Страницы

среда, 23 января 2013 г.

«Это я не вернулся из боя…»



Завтра, 25 января, Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет
Мы не станем в тысячный раз рассказывать об  этапах творческого пути этого любимого народом барда. О его актерской судьбе в театре и кино написано  немало. И о поэте, певце Высоцком также недостатка в информации нет. Поговорим о главном в Высоцком – о его жизненной позиции, о его внутренней сути, о том, «на чем проверялись люди»  во времена его молодости и зрелости, о не модном ныне понятии - патриотизме.

«Тот же лес, тот же воздух…»

З
релость Высоцкого пришлась на стабильное, мирное время. Может быть поэтому поэт искал разгадку величия русского духа в человеке, поставленном в экстремальную ситуацию на грани жизни и смерти. Для Высоцкого любые свидетельства минувшей войны, любые артефакты подвига были священны.
Один из старейших работников Ялтинской киностудии Николай Мартынович как-то рассказывал мне, что в середине семидесятых видел Высоцкого во дворе Ялтинской киностудии. В бурном коловращении киношного народа только Высоцкий был недвижим. Он застыл у мемориальной доски, установленной в память погибших на войне сотрудников киностудии. Обычная доска, таких по стране миллионы, ничего не говорящие для московского актера фамилии. И все же… О чем думал Владимир Семеновыч, глядя на этот каменный документ, эхо  далекой войны?
Почему все не так?
Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя…


«И бьют барабаны...»

П
озволим себе длинную, но уместную цитату «на военную тему»  из монолога Владимира Семеновича:
«…Мы все воспитаны на военном материале, у меня военная семья, есть погибшие в семье - как, впрочем, и у каждого человека у нас обязательно война коснулась. Это такая великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет еще помниться всегда. И пока еще есть люди, которые занимаются писанием и могут сочинять, конечно, они будут писать о войне. Но я пишу о войне песни конечно не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, вы увидите, что их можно сегодня петь, что люди - из тех времен, ситуации из тех времен, а в общем, идея и проблема - наша, нынешняя. Вот из-за этого, а я обращаюсь в те времена просто потому, что интереснее брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти. Я таких людей в таких ситуациях нахожу чаще в тех временах. Вот поэтому я пишу много о войне… Я считаю, что это нужно петь теперь, сегодня, да и продолжать в будущем».
«И продолжать в будущем…» - сегодня эти слова поэта кажутся пророческими. Сегодня, как и всегда, звучат песни. Песни времени. Легкие, беззаботные, дурашливые: «Олені, олені, не бриті і не голенi …»,  «А я иду такая вся в Дольче Габбана, я иду такая вся, на сердце рана». А в это время фашисты, пришедшие к власти законным путем,  уже маршируют по Киеву.
Шагают бараны в ряд
И бьют барабаны...
А кожу для них дают
Те же бараны!...
«За нашей спиной…»

Р
ассказывая о  Высоцком и его военных песнях, нам, крымчанам, уместно вспомнить фильмы с участием Владимира Семеновича, снимавшиеся в Крыму. Ленту «Белый взрыв» сегодня мало кто видел. Между тем эту картину  о подвиге солдат – альпинистов, которые в горах Кавказа в 1942 году смогли спустить лавину на засевшего в ущелье врага и, пожертвовав своей жизнью, спасли беженцев, также снимали в Крыму.
Съемочная группа жила в Алуште. Эпизод с участием Высоцкого снимался недалеко от Ангарского перевала. По воспоминаниям консультанта картины и друга Высоцкого - Леонида Елисеева, съемки проходили правее Ангарского перевала, под склонами горы Эльхк-кая (Кудрявая Марья), на повороте туристской тропы, идущей от Ангарского перевала к Демерджи, и лесной автодороги с Лаванды на яйлу. Для нас, крымчан, это просто географическая привязка, место съемки картины, в которой был задействован любимый актер.
А вот благодаря другому, «невоенному» фильму «Плохой хороший человек», также снимавшемуся в Крыму, Владимир Семенович написал одну из лучших своих песен о войне «Черные бушлаты». Посвящена она евпаторийскому десанту:
За нашей спиной остались паденья, закаты,
Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется верить, что черные наши бушлаты
Дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»
Попробуем - ладно! Увидим, какой оборот.
Я только подумал, чужие куря папироски:
«Тут кто как сумеет, - мне важно увидеть восход…»
Разведки дурачил,
как хотел…      

