверсии россиян. «Как такое могло случиться с техникой, которая буквально неделю назад успешно принимала участие в международных украино-американских военных учениях «Си Бриз -2013» (которые, к слову, очень не нравятся руководству РФ) и неоднократно доказала свою надежность в аналогичных задачах по высадке десанта с корабля? Эти учения длились две недели и только за один день украинские морпехи, именно на этих БТРах, по нескольку раз производили высадки и погрузки на десантный корабль», – отмечает портал.
«Уникальность инцидента с БТРами заключается в том, что ЧП произошло не с одним, а сразу с двумя украинскими БТРами (вторая машина просто заглохла во время репетиции), которые предварительно стояли два дня на российском десантном корабле «Новочеркасск». Независимые военные специалисты подчеркивают, что такое «совпадение» возможно только в случае, если на машинах предварительно отпустить пробку слива воды или открыть кингстон (хотя бы частично). Специалистам известно, что перед загрузкой на корабль БТРы тщательно осматривают, о чем составляются соответствующие акты. Оставить незакрытыми вышеуказанные устройства невозможно, потому что это один из главных критериев осмотра. Зато открыть кингстон или пробку можно незаметно уже на корабле, например, ночью.
Этот факт наталкивает на мысль, что зрелищная акция «потопления» украинской техники запланирована заранее и могла быть организована нарочно российскими коллегами, с корабля которых высаживалась техника», – уточняет «Украинский морской портал».
В общем, тут как в старом украинском анекдоте про невестку, в роли которой у наших национал-патриотов традиционно выступает Россия…

АРМИЯ – УГРОЗА ОБЩЕСТВУ

Однако как бы там ни было на самом деле, а День флота действительно ознаменовался конфузом, который еще долго будут вспоминать украинским воякам. Как вспоминают им подбитый российский пассажирский самолет (кстати говоря, подбитый залпом из Крыма, с полигона на мысе Опук), уничтоженный ракетчиками жилой дом в Броварах, неоднократные массовые взрывы на складах с боеприпасами и многие другие инциденты. Увы, на сегодняшний день украинская армия не столько защищает нашу страну от неких внешних врагов, сколько несет реальную угрозу для собственных граждан.
Теперь вернемся на флот. Или, точнее, на флоты. Ибо надо честно признать, что российский Черноморский флот на сегодняшний день находится в ненамного лучшем состоянии, чем украинский. К счастью, в 2010 году, сразу после прихода к власти нынешнего президента Украины Виктора Януковича, наши страны заключили исторические Харьковские соглашения, которые продлили сроки базирования российских моряков в Крыму до 2042 года. Однако этого все равно слишком мало. Как смогли воочию убедиться в минувшее воскресенье в Севастополе Виктор Янукович и Владимир Путин, и украинский, и российский флот нуждаются в немедленной модернизации.
Судите сами. На момент распада СССР Краснознаменный Черноморский флот насчитывал свыше 300 боевых кораблей и вспомогательных судов, в числе которых было 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки эсминцев, сторожевиков, тральщиков и десантных кораблей; около 110 тысяч человек личного состава и более 60 тысяч рабочих и служащих. Сегодня из боевых кораблей на Черноморском флоте России остались один ракетный крейсер «Москва» (спущен на воду в 1979 году), два больших противолодочных корабля (1967-71 гг.), два сторожевых корабля (1980-81 гг.), шесть больших десантных кораблей (1968-87 гг.), полторы подводные лодки (одна из них уже вряд ли когда-нибудь выйдет из ремонта), а также несколько малых противолодочных кораблей и ракетных катеров.
Среди моряков уже давно гуляет грустная шутка о том, что вскоре Черноморский флот будет состоять из командующего флотом, дежурного адмирала, белого адмиральского катера, оркестра и роты почетного караула, которые в случае чего будет легко перевести куда угодно — хоть в Новороссийск, хоть на Москву-реку.
Что же касается количественного и качественного состава ВМСУ, то здесь, как говорится, вообще без комментариев.
Если представить себе условное морское сражение между советским Черноморским флотом образца 1991 года и объединенными морскими силами России и Украины образца 2013 года, то, я думаю, советским морякам понадобилось бы очень немного времени для того, чтобы пустить ко дну совместную современную российско-украинскую морскую «армаду».

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

На самом деле, то, во что за последние двадцать два года превратили легендарный Черноморский флот – это, ни больше ни меньше, государственное преступление, за которое рано или поздно кому-то придется отвечать. Сегодня, правда, путинская Россия запустила большую кораблестроительную программу, в рамках которой в течение ближайших нескольких лет на Черноморский флот должны прийти шесть новых подводных лодок и шесть фрегатов. Однако Украина пока не дает разрешения на базирование новых кораблей и субмарин Черноморского флота в Севастополе. Как результат, по крайней мере первые три подлодки проекта 636 типа «Варшавянка», которые должны поступить на Черноморский флот, будут базироваться в Новороссийске.
Хуже того, украинская оппозиция не оставляет планов вообще выдворить российских моряков из города русской славы. В конце июня  Верховная Рада Украины рассматривала вопрос о денонсации Харьковских соглашений. Тогда, к счастью, это решение провалилось – его поддержали всего 152 депутата из оппозиционного политического лагеря («Батькивщина», «УДАР», «Свобода»), включая крымчан Андрея Сенченко, Людмилу Денисову, Мустафу Джемилева, Эдуарда Леонова и Николая Паламарчука.
Против отмены Харьковских соглашений проголосовали коммунисты, в том числе народный депутат-крымчанин, второй секретарь Крымского рескома КПУ Сергей Топалов.
Но несмотря на провал этого голосования, оппозиционеры не оставляют попыток изгнать российских моряков из Крыма. На прошлой неделе бывший пламенный коммунист-ленинец, а ныне отчаянный украинский националист Владимир Яворивский, представляющий в Верховной Раде «Батькивщину», вновь внес на рассмотрение парламента проект закона о денонсации Харьковских соглашений.
В этой ситуации едва ли не вся надежда – на фракцию коммунистов, которая не допустит отмены Харьковских соглашений. Ну и, конечно, на инициированный коммунистами референдум о вступлении Украины в Таможенный союз. Если это произойдет, вопрос о базировании в Севастополе новых российских кораблей решится автоматически. К тому же, вступление Украины в Таможенный союз может оживить крымскую и украинскую судостроительную и судоремонтную отрасли. Черноморская судостроительная и судоремонтная база, которая после распада СССР в основном оказалась в руках Украины, находится сегодня в полуразрушенном состоянии. А ведь в том же Севастополе, в Феодосии, в Керчи судоремонтные и судостроительные предприятия, на которых работали тысячи человек, были градообразующими. Севастопольские, керченские, феодосийские, а вместе с ними и николаевские судоремонтные и судостроительные предприятия могли бы ожить, получив заказы из России. Если этого не произойдет, их, увы, почти наверняка ожидает окончательная гибель, а корабли российского и украинского флотов – сдача в утиль или… затопление. После чего в Севастопольской бухте можно будет установить еще один Памятник затопленным кораблям и… бронетранспортерам.

Виктор ЁЛКИН