Страницы

среда, 21 марта 2012 г.

Крымская геология на грани…


Совсем скоро, в первое воскресенье апреля, на Украине, как и на прочих осколках некогда единого Союза, отметят День геолога. Этот праздник учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1966 году «в ознаменование заслуг советских геологов в создании минерально-сырьевой базы страны». Каково же состояние крымской геологии сегодня?
 
РАСЦВЕТ СОВЕТСКОЙ ГЕОЛОГИИ

 Советские геологи под руководством профессора Павла  Преображенского разведали в районе Соликамска залежи калийных солей. 1925г 

Еще на заре Советской власти, когда молодая страна Советов лежала в руинах, советское правительство понимало, что государство без геологии – государство без будущего. И в 1919 году было создано Центральное управление промышленных разведок, объединенное вскоре с Геологическим комитетом.
Пика своего развития геологическая служба СССР достигла в середине восьмидесятых – в стране в то время бурили более 20 миллионов скважин в год. Соответственно и объемы финансирования геологоразведочных работ и геологических исследований были максимальными. Прирост запасов основных видов полезных ископаемых не только перекрывал объемы их добычи, но и в два раза превысил их. Численность работников в горно-геологической службе страны составляла почти 700 тысяч человек.
С этапом бурного развития геофизического приборостроения, внедрения новых геофизических методов, а также методик геологического истолкования полученных данных о глубинном строении земных недр совпало создание в Крыму своей геофизической службы в виде Крымской геофизической экспедиции (ныне КГФЭ «Крымгеофизика»). Произошло это пятьдесят лет назад, 9 мая 1962 года. Экспедиция в разные годы входила в состав крупных геологоразведочных предприятий, таких как трест «Днепрогеофизика» (г. Днепропетровск), объединение «Крымморгеология» (г. Симферополь). Ныне КГФЭ «Крымгеофизика» находится в составе ГГП «Укргеофизика» (г. Киев).

ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ РОДИНЕ

Особенно яркий период работы Крымской геофизической экспедиции пришелся на годы, когда она входила в состав Всесоюзного объединения «Крымморгеология». В то время крымские геофизики занимались поисками месторождений не только на суше, но и на прилегающих акваториях Черного и Азовского морей.
Крымская геофизическая экспедиция находилась на передовых позициях по всем направлениям геофизических исследований как в Украине, так и в СССР в целом. Так, в экспедиции была разработана и внедрена в практику лучшая аппаратура для выполнения сейсмических измерений в скважинах глубокого бурения (самая глубокая в мире скважина Кольская была изучена именно аппаратурой, разработанной КГФЭ «Крымгеофизика»); в производство внедрялись все современные методы исследований скважин по добыче нефти и газа (со временем поиски нефти и газа стали основной задачей КГФЭ «Крымгеофизика»). Специалисты КГФЭ работали на Кубе, в Йемене, Эфиопии, ГДР. Сейсморазведочная партия успешно осваивала месторождения в Казахстане на севере Актюбинской области.
Со временем «Крымморгеологию» разъединили - акваторию отдали «Черноморнефтегазу», а суша осталась за «Крымгеофизикой».


ВСТРЕЧА НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА

Накануне юбилея крымских геофизиков секретарь Крымского рескома Коммунистической партии Украины Кирилл Белошицкий и корреспонденты газеты «Коммунист Крыма» встретились за круглым столом с руководством «Крымгеофизики»: начальником экспедиции Николаем Тулинским (на фото), заместителем начальника Сергеем Тыщенко, главным геофизиком Михаилом Герасимовым, главным инженером Игорем Цапуном и главным геологом Аллой Боровской.
Коммунисты поздравили геофизиков и геологов с двойным праздником – грядущим 50–летним юбилеем «Крымгеофизики» и Днем геолога.
Геофизики же рассказали, что празднование Дня геолога в первое воскресенье апреля было выбрано не случайно - оно ознаменовало окончание зимы и начало подготовки летних полевых работ. Во всяком случае, так было раньше. Сегодня этот праздник, как многие профессиональные праздники в Украине, - со слезами на глазах.
Развал Советского Союза в целом деструктивно сказался на геофизической службе Крыма. Впрочем, о нуждах геологов в Киеве известно. Еще бы - премьер-министр Николай Азаров сам по образованию горный инженер-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор! Тут, как говорится, и карты (геофизические карты) в руки! Однажды в обращении к геологам Азаров заверил, что «правительство хорошо понимает проблемы каждого работника и отрасли в целом, свидетельством чего является постоянная поддержка деятельности Государственной геологической службы и Государственной службы геодезии, картографии и кадастра».
А выступая на итоговой конференции «Украинский диалог по выработке энергетической политики: природный газ и энергетическое будущее Украины», премьер Азаров заявил о том, что Украина намерена значительно увеличить объемы газа собственной добычи.
«Украина знала лучшие времена по добыче нефти и газа, и наша геологическая структура, наша территория, наши месторождения могут восстановить те объемы добычи, которые мы имели», – очень правильно и точно отметил Николай Янович.
«Наша задача чрезвычайно простая: уменьшить зависимость от импортируемого и чрезвычайно дорогого газа, – подчеркнул премьер. - Я глубоко убежден, что у нашей нефтегазовой отрасли и энергетики большое будущее, и будьте уверены, что для реализации этих перспективных задач правительство приложит все усилия».

