Страницы

суббота, 11 февраля 2012 г.

Банный день переносится на осень?



На днях в редакцию «Коммуниста Крыма» пришли два письма с одним и тем же вопросом. Их авторы - пенсионеры, ветераны труда спрашивают, когда, наконец, в Симферополе будет открыта для посещения Первая городская баня на проспекте Кирова? Я охотно отправился на поиски ответа, так как сам являлся давним «прихожанином» бани №1: примерно в пятилетнем возрасте впервые, держась за руку отца, переступил ее порог. Поэтому узнать, что происходит с этим храмом чистоты, у меня был и свой шкурный интерес. В прямом смысле этого слова.
 


На замке

С обратной стороны входной двери бани №1,  сквозь запыленное стекло, был виден серый клочок бумаги с лаконичной надписью: «Закрыто». Над высокой кирпичной банной трубой колыхался красный флаг, но труба была мертва – дыхание пара не наблюдалось.
Запыленные синие глаза окон (из синих стеклоблоков) также смотрели  безжизненно. Стены местами потрескались, штукатурка обвалилась: кое-где - «до самых костей» (металлического армированного каркаса).
Тем не менее в этом большом замерзшем организме теплилась жизнь – по бокам бани работали парочка кафе, магазин, парикмахерская. Вот только помыться в них было нельзя.

На стене банного здания  еще сохранились лепные украшения в виде восходящего солнца, обрамленного шестеренкой на фоне пшеничных колосьев. Проста и понятна стилистика этого нехитрого барельефа – для народа, для колхозников и рабочих семьдесят пять лет назад была построена эта баня.  
Если посещение бани выпадало на выходной день, то этот «культпоход»   начинался ранним утром и заканчивался вечером. Дома тщательно и основательно собирался специальный маленький банный чемоданчик. В него помещались чистая смена белья, губка-мочалка из тыквы люфы,  бритвенные принадлежности, мыло и шапка для парилки. Веник в чемоданчик не помещался, его несли рядом открыто и гордо, как нес юноша свой первый букет на первое свидание.  

Заветная  дверца

Фойе бани украшал витраж – вариации на темы Альфреда Мухи: четыре девушки, каждая из которых символизировала одно из времен года. Из других украшений – цветы в настенных кашпо и плакаты по гражданской обороне. Пока отец покупал билеты, я изучал, в какую сторону головой следует  падать в случае ядерного взрыва.
На втором этаже размещались душевые кабинки и ванные комнаты. Но мы брали билет в общий зал (он находился на первом этаже). Долгое время на его двери висела табличка с надписью: «Прокат белья и чая в стоимость билета не входят». Я все пытался представить себе, как выглядит «прокат чая»...
На мои предложения в следующий раз пойти наверх, в душевую, отец отвечал, что под душем мыться – только грязь разводить. А главное в бане – парилка. Разумеется, она была для меня, дошкольника, не местом блаженства, а испытанием. Дорогу в мир взрослых преграждала тяжелая дверь в парильное отделение.  За этой дверью в горячем тумане я мог простоять целых три минуты! 
Лимонад, минералка, сок или пиво – это уже после помывки, после сушки волос и взвешивания.
При бане также работала парикмахерская, в которой приятно пахло «Шипром». Там же в здании находилась прачечная, где любой мог сдать в стирку свое постельное белье – глажка проводилась гигантским паровым утюгом, так что самые брезгливые могли быть уверены – все микробы   убиты. Там же при бане проводился мелкий ремонт и чистка одежды. Не баня, а целый городок Мойдодыра!


