В Коммунистической
партии Евгений Черняховский состоит с октября 1962 года, то есть, более полувека.
Своими убеждениями он никогда не поступался. Имеет награды: медаль «За трудовое
отличие», юбилейная медаль «100 лет Ленину», медаль Сталина, медаль «100-летие Щелкино».
Евгений
Георгиевич Черняховский посвятил жизнь строительству электростанций. Много лет он
работал в системе «Днепростроя», строил Каховскую ГЭС, Каневскую ГЭС, Крымскую АЭС
в Щелкино.
Евгений Георгиевич, будучи главным инженером строительства
Крымской атомной станции, решительно выступил против ее закрытия. Из-за этого у
него начались трения с руководством «Днепростроя», которое выполняло политическую
волю руководства СССР в лице Михаила Горбачева и его окружения. В конечном счете,
принципиальность в отстаивании своей точки зрения стоила Черняховскому должности
– ведь после Чернобыля никто не хотел брать на себя ответственность, проще было
убрать специалиста, чье мнение не совпадало с «генеральной линией».
В итоге станцию, которая была готова на 96 процентов,
закрыли. Впоследствии, правда, выяснилось, что никакого тектонического разлома,
якобы угрожающего безопасности АЭС, о чем твердили сторонники закрытия станции,
не существует. Но дело было сделано: от уникального объекта остались руины, а на
развитии города Щелкино как атомного центра мирового уровня был поставлен крест.
Да и развитие всего Крыма в случае успешного запуска АЭС могло пойти по совсем иному
пути. Ведь в этом случае полуостров смог бы полностью обеспечить себя энергией.
КОРЕННОЙ ДНЕПРОСТРОЕВЕЦ
– В Крым, на строительство атомной станции
я приехал в 1981 году, – рассказывает Евгений Георгиевич, – Но родился я в Киеве,
на Подоле в 1932 году. Незадолго до войны, где-то в 1936 году, родители со мной
и моим старшим братом уехали в Алма-Ату, потом мы переехали в Киров, там жила моя
бабушка. В Кирове я закончил среднюю школу. Это было в 1949 году. После школы поступил
в Московский энергетический институт, окончил обучение в 1954 году по специальности
«гидротехническое строительство». Получил красный диплом. Тогда это давало право
свободного выбора первого рабочего места. Я поехал на строительство Каховской ГЭС,
которую возводило управление «Днепрострой». Всю свою жизнь работал в «Днепрострое»
и считаю себя коренным днепростроевцем второго поколения. Первое-то поколение было
еще довоенное, в живых мало кто остался. Второе поколение было уже послевоенным.
Это его силами был восстановлен Днепрогэс, потом построены Каховская, Днепродзержинская,
Каневская ГЭС, параллельно еще велись и другие стройки (Южно-Украинский канал, различные
заводы).
ПРИЧАСТНОСТЬ К ИСТОРИИ
Коммунисты и комсомольцы, работавшие в структуре «Днепростроя»,
своими руками творили историю. Так, Каховская ГЭС была одной из великих строек коммунизма.
Это шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций
на территории Украины и один из ключевых энергетических объектов инфраструктуры,
доставшихся стране в наследство от СССР. Понятно, что ничего подобного за годы независимости
создано не было.
Строительство гидроузла началось в сентябре 1950 года, для постройки и
обслуживания электростанции был создан город Новая Каховка. На строительстве работало
12 тысяч человек, 1100 автомашин, 30 экскаваторов, 75 гусеничных и портальных кранов,
100 бульдозеров, 14 паровозов, 7 земснарядов.
Первый гидроагрегат Каневской ГЭС был
введен в эксплуатацию в 1972 году, последний (двадцать четвертый) был сдан в
1975 году. Суммарная мощность станции составила 444 МВт, среднегодовая выработка
электроэнергии – 972 миллиона киловатт-часов. Это тоже объект из ныне предаваемого
проклятью советского прошлого, один из важнейших элементов инфраструктуры, обеспечивающих
функционирование государства Украина.
«ТАРАСОВА ЛЕСТНИЦА»
Интересно, что именно «Днепрострою» поручили построить лестницу
из металла и гранита, ведущую к могиле Тараса Шевченко, которая, как известно, находится
в Каневе.