ОТЧЕГО ПЕЧАЛЯТСЯ ГЕОФИЗИКИ

Отчего же печалятся крымские геофизики, спросите вы, если второй человек в государстве пообещал геологам золотые горы?
Дело в том, что красивые слова государственного мужа, мягко говоря, расходятся с делом.
Если в начале девяностых годов численность сотрудников КГФЭ превышала полторы тысячи человек, то теперь их всего около двухсот, из которых непосредственно геологией занимаются единицы. Из 15 подразделений «Крымгеофизики» осталось только три, и те обременены жилым фондом, очистными сооружениями, базами и прочей инфраструктурой, на содержание которой нужны средства. Примечательно, что экспедиция работает по госзаказу, и если три года назад государство выделяло на производство геофизических работ (а это, напомним, в основном - поиск и разведка нефти и газа, то есть самого важного для Украины экономического, стратегического и, в известном смысле, «политического» сырья) - 18 миллионов гривен, в прошлом - 9, то в нынешнем – только 3,5 миллиона.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности геофизиков уверяли, что недостающие суммы привнесут инвесторы, мол, в течение 2011 года Украина договорилась о сотрудничестве с 21 компанией в сфере добычи углеводородов. Инвесторы действительно приехали, но…. Работа не задалась. Среди причин неудачного сотрудничества назывались «отрицательный инвестиционный климат» и «экономически-правовая нестабильность».
А что же государство? Вместо разработки и реализации долгосрочных программ по изучению недр и стратегической оценки ресурсов, углеводородов, основное внимание сосредоточено на снятии «пенки» с уже открытых месторождений на малых глубинах с незначительными запасами, то есть не имеющих стратегического общегосударственного значения.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Но, может быть, «Крымгеофизика» с ее багажом знаний и полувековым опытом не нужна вообще, может быть, все запасы нефти и газа в Крыму уже иссякли?
Ученые говорят об обратном. Основываясь на обобщении всего объема накопленной геолого-геофизической информации с позиций современных геолого-тектонических концепций, они уверенно утверждают, что не только в акваториях Черного и Азовского морей, но и на крымской суше могут быть открыты месторождения углеводородов. Это, опираясь на новый уровень знаний, требует развертывания интенсивных нефтегазопоисковых работ. При этом выполнение геофизических исследований, особенно в скважинах глубокого бурения, логично и экономически целесообразно осуществлять силами КГФЭ «Крымгеофизика». Сокращение же объемов нефтегазопоисковых работ на территории АР Крым геофизическими методами было бы  просто преступно.
К слову, помимо изысканий поисков залежей нефти и газа КГФЭ «Крымгеофизика» занимается совместно с Киевским отделением УкрГрИИ сейсмогеологической службы Украины и Крыма мониторингом изменения геофизических полей (электромагнитных и других)для долгосрочного прогноза землетрясений. Известно, что Крым – сейсмоопасная зона, крупные, разрушительные землетрясения происходят на полуострове раз в 50-100 лет (последнее мощное - в 1927 году).
Сейсмологические станции Крыма регистрируют землетрясения только «по факту». Данные мониторинга «Крымгеофизики» используются для среднесрочного и долгосрочного прогноза. Для этих целей в Крыму создано четыре прогностических пункта, в которых установлены чувствительные приборы, фиксирующие малейшие изменения магнитного поля Земли. Конечно, четыре пункта на Крым маловато, но вместо того, чтобы расширить сеть прогностических пунктов, а значит, и повысить надежность сейсмопрогнозов, три прогностических пункта из-за недостаточного финансирования пришлось закрыть.
Крымские геофизики не единожды писали о своем бедственном положении премьер-министру и президенту, но безответно. Недавно они обратились к премьер-министру АР Крым Анатолию Могилеву. И со дня на день ждут ответ от Анатолия Владимировича. Пожелаем им хороших вестей.

Алексей СОМОВ,
фото автора


Прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг Крымской геофизической экспедиции, мы попросили cекретаря Крымского рескома Коммунистической партии Украины Кирилла Белошицкого:
- Я вижу проблему в том, что главный заказчик и главный субъект, который заинтересован в развитии отрасли, государство, делает все с точностью до наоборот. И целенаправленно гробит отрасль. Эти выводы можно сделать по тому, как беспардонно урезается финансирование. Не удивительно, что выражение «национальная гордость» в устах киевских властей звучит только в предвыборных речах, а на деле это не патриоты, а временщики (если не сказать сильнее). Фактически власть имущие разваливают государство, которое было не ими построено. Порой создается впечатление, что украинская власть выполняет чей-то заказ по уничтожению страны.