«Я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека - ярче он раскрывается. Тут уж не соврешь, люди на войне всегда на грани, за секунду или за полшага от смерти, - говорил Высоцкий. -  Люди чисты, и поэтому про них всегда интересно писать». Интересно, будь Высоцкий жив, о чем бы он писал сейчас? Как Макаревич – о  Ване, который пукнул в храме? О «героях»  с Болотной площади? О полуголых  девицах, пилящих кресты в Киеве? Или о «голубой дивизии» - гламурных  бойцах за победу педерастических идеалов…
Однажды, отвечая на вопросы анкеты, Высоцкий назвал самыми отвратительными качествами человека глупость, серость и гнусь. Не эта ли троица сегодня правит нашим миром?
На другой вопрос: «Самая замечательная историческая личность?» Владимир Семенович ответил, назвав два имени – «Ленин, Гарибальди».
Понятно, что революционер и романтик Владимир Высоцкий не  вписался бы в  нынешнюю систему сомнительных ценностей. В продажном мире и его имя стало товаром.
О Владимире Семеновиче снимают фильмы. Они  хорошо продаются. Как художественный, в котором Высоцкий-Безруков что-то хрипит в резиновой маске, так и документальные  («Жены Высоцкого»  и т.п.) О Высоцком пишут книги. Нет, на исследовании его творчества нынче кассу не сделаешь. И про сексуальную жизнь актера все уже успели насочинять. Написано и про увлечение алкоголем и не только им…
На исходе прошлого года в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга «Владимир Высоцкий - суперагент КГБ». Это не шутка, это серьезное исследование. В книге нет документальных подтверждений шпионских действий Высоцкого, а это лишний раз доказывает, каким неуловимым суперагентом он был -  следов не оставлял! Комментарии излишни.
Вот так и жил как в клетке,
Ну а в кино - потел:
Различные разведки
Дурачил как хотел.

То ходит в чьей-то шкуре,
То в пепельнице спит,
А то на абажуре
Кого-то соблазнит…
«Давно смолкли залпы орудий…»

З
автра Владимиру Высоцкому исполнилось бы семьдесят пять. Крымский филокартист Александр Коновалов выпустил к этому юбилею открытку. Официальный Киев и Крым подобного делать не стали. Это же не их Высоцкий, а заграничный актер, российский. Может быть по этой причине в Симферополе затормозилась установка памятника Владимиру Семеновичу, памятника, давно обещанного крымскими властями.
Сегодня, в половине седьмого, в Доме офицеров на Пушкина, 8, поклонников творчества великого барда  собирают крымские исполнители авторской песни. А вот Москва уже  помянула Высоцкого. Произошло это за шесть дней до юбилея в  новомодном зале «Крокус Сити Холл». Билеты  были  соответствующие, по «народной» цене,  в переводе на гривны - от 550 до 3 500 гривен.

 Алексей СОМОВ


Я счастлива, что в моей жизни есть Высоцкий

Не будь его, было бы многое иначе. Он - и любовь, и радость, и боль, и бесконечные открытия в самой себе…  Дети мои бережны к его памяти. Для них он – дядя Володя Высоцкий. «Мамуля, я положила телефон на дядь Володин шкаф». Или: «Мам, скорее, про дядю Володю по телику». Дочь родилась 25 января, сын назван в его честь. Когда ему было года три, он подошел к портрету Высоцкого с вопросом:
- Как его зовут?
Я без посторонней мысли ответила:
- Как и тебя - дядя Вова.
 С тех пор в течение примерно года на вопрос: как тебя зовут? – мой сын отвечал: «Дядя Вова». И до сих пор для соседских ребятишек он по-прежнему дядя Вова: «Дядя Вова пришел!», «Дядя Вова, ты выйдешь?», «А дядя Вова дома?».
Печать памяти о Высоцком - с нами всегда. И сегодня, как в детстве, когда я узнала о том, что Высоцкий умер, я пишу эти строки под слезную дробь. Наверно, потому, что самые большие и полезные уроки мне преподал Высоцкий своей невыдуманной жизнью и песнями, каждая из которых является гимном лучшим порывам души.
Не одно поколение он научил внутренней свободе. Всем своим существом он отрицал все напускное. И внутреннее бунтарство находило выражение в творчестве. Он был и есть совестью эпохи, которой нет конца! Ведь так важно не потерять себя. Как часто, а с годами все чаще… мы сталкиваемся с бесконечными дилеммами, порой драматичными, граничащими с парадоксальностью выбора.

Алена НИМИТРЮК, Белогорск