Поиск по газете

пятница, 14 февраля 2014 г.

Афганистан: наш а память и боль


15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни более 15 тысяч советских граждан. В этом году мы отметим 25-ю годовщину этого события. В этот памятный день ветераны-афганцы, участники боевых действий, члены их семей соберутся возле памятников воинам-интернационалистам, чтобы почтить память погибших. Говорят, что жизнь тех, кто служил в Афганистане, разделилась на «до» и «после». И с этим утверждением нельзя не согласиться.
Своими воспоминаниями о той войне поделились ее участники. 


Николай Павлович Швидкой, участник боевых действий, майор в отставке 
В 1973 году я окончил Орджоникидзевское высшее войсковое командное дважды Краснознаменное училище, получив первое офицерское звание лейтенанта. После этого меня направили командиром взвода в Центральную группу войск, находившейся на территории Чехословакии, где прослужил до 1976 года. Там я вступил в КПСС. Затем меня направили в ордена Ленина Забайкальский военный округ (Восточная Сибирь), где я прослужил шесть лет в должности командира роты учебно-боевых машин. А уже после Сибири я попал в Крым. Отдел кадров Одесского военного округа направил меня в Симферополь, в 98-й мотострелковый полк.
В ноябре 1983 года, согласно приказу, меня отправили в Афганистан на два года. Мне было тогда 31 год. Я должен был заменить одного командира роты, который прослужил уже два года. Прибыв на место, на вертолетной площадке меня встретил командир роты на бронетранспортере. Он понимал, что через несколько дней вернется на Родину, к семье, поэтому очень рад был меня видеть. Мы приехали в штаб, а там нам сообщили, что в такой-то мотострелковой роте погиб командир и нужна срочная замена. И меня направили вместо погибшего командира…
Сначала мы около трех месяцев занимались сопровождением колонн с народно-хозяйственными грузами, перевозили буквально все. Колонна – около сотни машин, через каждые десять машин – БТР. Саперы исследовали дорогу, с воздуха прикрывали вертолеты. Очень часто на колонны нападали «духи». Я дважды подрывался на бэтээре, слава Богу, серьезных травм не получил. В госпиталь не обращался, голова несколько дней кружилась, наверное, была легкая контузия. Потом нас перебросили на охрану 60-ти километрового трубопровода, который лежал практически на поверхности. По нему «перекачивали» бензин, солярку, керосин. Неоднократно случались взрывы из-за нападений душманов. Потом были боевые операции. Мы находились месяц в Файзабаде (север Афганистана). Помню, как тяжело было передвигаться в горах. Высота – 3,700 метров, ночью еще как-то можно было пройти по снегу, потому что держался мороз, а днем – проваливались по пояс в сугробы. За день наматывали километров по 30. С воздуха нас прикрывали «вертушки». «Духи» уходили быстро, они знали местность. Мы их обозначали зеленым цветом на карте (по цвету формы), а своих – красным цветом.
В декабре 1985 года я вернулся домой. За службу в Афганистане меня наградили медалью «От благодарного афганского народа», а от Президиума Верховного Совета СССР – почетной грамотой за выполнение интернационального долга. Я продолжил службу в Симферополе.
В 1992 году уволился в звании майора, мой общий воинский стаж – 26 лет. Сейчас поддерживаю связь с товарищами, с которыми служил в Афганистане. Ежегодно 15 февраля мы собираемся и возлагаем цветы к мемориалу воинам-интернационалистам. К сожалению, сегодня государство уделяет недостаточно внимания к нуждам ветеранов-афганцев и участникам боевых действий.
Я очень негативно отношусь к нынешней ситуации в стране. Три гауляйтера решили взять власть в стране. Но ведь они не понимают, что если вдруг они придут к власти, где гарантия того, что через полгода их последыши таким же способом не захотят взять власть в стране. И что, опять майдан?! Почему на майдане не звучат лозунги о том, чтобы построить социалистическое государство с бесплатным образованием, медициной, с достойными пенсиями и так далее? Потому что так называемая «оппозиция» не заинтересована в благополучии всего народа Украины.

