Лето
– период отпусков и каникул. Люди
стремятся к морю, ищут возможность
хорошо и культурно провести время в
комфортных для себя условиях. Открытие
Крымского моста, открытие нового
терминала аэропорта в Симферополе –
все это, казалось бы, должно было привлечь
интерес туристов к Крыму и вызвать
желание приехать и воочию все увидеть.
Но, как оказалось, лето началось с нового
витка кризиса, который охватил многие
отрасли экономики. Резко подорожал
бензин, взмыли вверх цены на авиационное
сообщение и перевозчики резко сокращают
объемы своих перевозок. В чем дело?
Разберемся вместе с «Коммунистом Крыма».
Отечественная
гражданская авиация переживает далеко
не лучшие годы. Казалось бы, в чем может
быть проблема? По всей стране строят и
сдают в эксплуатацию новые терминалы
аэропортов. Только в этом году были
запущены новые терминалы аэропорта
Симферополь и московского аэропорта
Шереметьево. Пресса едва ли не каждый
день пишет о новых успехах наших
авиастроителей – широко используется
в гражданской авиации новый самолет
Сухой Суперджет 100, идут разрекламированные
летные испытания нового самолета МС-21…
Да
вот реальное положение дел выглядит
несколько иначе: МС-21 выпущено только
три единицы для испытаний и налета,
Сухой Суперджет 100 пылится в ангарах
авиакомпаний, которые не спешат давать
им налет, а стоимость обслуживания
авиакомпаний в аэропортах растет с
темпами до 200% в год, что сказывается и
на доступности внутренних рейсов, и
особенно рейсов в крымском направлении.
Так,
по данным Транспортной клиринговой
палаты уже этим летом пассажиропоток
планируемых рейсов в Крым сократится
на 22,2% − с 2,7 млн. кресел до 2,1 млн. Если
вынести за скобки обанкротившуюся
«Вим-Авиа», которая в прошлом году за
летний период обеспечила 180 тысяч кресел,
то лидером по сокращению перевозок
станет авиакомпания «Уральские
авиалинии», которая сократит на 187 тысяч
кресел объем своих перевозок, что
составляет 39% от общего пассажиропотока
авиакомпании в Крым. Второе почетное
место заняла авиакомпания «Ред Вингз»,
сократившая плановый пассажиропоток
на 27% или на 64 тысячи кресел. К слову
говоря, сокращение стоит в планах
«Аэрофлота» в 14%, «России» в 13% и «Глобус»/S7
13%. Суммарно в числовом выражении все
авиакомпании приняли решение сократить
пассажиропоток спустя полтора месяца
после открытия нового терминала на 551
тысячу пассажиров!
Именно
с открытием нового терминала аэропорта
Симферополь эксперты связывают сокращение
планов авиакомпаний, уменьшение
количества рейсов в сравнении с 2017 годом
и ростом цен на билеты в Крым.
Так,
с 1 июня сбор за взлет или посадку в
аэропорту составляет 624 рубля, за
авиабезопасность – 408 рубля. Вроде
мелочь, но вот есть услуги, которые
высчитываются уже на количество
пассажиров. Например, обслуживание
одного пассажира в аэропорту обходится
в 461 рубль. К слову говоря, если речь идет
о весьма распространенном «Аэробусе»
А-320, который составляют костяк авиакомпании
«Уральские авиалинии» и имеют 180 кресел,
то только по этой статье авиакомпания
должна заплатить за один рейс 82 980
рублей. А вот «Аэрофлот», в основном
использующий «Аэробус» А-319 на 134 места,
заплатит 61 774. При этом меньший самолет
потребит меньше авиационного керосина,
который, к слову, также подорожал в
аэропорту Симферополя с 40,5 тысячи до
50 000 рублей за тонну!
Повышением
тарифов и уменьшением емкости рейсов
авиакомпании не ограничились. К примеру,
авиакомпания S7 выступила с официальным
обращением к Федеральной антимонопольной
службе с призывом отменить новые тарифы
нового крымского аэропорта ввиду
необоснованного увеличения цен на
услуги для авиаперевозчиков, которые
увеличились более чем в полтора раза.
Авиакомпания «Нордавиа» заявила о
намерении увеличить стоимость билетов
минимум на 1000 рублей, так как у авиакомпаний
нет средних и малых самолетов, а только
большие «Аэробусы» А-320 и А-321, а также
«Боинги» 747. «Руслайн» и вовсе подсчитывает
убытки – собственник перевозчика
Николай Уланов заявил, что авиакомпания
успела продать больше половины билетов
на летний период по старым ценам.
А
вот «Аэрофлот» заявил, что как авиакомпания
с высокой социальной ответственностью
не будет повышать цены на свои билеты.
К слову говоря, «социально ответственная»
авиакомпания славится и без того высокими
ценами на свои услуги, которые порой в
два раза превышают аналогичные тарифы
приведенных выше перевозчиков.
здесь
я был, а там я не был
Вопрос
ценообразования − больная тема и для
пассажиров. Да что там говорить, туристов,
которые хотят хорошо отдохнуть и
потратить свои деньги. Тут очень любопытно
проанализировать цены на билеты на
конкретную дату и конкретное направление.
Например, планируя отпуск на середину
июля, москвич может прийти в замешательство.
