Страницы

пятница, 4 мая 2012 г.

Покоритель подземных недр


В мире существует множество профессий, связанных с большим риском и опасностью для жизни и здоровья человека. Но первое место по-прежнему принадлежит людям, избравшим профессию шахтера. Николай Васильевич Иншеков четверть своей жизни отдал этой тяжелой, трудоемкой работе. О значимости своей специальности и ее специфике он рассказал корреспондентам «Коммуниста Крыма». 

Талнахские первопроходцы  

Николай Васильевич Иншеков - уроженец Красноярского края, села Бирилюссы. Сибирская природа, чарующее обаяние тайги окутывают тамошние края. Бирилюссы расположены на правом берегу реки Чулыма, раньше она славилась такими ремеслами, как изготовление изделий из бересты, бондарным делом, вышивкой крестом, ткачеством и многим другим. Сегодня эти ремесла пытаются возродить.
Детские годы Николая Васильевича пришлись на тяжелый период лишений и страхов Великой Отечественной войны.
- Мой отец погиб под Москвой, когда мне было пять лет, – вспоминает он. – Помню, как с ребятами собирал березовые почки для изготовления лекарств, а женщины шили теплые рукавицы. Потом это все пересылали на фронт.
Поколение детей войны не знало, что такое беззаботное детство. Рано повзрослев, мы с юных лет боролись с врагом, голодом и смертью, от зари до зари работали в тылу и верили в нашу Победу.
В 1951 году Николай Иншеков поступил в Норильский горный техникум, который находится на самом севере России. Территориальная удаленность, а также наличие экстремальных климатических условий производства и труда послужили главными факторами в подготовке высококвалифицированных специалистов и воспитании у них силы духа. Получив специальность горного инженера, Николай Васильевич работал взрывником, затем мастером. Его трудовую деятельность прервала служба в Военно-воздушных силах Тихоокеанского флота в качестве механика по электронной автоматике. После службы в звании «гвардии матрос» Николай Васильевич вернулся в Норильск, где окончил вечерний Индустриальный институт. В этот период он познакомился со своей будущей женой – Еленой Викторовной, которая на тот момент окончила Красноярский медицинский институт.
1960 год стал знаменательным годом в истории города Норильска. Там открыли Талнахское месторождение медно-никелевых руд, что позволило на долгие годы умножить потенциал всего норильского промышленного района. Был объявлен призыв добровольцев на строительство Талнаха, который в последующем назвали Всесоюзной комсомольской стройкой.  
- Развернулись работы на первой скважине «Маяк», – рассказывает Николай Васильевич. – Первая палатка, первые сантиметры прохождения шахтных стволов в условиях вечной мерзлоты. Предварительные расчеты показывали, что благодаря уникальному рудному месторождению Норильск сможет дать промышленности необходимое количество никеля, а также значительно увеличить выпуск меди.
Некогда промышленный район Норильска – Талнах стал быстрыми темпами строиться, развиваться. Была проложена железная дорога Норильск - Талнах. Через реки перекинулись мосты и плотины, выросли пяти- и девятиэтажные дома, магазины, рестораны, школы, детские сады. Поднялись корпуса крупной теплоэлектроцентрали. Ажурные мачты оков высоковольтных линий зашагали по Талнаху. В 1964 году этот населенный пункт получил статус поселка, а через двадцать лет стал городом.   
История рудника «Маяк» – это поистине героическая летопись трудовых побед советских тружеников, история покорения Крайнего Севера. Кстати, в 1970 году в Талнахе был открыт памятник «Первым!» в виде бетонной палатки с панорамным видом на Хараелахские горы и сам поселок. Его место расположения было выбрано не случайно, так как именно там была установлена первая палатка строителей Талнаха.


