Страницы

воскресенье, 9 октября 2011 г.

55 лет тому назад ушел из жизни советский писатель-сатирик Остап Вишня



 На самом деле звали его Павел. Родился он на хуторе Чеч­ва Зиньковского уезда Полтавской губернии, в имении по­мещика фон Ротта, у которого тогда служил его отец - Ми­хаил Губенко, бывший солдат царской армии. Доподлинно известно, что отец Вишни обладал врожденным чувством юмора, и этот драгоценный дар не только помогал ему вы­жить, но и передался по наследству его детям.


ИЗ МЕДИЦИНЫ   В ЛИТЕРАТУРУ
Родная сестра писателя, за­служенная учительница Укра­ины Екатерина Михайловна Доценко вспоминала: «Очень рано научившись читать, Пав­луша уже никогда не расставал­ся с книгой. С книгой его мож­но было увидеть на крыльце, на чердаке, всюду...»
В «Моей автобиографии», на­писанной в двадцатых годах, сам писатель вспоминал: «От­дали меня в школу рано. Не было, наверное, мне и шести лет. Окончил школу. Пришел домой, а отец и говорит: «Мало ты учился… повезу в Зиньков, поучись еще там, посмотрим, что из тебя выйдет».
Повез отец меня в Зиньков, хоть и трудно ему было тогда, потому что нас уже было шесте­ро или семеро, а зарабатывал он не шибко. Зиньковскую школу я окончил в году 1903-м со свиде­тельством, что имею право быть почтово-телеграфным чинов­ником какого-то очень высоко­го (чуть ли не четырнадцатого) разряда. Но куда мне в те чи­новники, если «мне тринадцать минуло».
«Рано ты, - говорит отец, - за­кончил науку. Куда же тебя, если ты еще такой маленький? При­дется еще поучиться, у меня и без тебя уже двенадцать». И по­везла меня мать в самый Киев, в военно-фельдшерскую школу, поскольку отец, как бывший сол­дат, имел право отдавать детей в ту школу на «казенный кошт».
Успешно ее окончив в 1907 году, Павел устроился на ра­боту в Киеве. У него были все данные сделать карьеру меди­ка, однако жизнь внесла свои коррективы. Фельдшер Павел Губенко прославился не в ме­дицине, а в литературе, и уже под новым, придуманным им именем Остап Вишня.
С молодых лет он отличался чрезвычайно веселым нравом и, как уже говорилось, всепоглоща­ющей любовью к чтению. Ближе всех ему было творчество Гоголя, в свое время очень точно подме­тившего: «У кого уже не хватает духа посмеяться над своими соб­ственными недостатками, лучше тому век не смеяться». Этот завет любимого писателя Вишня за­помнил и пронес через всю свою непростую писательскую судьбу. «Если бы не Николай Василье­вич, - с годами признавался он, - возможно, я бы так и лекарил всю жизнь. Гоголь вывел меня на литературную дорогу». 

ПИСАТЕЛЬ УНИКАЛЬНОЙ   ПОПУЛЯРНОСТИ
Первое сочинение Павла Гу­бенко - «Демократические ре­формы Деникина» - увидело свет 2 ноября 1919 года в газете «Народная Воля» под псевдо­нимом «П. Грунский». В этой же газете было напечатано еще несколько его фельетонов, а с апреля 1921 года, когда он стал сотрудником республиканской газеты «Вести ВУЦИК», на­чался период очень активной творческой деятельности и си­стематических выступлений в прессе. Псевдоним «Остап Вишня» впервые появился 22 июля 1921 года в «Крестьян­ской правде» под фельетоном «Чудак, ей-богу!».
Так что в литературу он при­шел уже сложившимся, зрелым человеком. За перо профессио­нально взялся лишь на четвер­том десятке жизни. В процессе вдохновенной работы этот на­деленный щедрым литератур­ным талантом и чувством юмо­ра писатель создал, по сути, новый жанр - усмешку.
По собственному выражению Вишни, он работал, как «черный вол», не зная покоя и отдыха, зато полной мерой черпая ве­ликую радость творчества. Его фельетоны, юморески, очерки, колючие заметки удивительно быстро проложили себе дорогу даже в самые глухие и далекие хутора Украины. Он стал лю­бимым писателем миллионов людей и в селе, и в городе, его книги раскупали нарасхват.
Уже к концу двадцатых го­дов общий их тираж достигал шестизначного числа. По тем временам - цифра почти фан­тастическая. Огромную попу­лярность его творчества мож­но объяснить тем, что он сам был живой и удивительно чут­кой частицей народной жизни. Большинство его миниатюр выдержали испытание време­нем и остались актуальными для нынешнего читателя. 