Валерий Михайлович Кучеренко, участник боевых действий, председатель Союза Советских офицеров Крыма, советник ЦК ВЛКСМ при Демократической организации молодежи Афганистана (1984-1985 годы). За службу в Афганистане награжден 2 медалями.
Многие осуждают советское руководство в принятии решения о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Называют его враждебным, антинародным. Но это не так. Это решение было обусловлено совокупностью причин, объективных фактов и конкретно военно-политической и исторической обстановкой на тот период. Афганистан был нашим южным соседом, граничащим с Таджикистаном и Узбекистаном. Это была дружественная нам страна, начиная с самых первых дней советской власти, с которой одной из первых были установлены дипломатические отношения еще при Ленине. Мы помогали друг другу. В 1978 году в Афганистане произошла Саурская революция. Сложилась довольно непростая политическая ситуация, и советское руководство приняло решение ввести свои войска на территорию Афганистана. Если бы мы этого не сделали, американцы ввели бы свои войска и разместили на границе с СССР ракеты ближнего и среднего радиуса действия. Цель была одна – не допустить ввод войск НАТО.
До Афганистана я работал председателем Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Крымского обкома Комсомола. Нашему руководству поступило распоряжение о том, чтобы внести предложение кандидатуры советника ЦК ВЛКСМ при Демократической организации молодежи Афганистана. Я подошел к первому секретарю и предложил свою кандидатуру.
В 1984 году я приехал в Афганистан. Мне было 34 года. Я ехал с целью исполнять интернациональный долг, помогать афганскому народу строить социализм и защищать от возможной агрессии Запада.
Мы работали с населением, начиная от создания Дворцов пионеров и заканчивая контрольным надзором за организацией народного образования в школах.
Когда мы уезжали оттуда, мы давали клятву, что никогда не расскажем о том, что там происходило. Нас все равно не поймут. Война это совсем другое, что себе многие представляют, это не то, что показывают по телевизору. Война не делает людей ни лучше, ни хуже. На войне проявляется истинное лицо человека.  
И сегодня, глядя на то, что происходит в нашей стране, хочется сказать тем трем «главарям» так называемой «оппозиции», что они даже не представляют, как легко и быстро начинаются войны, особенно гражданские – первый выстрел, первая кровь... дальше – оружие как ртуть растекается среди населения. В Афганистане была и гражданская война, та часть населения, которая помогала нам, воевала против своих же. Если они хотят такой перспективы для Украины, то они добьют нашу страну окончательно.

Александр Евгеньевич Бережной, участник боевых действий, старший лейтенант в отставке
У меня было две командировки в Афганистан. Первая – в 1979 году. В то время подходила к завершению срочная служба в Свирской воздушно-десантной дивизии (Одесский военный округ). Нас подняли 25 декабря 1979 года и привезли на аэродром, мы думали, что это  - очередные учения. Но нам зачитали приказ о том, что мы должны исполнить интернациональный долг. Нам выдали парашюты и сказали, чтобы вместо парашютов мы набили рюкзаки патронами и гранатами. Из нашей дивизии отправили одну бригаду.
На тот момент мы не осознавали всей серьезности ситуации, нас к этому не готовили.
Я командовал отделением разведки воздушно-десантных войск. Боевое крещение прошел в Файзабаде (восток Афганистана). Больших столкновений не было. Несколько раз мы проводили операции. Но однажды нам довелось сопровождать колонну в Герат, на север Афганистана. И в дороге мы попали под обстрел. Тогда погибла половина нашего взвода.
В марте 1980 года я вернулся в Советский Союз, нам строго-настрого запретили говорить, где мы были. Тогда никто не предполагал, что наши войска задержатся в Афганистане на десять лет.
Приехав в Симферополь я прошел сержантскую школу милиции, работал в дивизионе ППС, потом перевелся в центральный райотдел МВД младшим инспектором розыска. Потом по комсомольской путевке уехал в Сибирь строить Саяно-Шушенскую ГЭС. В 1986 году вернулся в Крым и окончил Севастопольскую школу прапорщиков по специальности «сапер». Позже – курсы армейской контрразведки в Карелии.
В 1987 году я опять попал в Афганистан. Не секрет, что в там работали разные разведки, и наша задача была противодействовать их действиям. Как-то мы проводили операцию по уничтожению базы моджахедов на Файзабадском перевале, где хранились в основном боеприпасы. Разрабатывали эту операцию полгода. К цели нужно было пробираться по горам, скалам с помощью приборов ночного видения. Но мы справились, база была ликвидирована.
Когда в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана, многие вывозили оружие и наркотики. Пограничникам давали деньги и они не осматривали машины, которые шли потоком. А мы стояли немного дальше, мзду не брали. И достмаривали всех как положено, ведь мы понимали, что автомат, привезенный в СССР, когда-то выстрелит, а килограммы наркотиков превратят в бездушных существ сотни людей. 
Сегодня Украину хотят превратить в полуколонию. Но мы, славяне, никогда не были ни у кого в колонии, и ни перед кем преклоняться не собираемся. Так называемая «оппозиция» опирается на нацистскую идеологию. Мы 27 миллионов жизней отдали, чтобы искоренить эту «коричневую чуму». А она опять вылезла. Мне страшно смотреть, что по городу-герою Киеву, половина населения которого либо погибла во время войны, либо было угнана в концлагеря в Германию, ходят каких-то три тысячи нацистов со своими лозунгами и с портретами предателей. За этот город мы отдали полмиллиона жизней. У людей уже нет ни чести, ни совести, ни памяти, ни личного достоинства.
Редьярд Киплинг однажды сказал: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не сойдутся». Поэтому я считаю, что Украине нужна федерализация.    

Подготовила
Алена ТАРАНЕНКО