Страницы

четверг, 20 октября 2011 г.

Александр Фалалеев: «Сейчас правят бездуховность и эгоизм»


Фото Алексея СОМОВА
Тихая улочка Бахчисарая. По обе стороны – вытянувшиеся в ряд ухоженные частные дома, возведенные еще в советское время. Усадьба Александра Дмитриевича от других ничем не отличается. Утопающий в зелени двор. Везде чистота и порядок. Хозяин радушно приглашает нас в дом. В небольшом зале - советский сервант и кресло. Из «роскоши» только кондиционер. Зато обстановка пропитана необыкновенным домашним уютом.



Главное – желание и умение работать

Александр Дмитриевич Фалалеев – ветеран Коммунистической партии Украины. Один из самых уважаемых людей как в Бахчисарае, так и во всем Крыму. Когда Крымский республиканский комитет Коммунистической партии Украины начало лихорадить, Александр Дмитриевич поддержал молодых коммунистов, оградив от провокаций. Несмотря на почтенный возраст, Фалалеев до сих пор в строю. «Если что-то не получается, - сразу к нему за советом идем, всегда подскажет, что делать», - рассказывают об Александре Дмитриевиче однопартийцы младшего поколения.
- Родился я в Курской области, - рассказывает о себе  Александр Дмитриевич. - До войны жил в Ялте. А в Бахчисарай приехал сразу после демобилизации в 1953 году. Работал завгаром, был секретарем комсомольской организации. Я комсомолец с 1945 года и свой комсомольский билет храню до сих пор. Когда же при Хрущеве в стране начала развиваться транспортная инфраструктура, стал работать в автопарке начальником объединенной грузовой колонны. Был секретарем партийной организации. Нас, коммунистов, в коллективе насчитывалось порядка сорока человек. Работа была напряженной и не ограничивалась одним Крымом. Например, приходилось два раза в год ездить на уборку сахарной свеклы в Черкасскую область.
В отличие от нынешних времен, кадровая политика в советские годы отличалась тем, что отбор на руководящие должности тогда осуществлялся, как правило, исходя из личных и профессиональных качеств работника. Деньги и связи, как теперь, главным условием продвижения по карьерной лестнице не были. Например, инициативный и старательный бригадир колхоза мог запросто стать его председателем. Затем, проявив себя с лучшей стороны и в этой должности, он мог быть назначен директором крупного предприятия. Таким образом, у талантливых руководителей была реальная возможность занять самые высокие посты во властных структурах Советской страны. А сейчас каждый второй руководитель, «начальник» - сынок богатенького папы, который купил своему чаду диплом, а затем кресло. Нынешняя молодежь не знает, что такое работать. У них нет желания работать, нет целей в жизни, которых нужно добиваться самостоятельно. Все и сразу – вот чего они хотят.    
По достоинству Компартия оценила и профессиональные качества Фалалеева.
- Меня, - вспоминает Александр Дмитриевич, - вызвал к себе первый секретарь Бахчисарайского райкома партии Валерий Андрианович Шептала и предложил должность заведующего промышленно-транспортным отделом нашего райкома.

Развал Союза – моя личная трагедия

В райкоме Александр Дмитриевич проработал 10 лет, а затем четыре года, с 1973-го по 1977-ой, учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС в Одессе. После этого двадцать лет являлся директором Автотранспортного предприятия 14310 Бахчисарайского района.
- Моему предшественнику, - поясняет Александр Дмитриевич, - к сожалению, не удалось наладить на должном уровне работу в автопарке. Хозяйство было развалено, зарплату не платили, имущество постоянно разворовывали. Чтобы навести там порядок, пришлось повоевать. Коммунисты и большая часть беспартийных коллектива меня полностью поддержали. Первым делом мы создали партийную организацию. По сути, я был руководителем-комиссаром. Со временем наш автопарк стал одним из лучших предприятий в области. Мы часто завоевывали первые места в социалистическом соревновании, а добились успехов, прежде всего, за счет правильной организации труда, подбора кадров, эффективного руководства и ответственности каждого перед коллективом. Со временем в автопарке уже не было ни одного работника, который не выполнял бы план. Каждый старался выполнить полностью, а иногда и перевыполнить план. Мы знали, что государство ценит нас и наш труд – работали для народа, для себя.
За ударный труд Александр Фалалеев не раз был отмечен высокими наградами. В частности, медалью «За трудовое отличие», а также орденом Дружбы народов.
- Сегодня на предприятие, которым руководили, в гости заходите?
- Нет. Мне больно на это смотреть. Предприятие держится на плаву лишь за счет аренды территории и помещений частниками. Работников практически не осталось. А в мое время на предприятии трудилось 340-350 человек. Оно было полностью модернизировано. Появился новый профилакторий. Производственные цеха отапливались круглосуточно, люди работали в спецовках. Нам погода была не страшна.
Когда речь заходит о Советском Союзе, на глазах Александра Дмитриевича наворачиваются слезы.
- Что принесли годы независимости нашему государству?
- Ничего. Новая власть, - с дрожью в голосе говорит он, - стала делать все наоборот. Государственное имущество «раздерибанили». Все распродали, а дальше-то как жить? Я помню времена, когда наш район становился лучшим не только в области и республике, но и в Союзе. Только фруктов и винограда мы ежегодно собирали 80-90 тысяч тонн, а в прошлом году - только 10 тысяч. Работали промышленные предприятия, комбинат «Стройиндустрия», на котором трудилось около двух тысяч человек. Сокоэкстрактный завод поставлял всему Советскому Союзу сырье для производства фруктовых вод. Кроме того, завод вырабатывал пюре из фруктов и ягод для начинки конфет. Продукция эта поступала во многие города Союза, от Украины до Сибири. Крупными заказчиками завода являлись знаменитые московские фабрики «Ударница» и «Красный Октябрь». Летом во время сушки фруктов и варки соков и пюре из яблок, слив, груш, абрикосов, по всей округе разносились соблазнительные ароматы. А какой был консервный завод! Ежегодно предприятие выпускало свыше 20 миллионов банок фруктовых консервов, которые находили потребителя в самых отдаленных уголках страны и за рубежом. Ассортимент этой продукции был весьма широк: варенье из розы, вишен, черешни, винограда, слив, а также повидло, джемы, соки, компоты… Осваивали новые виды продукции: варенье вишневое с сорбитом для диабетиков, персики половинками в собственном соку и т. д. А сейчас что? Сады в запустении, консервного завода нет, комбинат развалился, винзавод приватизирован. Люди без работы сидят, пенсии нищенские. Просто ужас. Вообще, для меня развал Союза - личная трагедия. Я и сейчас не могу с этим смириться. Рухнула не только страна, рухнула великая культура, цивилизация. Посмотрите, что сейчас по телевизору показывают, что проповедуют? – лишь деньги, агрессию и эгоизм. Никаких человеческих ценностей - ни дружбы, ни любви, ни идей, ни идеалов.

Дмитрий ВОЛОКИТИН