Страницы

четверг, 16 января 2014 г.

Распад СССР исковеркал миллионы судеб


В предновогодней суете государственными СМИ осталась незамеченной хотя и не круглая, но весьма знаменательная дата: 91 год назад, 30 декабря 1922 года на карте мира появилось государство совершенно нового типа – Союз Советских Социалистических Республик. Советский Союз, который значительная часть населения Украины, России, Белоруссии, да и других бывших советских республик и по сей день считает родиной, не дожил до своего 70-летия год.  26 декабря 1991 года пьяная «беловежская тройка» -  Ельцин, Кравчук и Шушкевич –  подписала соглашение о создании СНГ, вбив тем самым последний «гвоздь» в гроб супердержавы с населением более 293 миллионов человек, занимавшей к тому времени одну шестую часть суши. Заметим, что в марте 1991 года, всего за несколько месяцев до подписания Беловежских соглашений, прошел Всесоюзный референдум, на котором 77, 85 процента граждан советских республик, принявших участие в референдуме, высказались ЗА сохранение союза как обновленной федерации равноправных суверенных республик. Но уже через несколько месяцев власти этих самых «суверенных» республик растерзали страну, наплевав на результаты народного волеизъявления.
Президент России Владимир Путин назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой двадцатого века. Эта катастрофа унесла сотни тысяч человеческих жизней, исковеркала миллионы судеб.


ФЕРГАНСКАЯ РЕЗНЯ

В августе 1991 года, когда по телевидению объявили о ГКЧП и запустили уже ставшее хрестоматийным «Лебединое озеро», мой приятель Михаил П., высококвалифицированный электронщик, жил в Узбекистане и работал в одном из вычислительных центров.
- Утром мы пришли на работу и пожали друг другу руки: «Ну что, наши победили»? - вспоминает Михаил. – Это в Москве или Вашингтоне можно было драть глотку за «демократию» и проклинать «империю зла», а мы здесь, на национальной окраине, понимали, что если Союз развалится, то у нас, «некоренных» жителей, будущего в новоиспеченной независимой стране не будет. Я, между прочим, был в командировке в Фергане как раз во время резни 1989 года. Тогда, если кто забыл, возник конфликт между узбеками и турками-месхетинцами, который закончился массовыми погромами турок. Зверства были ужасные. Слава богу, как бросали грудных детей в огонь, я сам не видел, знаю об этом только по рассказам. А вот одну картину я до сих пор забыть не могу. Толпа озверевшей молодежи водила по улице на поводке молодую женщину в собачьем ошейнике, совершенно голую, избитую, в крови. И каждый, кто хотел, мог подойти и изнасиловать ее. Несколько дней власть бездействовала, и погромщики действовали совершенно безнаказанно. Кстати, об этом было сказано в коллективном письме из Ферганы Первому съезду народных депутатов СССР. Сколько людей тогда погибло, точно неизвестно, официально называли цифры от 300 до 500 человек, еще более 20 тысяч стали беженцами. Понятно, что мы восприняли ГКЧП с большим воодушевлением и надеялись, что новая власть восстановит стабильность и межнациональное согласие, а предатель Горбачев получит по заслугам. Но… В итоге «наши» оказались полными м…ками. А главным воспоминанием от ГКЧП остались трясущиеся руки Янаева. 

ВЫНУЖДЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Хотя гражданской войны, как в соседнем Таджикистане, в Узбекистане не было, отток «некоренного» населения из республики стал массовым. Уезжали не только русские, но и представители других «нетитульных» наций, причем в основном в Россию. В начале девяностых межнациональная напряженность в Узбекистане была не явно выраженной. Были какие-то бытовые эпизоды, были надписи на заборах типа «Русские, не уезжайте, будете нашими рабами», а потом и это исчезло. А «коренные» жители сами потянулись из своей независимой страны на «черные» работы в Москву.
Михаил вместе с семьей (у него двое детей) уехал в Россию в середине девяностых, продав за гроши свою новую двухкомнатную квартиру с приличным ремонтом (цены на жилье тогда в связи с массовым исходом русскоязычного населения сильно упали). Никаких программ по переселению соотечественников в то время не было, люди оставались один на один со своей бедой, они даже гражданство получали на общих основаниях.
На вырученные деньги Михаил купил полуразвалившийся домик в российской глубинке. Естественно, электронщики в тех краях не были нужны, и Михаил занялся фермерством. Местные смотрели на приезжих косо, почему-то считая их «буржуями», однажды даже подожгли сарай. «Мы и в Узбекистане чужие, и в России, - как-то сказал мне Михаил, – зависли между небом и землей». Связь с ним прервалась несколько лет назад, надеюсь, у него все нормально.

УЖАСЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

А вот Наталья П. жила в Душанбе, и ей пришлось испытать на себе ужасы гражданской войны в Таджикистане. Напомним, наиболее ожесточенные бои в этой получившей независимость республике шли с конца августа 1992-го по июль 1993 года. За это время погибло около 60 тысяч человек, еще тысячи до сих пор считаются пропавшими без вести. Более 60 тысяч бежали в Афганистан, почти 200 тысяч стали вынужденными переселенцами, в основном в Россию.
- В городе слышалась стрельба, ходили слухи один страшнее другого, - вспоминает Наталья. – Мы с дочерью укрылись на военном аэродроме под охраной российских десантников. Сбежали из дома так быстро, что взяли с собой только самое необходимое. Наконец нас отправили в Москву на военно-транспортном самолете. Когда мы туда прилетели, было холодно. А в Таджикистане все еще стояла теплая погода, и мы даже не взяли с собой теплые вещи. Нам выдали материальную помощь как беженцам. Ее хватило как раз на то, чтобы купить дочери теплую куртку на рынке. Ну а позже, когда ситуация немного стабилизировалась, мы вернулись в Душанбе, быстро продали квартиру, погрузили мебель и вещи в контейнер и уехали в Россию.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Валерий Н. жил в Узбекистане в районе, где не было гражданской войны. Он закончил медицинский институт, работал сначала врачом, потом открыл собственную аптеку, словом, был вполне преуспевающим бизнесменом от медицины. Жена Валерия Ирина работала учителем. После развала СССР семья решила уехать в Россию. Но практически осуществить эти планы удалось только в 1994 году.
- Мы купили домик в подмосковном поселке, работу по специальности я не нашел, первое время работал дорожным рабочим, чистил снег, - рассказывает Валерий. – Потом вместе с земляком организовали небольшой бизнес, ну а сейчас мы с женой работаем по специальности – я врачом в районной больнице, она – в школе. Дети – у нас их двое – тоже, слава Богу, пристроены, учатся, а старший параллельно занимается ремонтом машин, он неплохой автослесарь. Кстати, в нашем поселке 25 семей вынужденных переселенцев из одного города. Стараемся как-то друг другу помогать. В общем, жизнь налаживается. Хотя ностальгия по прошлой жизни, по СССР, конечно, осталась.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КАРАБАХА

Одним из самых первых и самых кровавых на территории СССР стал Нагорно-Карабахский конфликт между армянами и азейрбайджанцами. К 1991 году межнациональное противостояние, начавшееся еще в конце восьмидесятых, переросло в полномасштабную войну, которая продолжалась до 1994 года. По разным данным, в ходе боевых действий было убито от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч ранено, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами.
В 1992 году начались боевые действия в Приднестровье, остановленные 14-й российской армией под командованием генерала Александра Лебедя. В ходе Приднестровского конфликта погибло около 4 тысяч человек.
Еще одним кровавым последствием распада СССР стал грузино-абхазский конфликт. Боевые действия начались летом 1992 года и закончились летом 1993-го, унеся жизни 8 тысяч человек с обеих сторон. Еще тысяча человек пропали без вести, около 250 тысяч стали беженцами. По сути, этот конфликт продолжался до 2008 года, когда российская армия в ответ на грузинскую агрессию «принудила» Грузию к миру.
И, конечно, одними из самых трагических последствий распада СССР стали две чеченские войны. Причем первой чеченской предшествовали этнические чистки русского населения, в ходе которых творились, по свидетельствам очевидцев, немыслимые зверства. Только в 1992 году, по данным МВД, в Грозном было убито 250 русских, 300  пропало без вести. Морги были заполнены неопознанными трупами.
В июле 1999 года Министерство по делам национальностей России сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тысячи русских (не считая погибших в ходе военных действий), захвачено более 100 тысяч квартир и домов, принадлежавших представителям «некоренных» этносов, более 46 тысяч человек были фактически превращены в рабов.
Потери же мирного населения в ходе боевых действий доподлинно неизвестны. Максимальную цифру называл генерал Лебедь (она касалась потерь во время первой чеченской войны) – до 80 тысяч человек. По данным общества «Мемориал», погибло около 50 тысяч мирных граждан, но и эти данные вряд ли можно считать точными.
Такой была цена распада Советского Союза. По сути дела от кончины СССР выиграли только олигархи, фактически приватизировавшие целые страны, национальная бюрократия и националисты всех мастей. Поэтому, если вы в предновогодней суете забыли выпить за наше великое единое Отечество – сделайте это сегодня. Советский Союз не был идеальным государством, в мире вообще нет ничего идеального. Но это была могучая, радостная и светлая страна, которой можно и нужно гордиться. Расскажите об этом своим детям и внукам – обязательно...

Олег МАЛЬЦЕВ