Поиск по газете

среда, 11 июня 2014 г.

Петровский зоопарк – на грани закрытия


В рамках одного из последних рабочих визитов второй секретарь Крымского республиканского отделения КПРФ, депутат Симферопольского горсовета Олег Соломахин посетил Красногвардейское районное отделение партии. На встрече Олега Андреевича с партактивом состоялось обсуждение насущных проблем района. Среди наболевших вопросов коммунисты проинформировали второго секретаря о том, что знаменитому зоопарку в селе Петровка грозит закрытие (в одном из номеров «Коммуниста Крыма» мы рассказывали нашим читателям об этом зоопарке). Журналисты нашей газеты попытались разобраться в этой тревожной проблеме, побывав в Петровском зоопарке, где встретились с его руководителем, коммунистом Александром Ивановичем Котовым.


Домашний райский уголок

Александр Иванович Котов может говорить о своих питомцах бесконечно. Привычки, повадки и характер каждого животного он знает наизусть. Любит их, кормит, ухаживает за ними и, конечно, общается. Когда Александр Иванович начинает с ними разговаривать, со стороны это выглядит как общение с друзьями.
- Родился я в Баку, – рассказывает Александр Котов, – с самого детства я стал интересоваться животным миром, особенно меня привлекла орнитология. Я изучал птиц по книгам. Потом научился делать снасти и стал ловить птиц. Дома у нас было два балкона, одни из которых отец оборудовал для моих питомцев. Так как моя коллекция постепенно увеличивалась, пришлось заставить клетками с птицами и второй балкон. Так что дома у меня был свой райский уголок, где я наблюдал, изучал птиц и просто любил слушать их прекрасное пение.  
В 1976 году, вернувшись из армии, Александр Котов приехал в Крым в Красногвардейский район село Петровка.
- Тогда председателем колхоза «Дружба народов» был Илья Абрамович Егудин, – вспоминает Александр Иванович, – замечательный человек и прекрасный руководитель. Я узнал о том, что в Петровке собираются строить парк, и написал письмо Егудину с просьбой построить в этом парке помещение для зооуголка. Однако и парк, и зооуголок построили только спустя 18 лет. Когда я увидел помещение, немного огорчился, потому что оно буквально было круглым – ни одного угла. Как же в таком здании можно разместить квадратные клетки?! Но я решил, что смогу обустроить свой зооуголок, и полтора месяца занимался чертежами будущих клеток и вольеров, чтобы максимально использовать каждый квадратный сантиметр здания. И вот спустя некоторое время состоялся «День открытых дверей» и зооуголок принял своих первых посетителей. Всем очень понравилась моя экскурсия, и с тех пор двери зооуголка практически не закрывались, потому как постоянно сюда приходили родители с детьми, учителя приводили целые классы, приезжали делегации со всего района.

Кафе вместо зооуголка

В зооуголке Александра Котова есть представители фауны со всего мира.
Судите сами: тигровый и индонезийский питоны, гекконы, королевские змеи из Америки и Мексики, почти все виды крымских змей, лиса, енотовидная собака, филины, ястреб, орел-могильник, сокол-сапсан, сипухи (редкие крымские совы), африканские крысы и даже... мадагаскарские тараканы. Для полноты картины сюда можно добавить говорящего ворона Сашу. Все это многоголосое, шипящее и летающее хозяйство живет одной дружной семьей и радует маленьких посетителей, которые приходят сюда с родителями и учителями на познавательные экскурсии.
Александр Иванович проводит экскурсии профессионально. Он знает о животных буквально все, и его экскурсии больше похожи на уроки о природе Крыма. Александр Иванович является членом общественной организации «Фонд биоразнообразия Крыма», участвовал в написании трех книг о животном мире полуострова.
- В советские годы наше местное хозяйство «Дружба народов» процветало, отдыху людей уделялось много внимания, руководство предприятия даже приобретало животных для зооуголка по бартеру, – продолжает свой рассказ Александр Иванович. – В обмен на сельхозпродукцию привозили фазанов, павлинов, других диковинных птиц и зверей. Но затем зооуголку довелось пережить и тяжелые времена. В конце 90-х на предприятии остановилось производство. Руководству стало не до животных. Смотреть было больно на их существование, поэтому приходится содержать питомцев на собственные средства. Но вот за последние два с половиной года руководство нашего хозяйства стало буквально выживать меня отсюда. Так как здание зооуголка принадлежит «Дружбе народов», меня и моих питомцев просто хотят выселить на улицу. Поэтому я собрал подписи со всей Петровки, потому как местные жители возмущены этой ситуацией. Все сельчане выступают за то, чтобы сохранить Петровский зооуголок.  

