Страницы

четверг, 23 февраля 2012 г.

К 145-летию лейтенанта Петра Шмидта

  
С недавних пор фамилия легендарного лейтенанта стала все чаще звучать в устах симферопольцев. Увы, связано это не с тем, что жители крымской столицы вдруг вспомнили о юбилее этого незаурядного человека, просто одно из направлений городского маршрутного транспорта было перенаправлено с центральных улиц на улицу, носящую имя символа первой русской революции Петра Шмидта (1867-1906 гг.).
Совершим по ней небольшую экскурсию и мы.

 
СЫН ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ ОБОРОНЫ
На улице Шмидта в Симферополе есть небольшая стоматологическая поликлиника. Для удобства посетителей к зданию недавно пристроили веранду. Пристройка, к сожалению, закрыла размещенную на стене дома мемориальную доску. Золотом на мраморе на ней выведены слова о том, кем был отважный и непокорный лейтенант Шмидт, в честь которого назвали улицу. Размещение памятной доски на стене стоматологической клиники с одной стороны - странно, а с другой - символично, ведь Петр Петрович был серьезной «зубной болью» для царской власти.
Так что это был за человек - Петр Петрович Шмидт? Этот вопрос школьного учителя истории в культовом фильме 1968 года «Доживем до понедельника» звучал отнюдь не риторически. Биографические данные об этой известной личности, изложенные в энциклопедиях, были предельно краткими и лаконичными. Несмотря на то, что Шмидт являлся не просто героем, а символом революции, о его жизни мы мало что знали.
Несколько поколений мужчин в его роду служили на русском флоте. Отец - тоже Петр Петрович Шмидт - был героем первой обороны Севастополя, сражался на Малаховом кургане, был тяжело ранен. Там же он познакомился со своей будущей женой, девятнадцатилетней Екатериной Свирской, вопреки воле знатных родителей приехавшей в осажденный город, чтобы работать сестрой милосердия. Она выносила с поля боя раненых матросов и слышала слова благодарности от самого адмирала Нахимова.
Екатерина Яковлевна стала Петру Петровичу верной женой и заботливой матерью его детей. А сам он сделал блестящую карьеру, дослужившись до чина вице-адмирала.  

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ  СЕМЕЙНОЙ ТРАДИЦИИ
Долгожданный сын Петр появился на свет 17 февраля (по новому стилю) 1867 года в Одессе. Единственный сын после пяти дочерей просто обязан был продолжить семейную традицию.
Ранний интерес к книгам Пушкина и Толстого, Короленко и Успенского, к идеям революционных демократов, а главное - возрастающее чувство сострадания к униженным и оскорбленным - все это сначала у гимназиста, а потом и у офицера Шмидта -  от матери. Трое ее детей умерли в детстве. Но и с Марией, Анной и Петей забот хватало: Екатерина Яковлевна воспитывала их сама, без нянек и гувернанток. Она ушла из жизни, когда самому младшему было всего десять лет. 
29 сентября 1886 года Петр Шмидт окончил Петербургский морской корпус. В 1887-ом начал военно-морскую службу в чине мичмана. Сначала мичман Шмидт ходил в качестве второго, а затем - старшего помощника капитана на судах Добровольного флота, впоследствии перейдя на службу в Русское общество пароходства и торговли.
Прослужив в чине мичмана всего два года, Петр Петрович уволился в запас по болезни. Болезнью стал нервный срыв. Позже, с 1892-го по 1898-й, он служил на канонерской лодке «Бобр», входившей в состав Сибирской флотилии на Дальнем Востоке. В 1898 году в чине лейтенанта снова ушел в запас. После этого на торговых судах бороздил океанские просторы.

МЯТЕЖНЫЙ  ЛЕЙТЕНАНТ

В газете «Одесские новости» от 6 ноября 1905 года, то есть вскоре после первого ареста Шмидта, была помещена заметка без подписи под названием «Лейтенант - борец за свободу». «Среди своих товарищей и сослуживцев П. П. Шмидт всегда выделялся как чрезвычайно просвещенный и выдающегося ума человек, обаяние которого было неотразимым, - писал неизвестный автор. - Честная, открытая и добродушная натура этого моряка привлекала к нему симпатии всех, кто приходил с ним в близкое соприкосновение. На тех судах, где служил Шмидт, не только все члены кают-компании относились к нему с какой-то нежной, родственной любовью, но и низший персонал команды смотрел на него, как на старшего своего товарища».
А вот воспоминание подшкипера Василия Карнаухова-Краухова, который впоследствии был одним из организаторов восстания на крейсере «Очаков» и прошел все этапы каторжного ада. По свидетельству Василия Игнатьевича, матросы любили своего грозного и справедливого командира, безупречно подчинялись его распоряжениям. Много требуя от подчиненных, он свято выполнял свои обязанности капитана. «Были и такие денечки, - писал Краухов, - когда Шмидт не сходил с мостика по тридцать часов. Это был моряк, до мозга костей влюбленный в море, знающий себе цену, отлично понимавший морскую службу».

УМЕРЕТЬ ЗА ПРАВДУ


17 октября 1905 года царь издал манифест, гарантирующий «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». По-своему истолковав документ, Шмидт повел севастопольцев освобождать из тюрьмы политических заключенных.
Тюремная охрана встретила возбужденную толпу залпами.
Над могилами павших товарищей Петр Петрович дал клятву: «Никогда никому не уступить ни одной пяди завоеванных нами человеческих прав!» Клятву повторили тысячи пришедших проводить погибших в последний путь.
Через день после знаменитой речи на кладбище Шмидта арестовали. В это время рабочие Севастополя избрали своего трибуна пожизненным депутатом Совета. По России прокатилась волна протестов, и царское правительство было вынуждено освободить Шмидта. А чуть позже, когда революционно настроенные матросы крейсера «Очаков» решили поднять восстание, Шмидта попросили стать во главе.
Петр Петрович согласился - честь превыше всего. «С нами весь народ! - сказал он, прибыв на «Очаков». - Это не мятеж. Мы поднялись за народную правду. И за эту правду я готов умереть!»
Он ждал, что вся эскадра немедленно выбросит красные флаги, арестует офицеров во главе с ненавистным адмиралом Чухниным и присоединится к «Очакову». Но эскадра молчала...
Потом был каземат, суд. Было время обдумать все происходящее, покаяться, попросить прощения и этим вымолить себе жизнь. Но Шмидт был непоколебим. «Лучше погибнуть, чем изменить долгу», - написал он в завещании сыну.
 
На рассвете 6 марта 1906 на острове Березань смертельный приговор над лейтенантом Петром Шмидтом был приведен в исполнение.

P.S. Мы едем по улице Шмидта. За окном маршрутки мелькает ограда детского парка, пара магазинчиков, «этнический парламент», кофейня и старые одно- и двухэтажные дома. В одном из угловых зданий расположен крымский реском Коммунистической партии Украины. Над его входом гордо реет знамя того же цвета, которое было поднято на мятежном «Очакове». Это значит, что дело героя-революции Петра Шмидта не сдано в архив, а крымские коммунисты так же крепко готовы стоять за народную правду, как и их героические прадеды, и никогда никому не уступят ни одной пяди завоеванных ими человеческих прав!

Алексей СОМОВ,
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО