Страницы

среда, 4 сентября 2013 г.

Профессор Николай ВОЛОБУЕВ:«Партия никогда не была для меня инструментом карьеры»


Из досье «Коммуниста Крыма»:
Николай Николаевич Волобуев родился 27 сентября 1933 года в селе Болотово Мценского района Орловской области. В 1938 году переехал с родителями в Крым. В 1958 году окончил Крымский мединститут. Работал клиническим ординатором при кафедре госпитальной хирургии, ассистентом кафедры, хирургом-консультантом отделения санавиации РКБ им. Семашко, заведовал кафедрой хирургических болезней №2, кафедрой госпитальной хирургии №1, объединенной кафедрой (№1 и №2) на базе РКБ им. Семашко и ЦРКБМ Симферопольского района. Доктор медицинских наук, профессор, отличник здравоохранения СССР, заслуженный врач Украины. Награжден медалью в честь 140-летия со дня рождения В. И. Ленина.


ЧЕСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ

Профессор Николай Волобуев – один из самых известных и талантливых крымских хирургов. На его счету тысячи успешных операций, результаты которых порой граничат с чудом, порядка 400 научных работ, несколько десятков изобретений. Свидетельством признания вклада профессора Волобуева в мировую медицину стало его избрание действительным членом Нью-Йоркской академии наук.
Впрочем, сам Николай Николаевич считает, что дело не в регалиях и не в количестве операций и научных трудов.
- Я воспитал хороших хирургов, и это главное, - говорит он.
И действительно, не будет преувеличением сказать, что современная крымская школа хирургии сформировалась во многом под влиянием Николая Волобуева. И не только крымская. Учеников профессора нет разве что в Антарктиде и в Австралии.
На вопрос о жизненном кредо Николай Николаевич отвечает коротко: честь и честность. Не в его правилах изменять своим принципам и идеалам. В Коммунистической партии профессор состоит с 1960 года, то есть, его партийный стаж составляет более полувека. К слову, коммунистами были и отец, и дед Николая Николаевича, причем дед вступил в ВКП(б) еще до революции. А супруга Эвелина Власовна, опытный педиатр, долгое время была парторгом 2-й детской больницы Симферополя.  
В начале девяностых, когда  распался Союз, когда бывшие партийные боссы стремительно перекрасились в самостийников и националистов, когда Коммунистическую партию Украины запретили, Николай Волобуев не сдал свой партбилет.
- Возможно, кому-то мой поступок и покажется смешным, но я продолжал откладывать положенные три процента от зарплаты на партийные взносы, - рассказывает Николай Николаевич. - А когда коммунисты добились снятия запрета на деятельность партии, я эти взносы заплатил.
Нет, уважаемый профессор, это не смешно. Ваш поступок вызывает уважение. Если бы в тогдашней партийной номенклатуре было меньше приспособленцев, всегда готовых держать нос по ветру, а среди рядовых коммунистов – больше настоящих идейных бойцов, способных противостоять высокопоставленным предателям, то новейшая история нашей страны была бы совсем другой.

ДЕТСТВО, ОПАЛЕННОЕ ВОЙНОЙ

В Крым семья Волобуевых приехала в 1938 году, когда Коле было пять лет, а в 1939 году родилась его младшая сестра Тамара. Поселились в Саках, жили трудно, но дружно. Сначала в коммуналке, затем построили небольшой домик. А потом грянула война.
Отец Коли, тоже Николай, ушел добровольцем на фронт и погиб 3 июня 1942 года, защищая Севастополь. Он служил в морской пехоте Черноморского флота и командовал зенитной батареей. 
О судьбе героя семья узнала уже после того, как немцы захватили Крым. Поздним вечером в дверь дома Волобуевых постучал однополчанин отца, сбежавший из немецкого плена. Он рассказал, как погиб старшина второй статьи Николай Волобуев. Зенитчики отражали налеты авиации противника. К 3 июня все орудия батареи, кроме одного, были выведены из строя. Во время очередного налета старшина Волобуев отправил бойцов своего подразделения в укрытие, а сам с одним помощником остался у орудия. Бомба разорвалась рядом с зениткой… Оставшиеся в живых бойцы похоронили своего командира в воронке. Место захоронения так и не нашли. Николай Волобуев-старший до сих пор значится пропавшим без вести.
Оккупационные власти превратили дом Волобуевых в гостиницу для солдат. Хозяев выселили на кухню. За время оккупации в доме жили немцы, итальянцы, чехи, румыны, югославы. «Объединенная Европа» пришла на крымскую землю под фашистскими знаменами… Николай Николаевич до сих пор помнит, как фашисты гнали по улице пленных советских солдат. Один из пленных упал, и конвойный на глазах ребенка расстрелял упавшего из автомата.
- После поражения под Сталинградом настроение оккупантов изменилось, – рассказывает Николай Николаевич. – Помню, как к нам домой пришел румын и попросил у деда какую-нибудь гражданскую одежду. Признался, что хочет дезертировать. Мама испугалась: а вдруг он провокатор или его поймает гестапо? За пособничество дезертиру и деда, и маму ждал расстрел. Но дед все-таки дал румыну старые ватные штаны и телогрейку. К счастью, все обошлось. А после освобождения Крыма к нам зашел тот самый румын. На голове у него была шапка с партизанской ленточкой. Он расцеловал деда. Оказывается, наш румын тогда ушел к партизанам. 

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ АТОМЩИК

Первые послевоенные годы были тяжелыми. Коля вместе со взрослыми работал на 10 сотках, которые государство выделило семье Волобуевых, помогал матери и деду по хозяйству и одновременно учился в школе. Семилетку он закончил с отличием. Встал вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути.
Спросите детей, о чем они мечтают – и вы узнаете будущее страны. О чем мечтали дети послевоенных лет?
- Я, например, мечтал стать атомщиком, - улыбается Николай Николаевич. – Но материальное положение у нас было тяжелым, мама и дед болели, поэтому о дальнейшей учебе не могло быть и речи – семье надо было как-то сводить концы с концами.
Но в Советском Союзе умели ценить таланты. Классная руководительница Николая обратилась в райком партии с просьбой помочь 15-летнему способному ученику в порядке исключения устроиться на работу, чтобы он мог продолжить учебу в школе. В райкоме пошли навстречу.
- Так я стал работать дежурным мотористом на насосной станции, - рассказывает Николай Николаевич. – Дежурил сутками, по средам или четвергам и по воскресеньям. Пропуски мне не ставили. А одноклассники приносили домашнее задание. Я выполнял задания под вой двух мощных 30-киловаттных моторов.
В 1949 году Николай Волобуев вступил в комсомол. Школу он окончил с серебряной медалью. Хотел поступить на физико-математический факультет МГУ и даже получил вызов из Москвы, но обстоятельства сложились так, что в итоге Николай подал документы в Крымский медицинский институт, причем в последний день приема.
- Ректора института Сергея Ивановича Георгиевского я считаю своим вторым отцом, - говорит Николай Николаевич. – Он принял участие в моей судьбе, помог мне сформироваться как человеку и как специалисту.

ЗДРАВСТВУЙ, ГЛУБИНКА

Новоиспеченный студент взялся за учебу с энтузиазмом. Даже выходные дни он проводил в анатомке, изучал расположение и строение органов, учился оперировать. Свое первое открытие Николай Волобуев сделал на втором курсе. Тогда же он в соавторстве со своим научным руководителем написал свою первую научную работу. С третьего курса Николай стал получать Сталинскую стипендию.
Институт Николай Николаевич окончил с отличием. В Крыму он не остался, несмотря на многочисленные предложения от разных кафедр, а поехал в самую что ни на есть глубинку – в село Устиновка, расположенное в Кировоградской области. Из-за осеннего бездорожья к месту будущей работы молодому хирургу пришлось добираться по воздуху, на «кукурузнике».
В Устиновке Николай Волобуев и его супруга Эвелина Власовна, детский врач, проработали четыре года. За эти годы Николай Николаевич провел около 4 тысяч операций. Причем заниматься приходилось всем – от аппендицита и родов до удаления катаракты. Это был действительно бесценный опыт.
- Однажды в больницу привезли комбайнера, -  вспоминает Николай Николаевич. – После работы он выпил и решил напилить для мамы дров с помощью циркулярной пилы. И ему отрезало кисть руки. Кисть мы пришили, она благополучно прижилась, а потом я прочитал в солидном медицинском журнале, что аналогичная операция примерно в то же время была сделана в Институте Склифосовского в Москве, причем эту операцию назвали уникальной. Ну а о том, что произошло в украинской глубинке, никто не узнал.
К слову, в Устиновке и других селах Кировоградской области Николая Волобуева до сих пор помнят, и до сих пор пациенты из тех краев приезжают к нему на консультации.

СНОВА В КРЫМУ

В Крым Николай Николаевич вернулся в 1962 году. Здесь он прошел путь от клинического ординатора до заведующего кафедрой госпитальной хирургии. За этими сухими строчками – тысячи спасенных жизней, тысячи часов, проведенных за операционным столом, напряженные дни и бессонные ночи. Сейчас Николай Николаевич – профессор кафедры хирургии №1. Он продолжает консультировать коллег и пациентов. К нему обращаются за советом в самых сложных ситуациях. Энергии профессора Волобуева могут позавидовать и молодые люди.             
Общественной и партийной работой Николай Николаевич всегда занимался в свободное время. Он был секретарем партбюро пятого и шестого курсов Медицинского института, заместителем секретаря партбюро районной больницы, редактором институтской стенгазеты. И сейчас профессор Волобуев постоянно принимает участие в мероприятиях, проводимых Крымским республиканским комитетом КПУ, он – член Антифашистского комитета «9 Мая», созданного при Рескоме.
- Партия никогда не была для меня инструментом карьеры или наживы, – говорит Николай Николаевич. – Мне предлагали перейти на партийную работу, но я отказался. Я – хирург и должен лечить людей, здесь я на своем месте. Но своими принципами я никогда не поступлюсь.

Олег МАЛЬЦЕВ