- Дело в том, что к могиле в те времена
вела деревянная и очень крутая лестница, - рассказывает Евгений Черняховский. –
И правительство решило к очередному юбилею поэта построить нормальную лестницу.
Единственной мощной организацией в Каневе, которая была способна справиться с этой
задачей, оказался «Днепрострой». Я тогда был главным инженером строительства Каневской
ГЭС. Мы построили шикарную лестницу, госкомиссия
ее приняла. Акт приемки напечатали золотом как сувенир и раздали всем членам комиссии.
А весь мемориальный комплекс был выдвинут на соискание Государственной премии. Между
прочим, эта лестница вошла в список «Сто шедевров Украины».
После окончания строительства Каневской
ГЭС Черняховский прошел годичную переподготовку во Всесоюзном институте повышения
квалификации руководящих кадров Минэнерго, где готовили руководителей для строительства
атомных станций.
- Во время учебы
мы посетили несколько действующих АЭС, - говорит Евгений Георгиевич. – А после окончания
института меня направили в Щелкино главным инженером строительства Крымской атомной
станции. Дали квартиру, и я переехал в Щелкино с семьей.
РАЗГУЛ ГОРБАЧЕВЩИНЫ
На строительстве АЭС в Щелкино работали около трех тысяч человек.
Изначально планировалось, что в городе будет жить тридцать тысяч человек, поскольку
здесь намечалось создание целого научно-тренировочного центра для подготовки атомщиков.
Повторимся: станция была готова на 96 процентов.
- Уже привезли реактор, он стоял на площадке,
- рассказывает Евгений Черняховский. - Его нужно было лишь смонтировать. Для этого
был доставлен специальный 400-тонный огромный кран. В целом в строительство вложили
примерно 700-800 миллионов советских рублей. Это огромные деньги.
Однако вскоре после аварии в Чернобыле
строительство Щелкинской атомной остановили.
- Чернобыль напугал всех. Был разгар так
называемой перестройки: демократия, гласность, ускорение и прочее. Возле станции
начались демонстрации экологов, - говорит Евгений Георгиевич. - Были разговоры о
том, что земной шар расколот на какие-то квадраты или шестигранники и под станцией
якобы оказалась такая земная трещина. Властям народ уже не верил. Не верили и своим
советским ученым. Поэтому для исследований пригласили итальянцев, выложив валюту.
Они проверили сейсмику и подтвердили данные наших проектировщиков. Никакой трещины
там не оказалось. Решение о закрытии было чисто политическим – как сейчас говорят,
из-за разгула горбачевщины. Тогдашнее руководство Советского Союза выполнило требование
американских «друзей». По-моему, после Чернобыля на Западе ему дали такую команду.
Вот он и закрыл станцию. Такой лакейской стала политика государства. Я был против
этого, поскольку никаких оснований для остановки строительства не было. И у меня
сразу же начались проблемы с руководством «Днепростроя». Все ведь тогда были напуганы,
перестраховывались. Никто не хотел рисковать. Сначала меня сняли с должности главного
инженера, назначив заместителем. Позже всячески пытались от меня избавиться.
После Щелкино Евгений
Черняховский строил Рязанскую ГЭС. Потом работал главным технологом на строительстве
атомной станции на Кубе, а через два года, в 1997 году, вернулся в ставший родным
город Щелкино. Работал главным технологом на солнечной электростанции. Ведь, кроме
атомной, в Щелкино построили еще и солнечную электростанцию, но в годы безвременья
ее тоже разграбили.
- Работал я там недолго, потом вышел на
пенсию, - говорит Евгений Георгиевич. - Я горжусь тем, что жил в СССР и работал
на благо великой страны и советского народа.
Олег МАЛЬЦЕВ,
фото Ивана КЛИМОВА
Предприятие «Днепрострой» было создано
для строительства каскада Днепровских ГЭС на Днепре, первой из которых был «ДнепроГЭС».
В 1927-1932 годах «Днепрострой» возводил
Днепровскую ГЭС, а после освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков
- восстанавливал.
Следующей электростанцией была Каховская
ГЭС, которую «Днепрострой» строил с 1950 по 1956 годы. За строительство этой ГЭС
управлению «Днепрострой» на вечное хранение было передано Переходящее Красное знамя
ЦК Компартии Украины и Совета Министров УССР.