Жизнь под землей
  
К середине 70-х годов, имея хорошо отлаженную работу по добыче руды из «Маяка», было решено начать строительство нового рудника «Комсомольский». Он вошел в историю как один из крупнейших подземных рудников цветной металлургии Советского Союза.
- Несмотря на тяжелую работу на руднике, – продолжает Николай Васильевич, – мы участвовали в строительстве холодильников в тундре – хранилищ для рыбы и оленины, которыми пользовалось местное население. А в свободное время охотились на дичь: песца, оленей, куропаток. Благодаря сибирскому климату очень популярна была и зимняя рыбалка. Ловили сига, нельму, ряпушку, леща и множество других видов рыбы. В короткие летние месяцы собирали грибы и ягоды.
Осенью 1965 года в нескольких километрах от Талнаха геологическим бурением было вскрыто новое рудное месторождение, которое назвали «Октябрьским». На комбинат стала прибывать новая техника и оборудование. Рудник был оснащен по последнему слову науки и техники.
- «Октябрьский» стал рудником-гигантом, – рассказывает Николай Иншеков. – Мне доводилось опускаться на глубину более тысячи метров. Это незабываемые впечатления, словно ты находишься в подземном городе, где сообща работают люди и машины.
Но какими усилиями строятся эти подземные города? Прежде чем проложить ствол шахты, по словам Николая Васильевича, необходимо построить специальную станцию, при помощи которой замораживаются поверхностные и подпочвенные воды.
- У нас были случаи затопления шахты подземными водами, – продолжает Иншеков. – Такие случаи крайне небезопасны и имеют множество негативных последствий. Нам приходилось по несколько часов стоять в ледяной воде для того, чтобы залатать швы. А если шахта имеет глубину в несколько десятков метров, то при затоплении могут погибнуть люди. 
После замораживания начинается вскрытие рудника, затем строительство шахтных стволов, открывающих доступ с поверхности к месторождению полезных ископаемых, и много других подготовительных, погрузочных, вентиляционных работ, которые предстоит выполнить шахтерам. 
Работа под землей чрезвычайна тяжела. Она требует хорошего физического здоровья, силы воли, выдержки и, безусловно, знаний. Но именно благодаря самоотверженному труду шахтеров мы получаем тепло в наши дома.    
До 1977 года Николай Васильевич Иншеков работал сменным инженером, диспетчером, затем начальником участка Норильского строительного шахтопроходческого управления треста «Шахтспецстрой». После был откомандирован на работу в Крым, в поселок Рыбачье.

Газовый коллапс

Мягкий климат Крымского полуострова, зеленые массивы гор, морской воздух и уютные пляжи пришлись по душе семье Иншековых. Они называют свой поселок самым необыкновенным и гостеприимным уголком Крыма.
Им выделили квартиру в доме, который строил «Шахтспецстрой», который сегодня находится на балансе пансионата «Рыбачье», где и работал Николай Васильевич.
- Мы реконструировали здание пансионата, – поясняет Иншеков, –  построили второй обеденный зал, фонтан, еще один спальный корпус. Занимались благоустройством территории – высадили березовую аллею, отстроили танцевальную площадку, мраморные лестницы. Словом, подарили новую жизнь этому прекрасному месту для отдыха.
Но после распада Советского Союза началась совсем иная жизнь.
Борьба за власть, землю привели к тому, что жители дома №27, где проживает семья Николая Васильевича, и еще двух соседних многоквартирных домов остались без газа. В 1996 году прекратились поставки сжиженного газа в групповое газовое распределительное устройство (ГГРУ), находившееся на придомовой территории шахтерского дома. Буквально несколько месяцев назад ГГРУ и вовсе было демонтировано. Централизованное отопление в домах отсутствует. Холодными зимами приходится обогреваться электрическими каминами, что очень не дешево.
Уже шестнадцать лет люди вынуждены использовать баллонный газ, при этом подвергая свою жизнь и жизни других жильцов смертельной опасности. При том, что применение разовых газовых баллонов в быту в многоэтажных домах категорически запрещено. Но как быть, если местному руководству нет дела до этих проблем?
- Мы являемся совладельцами этого дома, но все решения принимаются без нас, – говорит Николай Васильевич. – Страшно предположить, какие беды и разрушения может принести это халатное, бесхозяйственное отношение к проблемам такого рода. У меня за плечами огромный опыт работы в шахтах, и я знаю, что такое внезапный взрыв.         
Что ж, возможно, такая ситуация кому-то выгодна, поэтому власти и не спешат решать проблемы простых людей. Очевидно, не понимая, чем может обернуться эта «выгода».

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Алексея СОМОВА