Поиск по газете

среда, 19 февраля 2014 г.

Александра АМПЛЕЙКИНА: «Нашим детям навязывают псевдоценности»


Никогда не померкнет славный подвиг советского народа, одержавшего победу в годы Великой Отечественной войны. Цена этой победы была огромна. Однако, несмотря на все лишения, в послевоенные годы граждане Советского Союза проявили невиданный героизм и в кратчайшие сроки восстановили разрушенное войной народное хозяйство.
Так, тяжелое послевоенное время досталось на долю и нашей героине рассказа – жительнице села Синицыно Кировского района, ветерану труда Александре Федоровне Амплейкиной.


Первым был «Теремок»

- Я родилась в 1936 году в Тамбовской области, – рассказывает Александра Федоровна. – В нашем селе была четырехлетка, где работали очень хорошие преподаватели, которые помимо знаний давали нам нравственное воспитание на идеалах коллективизма, дружбы, любви к Родине и труду. После окончания младшей школы последующие четыре класса пришлось доучиваться в соседнем селе Григорьевке. Несмотря на то, что село находилось в трех километрах от нашего, мы ходили в школу пешком и никогда не жаловались на дальний путь. Наоборот, мы старались не пропускать занятия даже тогда, когда зимой столбик термометра опускался до отметки –22 °C и бушевали снежные бури. Нам нравилось учиться. В этой школе был очень хороший директор, коммунист. Мы всегда брали с него пример.            
После окончания средней школы Александра Амплейкина поступила в Борисоглебское дошкольное педагогическое училище в Воронежской области, которое окончила в 1956 году. 
- Свою трудовую деятельность я начала в городе Красноярске, – продолжает Александра Федоровна, – куда меня направили после училища. Там я работала заведующей детским садом «Теремок». В послевоенное время вместе с восстановлением промышленности, сельского хозяйства особое внимание уделялось и народному образованию, куда, в том числе, входило и дошкольное образование. Поэтому одной из главных моих задач было организовать работу детсада, с которой я успешно справилась.
Александра Федоровна трудилась в «Теремке» три года, после чего ее направили на работу в поселок Орешное Красноярского края.
- Орешное находится в 170 километрах от Красноярска, – вспоминает Амплейкина. – Это старинный поселок, длина некоторых его улиц достигает семи километров, кругом тайга, очень красиво. Кстати, свое название поселок получил потому, что в тайге было много кедра. В Орешном я проработала заведующей детским садом почти пятнадцать лет. За это время мне удалось буквально поднять с колен детсад, наладить в полном объеме его работу. Да к тому же я сформировала очень хороший рабочий коллектив. Мне по жизни везло на хороших людей. Я всегда с легкостью находила общий язык со всеми, словом, мне нравилось работать с людьми. И они отвечали мне взаимностью. 
Здесь же, в Орешном, Александра Федоровна познакомилась со своим будущим мужем Николаем Александровичем Арбузовым. В 1960 году они сыграли комсомольскую свадьбу. А четыре года назад Александра Федоровна и Николай Александрович отметили «золотую» свадьбу.

В десятке лучших      

В 1973 году Александра Амплейкина вместе с мужем приехала в Крым.
- Меня направили на работу в Кировский район село Красновка (бывший совхоз «Красновка»), – продолжает Александра Федоровна. – Полгода трудилась воспитателем в детском саду, а потом меня перевели заведующей в детсад «Аленушка» села Синицыно. Когда я принимала работу, в детском саду были прогнившие полы. Так что пришлось начинать с развалин, как и в Красноярском крае. Я была десятой по счету заведующей. Такая текучка кадров была связана, скорее всего, с тем, что коллектив очень сложный попался. Директор был хороший, мудрый человек, но вот найти общий язык с заведующими у него не получалось. Они менялись буквально через каждые  два месяца. Поэтому работы в детсаду никакой не велось. Я начала восстанавливать не только материально-техническую базу, но и весь воспитательный процесс. Директор всегда во всем помогал. Путь был долгим и тяжелым, но мы построили «Аленушку» заново. У нас все группы были заполнены (детсад был рассчитан на 200 мест), везде царил порядок. В Кировском районе было 50 детских садов. Когда я только начинала работать в «Аленушке», мы были на 47 месте. А спустя восемнадцать лет – уверенно закрепились на седьмой позиции.
Сегодня Александра Федоровна – на пенсии. Общественному дошкольному воспитанию она посвятила 48 лет своей жизни. 
К сожалению, за двадцать два года так называемой «нэзалэжности» в Кировском районе закрылись многие детские сады, часть из них растащили – камня на камне не оставили.
- Мою «Аленушку» тоже растащили, но не полностью, – добавляет Амплейкина. – Сегодня там работает несколько групп, но детишки находятся до обеда, потому как нет пищеблока.

Родина – прежде всего

По словам Александры Федоровны, в современной системе дошкольного воспитания есть много недостатков.
- В сознание наших детей и внуков с пеленок вкладывают чуждые нам ценности и стереотипы, – с огорчением констатирует Александра Федоровна. – Мы, советские люди, шли в жизнь с открытой душой, мы знали, что страна нас ждет. А современная молодежь стала менее активной, безынициативной, они не работают так, как мы – с энтузиазмом. Им этого не заложили. Мне дико на это смотреть. Я всю свою жизнь прошла с девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Помимо работы, я состояла во многих общественных организациях и сейчас являюсь активным членом некоторых из них. В частности, я состою в Синицынской организации ветеранов войны, труда и воинской службы. Раньше пела в хоре ветеранов, в народном ансамбле «Калинонька». 
В прошлом году по ходатайству совета ветеранов исполком Синицынского сельского совета присвоил Александре Федоровне звание «Почетный пенсионер», потому как она активный помощник, направляет деятельность организации и всегда принимает участие в мероприятиях.
- У нас с мужем полная тумбочка различных наград и грамот, – улыбаясь говорит Александра Амплейкина, – мы оба – ветераны труда. Помимо этого мой муж был награжден в 1975 году орденом «Знак Почета». Но при нынешнем строе все эти звания, награды ничего не значат. Государство перестало заботиться должным образом о пенсионерах. Мы с мужем – одинокие старики, всю жизнь работали, чтобы, в том числе, накопить немного денег на старость. Но государство не хочет возвращать нам эти деньги. И не только нам, большая часть жителей Украины – вкладчики бывшего Сбербанка СССР – уже, наверное, никогда не увидит своих честно заработанных денег. Хотя Россия, Белоруссия и Казахстан вернули вклады. Сегодня стало страшно и боязно жить, ведь мы не нужны нынешней власти.      

Алена ТАРАНЕНКО,
фото Ивана КЛИМОВА