ВОСКРЕШЕННЫЙ ТАЛАНТ
Остап Вишня был женат дважды. В первом браке у него родился сын Вячеслав. Он был совсем маленьким, когда отец ушел из дома и женился второй раз, влюбившись в молодую яркую актрису театра Варвару Маслюченко, которую впервые увидел в Харькове в спектакле «Жанна Д’арк».
Павел Михайлович был очень привязан к Варваре Алексеевне и стал отцом для ее дочери Ма­рии от предыдущего брака. Со­вместных детей у них не было.
Сегодня мало кто знает, что этому веселому человеку дваж­ды выносился смертный при­говор. Первый раз - в 1921-ом, когда в Киеве его арестовали за то, что не только служил в войсках Украинской Народной Республики, но и печатал свои фельетоны в эсеровской прессе. Автора приговорили к расстре­лу и для его исполнения отпра­вили в Харьков. Но, оказалось, что кому-то из тамошних вла­стей очень нравились фелье­тоны Вишни, и он замолвил за него слово. Удивительно то, что писателя не только выпустили из тюрьмы, но даже своевре­менно выделили комнату в ком­муналке, потому что жить ему тогда было негде.
В 1933 году Остапа Вишню арестовали во второй раз. Как сегодня утверждают некоторые исследователи, «по ложному обвинению завистников» за по­кушение на убийство советско­го государственного и партий­ного деятеля Павла Постышева. Как бы то ни было, Вишню осу­дили на 10 лет и отправили в один из лагерей ГУЛАГа - Ухт­печлаг, а жену - актрису Вар­вару Маслюченко уволили из театра. Через жену Максима Горького она добилась права отбывать срок вместе с мужем. До Кольского полуострова женщина с маленькой дочкой на руках преодолела почти две тысячи километров, но радость от встречи была недолгой. Че­рез месяц было объявлено, что семья не имеет права жить вме­сте с арестантом, и им с доче­рью пришлось покинуть лагер­ный поселок.
Однако за десять лет заключе­ния мужа Варвара Алексеевна нашла возможность несколько раз приехать к нему. Именно эта любовь и преданность, видимо, и помогли Павлу Михайловичу выстоять и не сломаться.
В 1943 году Александру До­вженко, Юрию Яновскому и Николаю Бажану удалось вы­хлопотать освобождение дру­гу: Сталина убедили в том, что стране в военное время особен­но необходимы его «усмешки». Иосиф Виссарионович с мне­нием товарищей согласился. Поздней осенью Остап Вишня вернулся из заключения. С тру­дом верилось, что его травми­рованный талант воскреснет, и он сможет писать так, как пи­сал когда-то. Все сомнения раз­веялись 26 февраля 1944 года. В этот день газета «Радянська Україна» напечатала блестя­щую юмореску Остапа Вишни «Зенитка». Выстрел «Зенитки» известил Украину, что в жизни писателя после десятилетнего вынужденного молчания на­чался новый творческий этап.
Могучий талант Остапа Виш­ни, необычайная популярность его произведений оказали огромное влияние на творче­ский рост целой плеяды укра­инских сатириков и юмористов. «Мы все пошли от Вишневого корня», - признавался талант­ливый писатель Юрий Вухналь, и это не было преувеличением. Всю свою писательскую жизнь Остап Вишня поддерживал теснейшую связь с творческой молодежью, был для нее вдум­чивым учителем и наставни­ком, не жалел для нее ни сил, ни времени, охотно делился собственным опытом.
За семь дней до смерти Па­вел Михайлович возвратился в Киев с Херсонщины, где больше месяца пробыл в творческой ко­мандировке. Были у него новые планы, новые замыслы, но 28 сентября 1956 года внезапный сердечный приступ оборвал жизнь этого солнечного чело­века. Но слово его, чарующее и веселое, и смех его, то язвитель­ный и едкий, то поэтический и ласковый, будет еще долго со­гревать наши души.

Татьяна НОВИКОВА

Смотреть онлайн фильм по мотивам рассказов Остапа Вишни:
Ни пуха, ни пера (1973)