Раиса Петровна Тремасова, жительница села Петровка:
«Я живу в Петровке с самого основания этого села. Этот парк строился руками наших жителей. Оборудование для детской площадки сделано руками Александра Ивановича. Помимо этого, он занимается зооуголком в течение 30 лет, не жалея ни себя, ни своих средств. На мой взгляд, Александра Котова пытаются выселить, потому что руководству хозяйства нужно помещение, которое они хотят переоборудовать под очередное кафе. Кстати, руководство наше - из Киева, и оно меняется каждый год».
Галина Михайловна Пушкина, жительница села Петровка:
«Я 40 лет проработала токарем. Помню, когда я приходила к Александру Ивановичу в гости в зооуголок, там был рай. Мы сюда и с детьми ходим, и с внуками. Если бы не Котов, неизвестно во что бы превратили этот зооуголок. Из-за этих гонений он заболел, некоторое время пролежал в больнице. Нельзя закрывать зооуголок, а вот киевское руководство необходимо убрать отсюда».
Заведующий структурным подразделением хозяйства «Дружба народов» Геннадий Леонидович Шелков:
«Когда этот зооуголок только открылся, сюда постоянно приходили посетители, в том числе приезжали делегации со всего Красногвардейского района. После того, как были уволены два штатных сотрудника зооуголка, безусловно, Александру Ивановичу стало тяжело смотреть за всем хозяйством. Однако помещение принадлежит хозяйству, а животные – собственность Александра Ивановича. Поэтому руководство само вправе выбирать, чем ему заниматься, к примеру, производственными вопросами, или животными».
- Я пытался найти какой-то компромисс с руководством «Дружбы народов», – добавляет Александр Иванович. – Мне сказали, что хозяйству очень дорого обходится содержание помещения зооуголка, я в свою очередь предложил, что буду оплачивать коммунальные услуги. Купил счетчик на воду, мне его установили, вот только по какому тарифу оплачивать не сказали. То есть этот вариант их тоже не устраивает.  

Лучше Ялтинской «Сказки»

А тем временем Александр Иванович и его питомцы оказывают существенную поддержку в научно-исследовательских работах учащихся школ района по линии МАН. Работа Юлии Хакимовой «Птицы Красногвардейского района» в 2012 году была отмечена дипломом III степени, Алины Сацик – «Биотопы и распределения птиц в Красногвардейском районе» – дипломом III степени в 2013 году. Готовятся работы на тему «Наблюдение за сипухами в условиях неволи» (Р. Ибраимов), «Условия содержания филинов» (Е. Котова).
Кроме того, обитатели зоопарка стали друзьями многих ребят. С удовольствием приходят к своим любимцам Ж. Котова – к филинам, Р. Ибраимов – к сипухам, А. Шатова – к говорящему ворону Саше, А. Болилый – к рептилиям, Е. Глухова – к индюшатам.
Ребята не только получают удовольствие от общения с животными, но и помогают ухаживать за ними. Совместная работа и общие интересы объединяют детей, делают их добрее, дают возможность посмотреть на мир иными газами. Многие из них уже задумываются о жизненных ценностях: любви к ближнему, состраданию к слабому, бережному отношению к природе.
Александр Иванович не отчаивается и верит в то, что его зооуголок не закроют.
- Сегодня у меня содержится около 70 наименований животных, – говорит Александр Котов. – А я мечтаю, чтобы их было не меньше 150. В 1995 году одновременно с проектом зооуголка был спроектирован и пруд с детским кафе. Все чертежи сохранились. И место в парке есть для этого. Какая бы была красота для родителей с детьми – сидишь в кафе (его предусматривалось построить на возвышении) и смотришь на лебедей и уток-мандаринок на пруду. Если бы мне дали возможность это сделать, мой зооуголок был бы лучше Ялтинского зоопарка «Сказка».

Подготовила
Алена ТАРАНЕНКО,
фото
Александра ЖУКОВСКОГО