15 июля 2018 года один билет в Симферополь
будет стоить 10 833 рубля. Париж обойдется
в 9459 рублей, Барселона − в 9 788 рублей,
в Стамбул − в 8 210 рублей… За цену
билета в Симферополь можно добраться
в Лондон, а также слетать в Дубаи…
Выбирая
между плохими дорогами, неразвитым
сервисом, высокими ценами и дорогими
билетами, потенциальный потребитель,
скорее всего, выберет турецкое или
арабское направление. Выбор очевиден
в силу ряда причин, основной из которых
уже является приевшийся лозунг «Крымнаш»,
начинающийся с дорогих билетов, навязчивых
таксистов-нелегалов в аэропорту
Симферополя и заканчивающийся нашим
ненавязчивым сервисом.
При
таком раскладе Крым проигрывает и теряет
своего туриста, а значит, лишается
возможности самостоятельно зарабатывать
деньги для своего обеспечения.
Тем
не менее, крымские чиновники думают
несколько иначе. Так, глава Комитета по
санаторно-курортному комплексу Алексей
Черняк сообщил недавно журналистам,
что Крым – в пике популярности у туристов,
эксперты ожидают поток в 6 млн. человек,
а спрос на авиаперевозки растет, так
как люди хотят увидеть новый терминал
аэропорта. Единственное, что, по мнению
чиновника, отталкивает потребителя от
рейсов в Крым – это авиаперевозчики со
своими высокими ценами.
Генеральный
директор международного аэропорта
«Симферополь» Евгений Плаксин, напротив,
считает, что Крыму не хватает рейсов,
пассажиропоток с начала года, по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года,
увеличился на 7%. Кроме того, руководство
аэропорта считает, что тарифы
сбалансированы, а повышение было вызвано
необходимостью возврата инвестиций,
которые были привлечены в кредит.
А
вот Федеральная антимонопольная служба
в своих суждениях на тему тарифов
аэропорта пошла дальше: ведомство
считает стоимость обслуживания
обоснованными, соответствующими
необходимости возврата инвестиций.
Более того, конкурентная составляющая
не нарушена – россияне могут добираться
к морю другими путями, ведь море есть в
Анапе и Сочи. Да и в Крым можно теперь
добраться по мосту…
По
всей видимости, благодаря такой логике
ведомств и министерств, отрасль пребывает
в кризисе. Свою роль в углубление кризиса
в гражданской авиации бесспорно вносят
и санкции. Самолеты, находящиеся в
лизинге или аренде у западных стран, не
могут летать в Крым, а новейшие
отечественные самолеты не могут
обходиться без комплектующих, произведенных
во Франции, США, Германии. В этом и кроется
вторая составляющая сокращения
авиационного парка, выполняющего рейсы
в Крым. Более того, потребность в
перевозках уже сейчас заставила отдельные
бюджетные авиакомпании использовать
для полетов в Крым самолеты АН-24, которые
в целом неплохие, но все же устарели за
последние 40, а то и 50 лет эксплуатации…
под
завесой коммерческой тайны
«Коммунист
Крыма» решила ознакомиться с тарифными
планами международного аэропорта
Домодедово, обслуживающего несравнимо
большее количество рейсов и сталкивающегося
с большим количеством сложностей в
работе. Сравнивая стоимость обслуживания
рейсов, можно понять всю пропасть между
тарифами, а также оценить примерный
масштаб расходов авиакомпаний.
Итак,
рейс Москва – Симферополь, «Аэробус
А320», 180 пассажиров на борту. Вес 77 тонн,
необходимый объем авиационного керосина
на маршрут 4 тонны. Предоставление
инфраструктуры аэровокзала (подвоз на
автобусе, подача трапа и т.д.) с одного
пассажира составит 45,50 рублей или 8190
рубля. Обслуживание пассажира (регистрация,
прием багажа, досмотр, и т.д.) −
127
рублей с пассажира или 22 860 рублей.
Плата за взлет в Домодедово кусается и
привязана к тоннажу самолета из расчета
144 рубля за тонну или 11 080 рублей.
Заправка керосином в Домодедово обойдется
в 152 000 рублей, а плата за авиационную
безопасность составит 120 рублей за тонну
или 9 240 рублей. Всего расходов мы
насчитали 203 370 рублей без учета
страховых сборов, удельной стоимости
заработных плат на рейс и нормочаса
обслуживания. В пересчете на пассажира
сумма составила 1 130 рублей.
Этот
же рейс вылетает из Симферополя с таким
же запасом топлива и таким же количеством
пассажиров. Топливо обошлось в 200 000.
Взлет − 624 рубля, авиабезопасность тоже
символическая − 408 рублей, а вот аэровокзал
предоставлен за 285 рублей или 51 300
рублей, и обслуживание пассажиров
обошлось в 461 рубль или 82 980 рублей.
Итого: 335 312 рублей или 1863 рубля на
одного пассажира.
Естественно,
учитывая обязанность выполнять регулярные
рейсы, авиаперевозчик предпочтет
заменить самолет на более легкий, а
большой лайнер перевести или на чартерные
рейсы, или ставить их в ангар, или еще
больше поднимать цены на свои услуги.
Но
все эти меры – лишь попытки перевозчиков
как-то остаться на плаву. Для того же,
чтобы небо Крыма видело больше самолетов,
правительству стоит серьезно задуматься
и пересмотреть свое отношение к
гражданской авиации. А пока же в России
закрываются аэропорты и летные училища,
сворачивается производство узлов и
агрегатов для авиации, а отечественные
самолеты снимаются даже с внутренних
рейсов по причине зарубежных санкций.
Александр
Фертиков