Железное сердце остановилось
 Вспоминать можно долго. И это бы имело смысл, если бы речь шла об исчезнувшей тысячи лет назад Атлантиде, а не о предприятии, которое еще год назад работало на полную мощь.
Мы созвонились с заведующей городскими банями Еленой Васичкиной, которая рассказала, что причина остановки бани – выход из строя котла.
- Котел установлен в 1959 году и давно выработал свой ресурс, – пояснила Елена Ивановна, - как только котел будет заменен, можно будет говорить о возобновлении работы. А пока, после ремонта снова работает баня № 5 по ул. Училищная, 42, где предусмотрено льготное обслуживание малоимущих граждан.
К слову, рядом с заколоченной баней №1 находится здание, в котором пребывают «исполнительные органы» Симферопольского городского совета. Простите меня за каламбур, только навряд ли эти органы моют свои органы в этой бане. Было бы так, наверняка поторопились бы с ремонтом.

Вопрос рассматривается
 - Баня № 1 закрыта на реконструкцию в связи с аварийным состоянием котельной, обеспечивающей ее работу, – отвечает на вопрос   заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета Игорь Скуцкий. - Ориентировочная стоимость работ по замене котельного оборудования и коммуникаций в данной бане с применением котлов отечественного производства составит 400 тысяч гривен. На данный момент коммунальное предприятие - производственное объединение химической чистки, крашения одежды и банно-прачечных услуг не располагает такими средствами.
Однако Игорь Геннадьевич уточняет, что «вопрос привлечения инвестиций в реконструкцию и модернизацию помещений городских бань для создания на их базе современных банно-прачечных комплексов рассматривается исполкомом городского совета».
Заметьте, больше года горсовет «рассматривает вопрос» о привлечении  400 тысяч гривен на ремонт котла. В свое время Игорю Скуцкому приходилось трудиться в макеевских шахтах – кому как не ему знать, как нужна и важна баня для рабочего люда. Впрочем, до чиновничьего кресла угольная пыль не долетает.
Заметим также, что 16 миллионов гривен, которые городские власти  закатали в асфальт при «реконструкции» улицы Горького, нашлись гораздо быстрее. А еще наскребли по сусекам  миллионы на «реконструкцию»  улицы Кирова и парка Тренева.
Что же касается ремонта банного котла, то чиновники почему-то с этим явно не спешат. Или лукавят? Дело в том, что в последнее время все активнее муссируется слух о том, что баню № 1 не хотят ремонтировать вообще, поскольку на нее «положила глаз» одна из структур, которую возглавляет высокое должностное лицо из правящей партии. Кто? – догадайтесь сами.
А что, разве плохо иметь лакомый кусок в центре города? Все снести и построить очередной «Berg» - столь необходимое для народа учреждение. В пользу нашей версии говорит тот факт, что впритык к бане заложена большая стройплощадка, из фундамента которой торчат арматурины.
   
Бане – быть!

В поисках правды мы дозвонились до генерального директора коммунального предприятия - производственного объединения химической чистки, крашения одежды и банно-прачечных услуг Юрия Сидамонидзе.
- Никто после ремонта котла баню №1 перепрофилировать не собирается, – заверил Юрий Роальдович. – Все опасения ваших читателей - не более чем слухи. Вопрос о привлечении средств решается сейчас на уровне республики. Но даже если деньги изыщут сегодня, то баня заработает не раньше, чем осенью. Зимой ремонтировать котельное оборудование невозможно – замерзнут трубы, поэтому лучше начинать весной. Затем наступит основной этап реконструкции, который включает в себя не только замену оборудования, но и оформление технической документации. И на все это уйдет не менее четырех месяцев. А после того, как котел заработает,  будем говорить о реконструкции и самого здания.
В том, что большая баня в центре города должна работать как минимум в прежнем режиме и в прежнюю силу, Юрий Сидамонидзе не сомневается, ведь, по его словам, никакая баня в городе не сможет пропустить одновременно столько людей как первая, а цены на банные услуги в ней относительно низкие и стабильные. Более того, необходимость функционирования этой бани – не прихоть, а градостроительная и санитарная норма.
Что ж, нам остается лишь поверить на слово и с нетерпением ждать, когда же банно-прачечная достопримечательность крымской столицы, наконец-то, заработает.

Алексей СОМОВ,
фото автора