Страницы

среда, 22 января 2014 г.

День Республики


В январе 1991 года крымчане голосовали за сохранение СССР

В минувший понедельник на полуострове торжественно отметили День Автономной Республики Крым. Провели официальные собрания, произнесли праздничные речи, даже вручили награды. Однако никто не вспомнил, может быть, самого главного – 20 января 1991 года крымчане голосовали не только за воссоздание Крымской АССР, но и за сохранение Союза Советских Социалистических Республик.
Однако обо всем по порядку.


СССР В МИНИАТЮРЕ

Конец восьмидесятых – начало девяностых годов прошлого века был тревожным временем.
С одной стороны, началось массовое возвращение на полуостров крымских татар, политические лидеры которых намеревались не просто обустраиваться на родине, а создавать здесь собственное национальное государство. С другой, в Киеве и на Западной Украине набирали силу антирусские и антироссийские настроения. Как писал тогдашний первый секретарь Крымского обкома КПСС Николай Багров, «все более активное движение Украины по пути суверенизации, переход на эти позиции большей части руководства республики и депутатов Верховного Совета Украины и сопровождающий этот процесс рост националистических настроений вызывали небеспочвенные опасения у преобладающей части русскоязычного населения Крыма».
В этой ситуации интернациональному Крыму, большинство населения которого составляли этнические русские, нужно было обезопасить себя и от крымскотатарского, и от украинского национализма.
Кроме того, обратите внимание на еще один аспект, о котором сегодня не любят упоминать ни политики, ни политологи. Фактически, референдум о воссоздании Крымской автономии был еще и попыткой сохранить Советский Союз. К тому времени многим уже было видно, что страна рушится под ударами, которые ей наносили с разных сторон – из Белого дома, из Кремля, из столиц национальных республик. Крым и крымчане, понимая, чем им грозит распад СССР, как бы цеплялись за последнюю возможность сохранить страну или, по крайней мере, ее слепок здесь, у нас на интернациональном полуострове, который ведь неслучайно иногда называли Советским Союзом в миниатюре. Неслучайно же мы голосовали не просто за создание Крымской АССР, а «за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора».
«Идея республики, - писал позже Николай Багров, - диктовалась объективными причинами и не принадлежала какой-либо отдельной личности, организации или группе людей. С разных сторон, под различным углом зрения к ней подходили все, и в этом плане идея воссоздания республики стала точкой пересечения самых различных интересов, объединительным началом в общественной жизни Крыма».
Однако вне всяких сомнений без Крымского обкома партии провести референдум было невозможно. Крымское партийное руководство смогло уловить настроения людей, не остаться в стороне от процессов, а возглавить их и управлять ими. Выражаясь современным языком, технологически воссоздание крымской автономии осуществил именно обком партии. Надо было убедить в необходимости проведения референдума Михаила Горбачева, получить разрешение ЦК КПСС и сделать множество других вещей.

БЕЗ ШАНСОВ ДЛЯ НАЦИКОВ

Вот как идея о воссоздании Крымской автономии внедрялась в массовое сознание.
Летом 1989 года в тогдашнем печатном органе Крымского обкома партии газете «Крымская правда» была опубликована запись заседания пресс-клуба под названием «Региональный хозрасчет и автономия», где впервые делался осторожный вывод о том, что «для успешного внедрения регионального хозрассчета и превращения Крыма во всесоюзную здравницу, было бы целесообразно преобразовать область в автономную республику».
Чуть позже, в начале октября, обком организовал научно-практическую конференцию, в ходе которой ученые также высказывали аргументы в пользу республиканского статуса Крыма. Наконец, в 1990 году, на январском пленуме обкома КПСС, Николай Багров заявил: «Мы за идею Крымской АССР в составе Украины, тем более, что решение данного вопроса в условиях перехода области на региональный хозрасчет позволит нам получить большую экономическую самостоятельность, лучше решать наши проблемы, в том числе и проблемы межнациональных отношений».
Перед лицом очевидного осложнения политической и экономической ситуации в стране решено было остановиться на том варианте повышения статуса Крыма, легитимность которого в будущем вызывала бы наименьшие сомнения, то есть на необходимости проведения общерегионального референдума. 12 ноября 1990 года открылась внеочередная сессия Крымского областного совета, специально посвященная проблеме статуса полуострова. На ней присутствовал тогдашний председатель Верховной Рады Украины Леонид Кравчук, который пытался убедить крымских депутатов, что восстановление республики может осуществить и сама Верховная Рада УССР своим специальным решением минуя референдум. Однако, к счастью, идея народного волеизъявления взяла верх. К счастью, потому что, голову даю на отсечение, Леонид Макарович крымчан обманул бы…
Крымский референдум состоялся 20 января 1991 года и стал первым в СССР. Жителям полуострова было предложено ответить на следующий вопрос: «Вы ЗА воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора?» В референдуме приняли участие 1.441.019 человек или 81,37 процента крымчан. Из них 93,26 процента проголосовали за воссоздание республики.
Столь впечатляющий результат народного волеизъявления не оставил противникам крымской автономии никаких шансов. 12 февраля 1991 года Верховная Рада Украины большинством голосов признала результаты голосования, восстановив специальным законом Крымскую АССР как часть Украинской ССР.

ЗЕРНО БУДУЩЕЙ ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ

Несмотря на многочисленные неудачи при дальнейшей реализации этого проекта, все-таки нужно признать: автономный статус в значительной степени оградил нас от пещерного украинского национализма. В Крыму – фактически единственном регионе на Украине - удалось сохранить образовательную систему на русском языке и не допустить к власти представителей оголтелых полуфашистских политических партий и организаций. Одновременно созданная по региональному принципу Крымская автономия позволила также минимизировать разрушительные попытки татарских националистов построить на полуострове автономию исключительно для себя.
Можно сказать, Крым успел проскочить в игольное ушко, ведь к тому времени на просторах СССР уже полыхали межнациональные конфликты - вспомните хотя бы события в Прибалтике, в Абхазии, в Приднестровье, в Тбилиси, в Сумгаите. В Крыму высечь искру тоже было достаточно легко, но автономия выполнила роль своеобразного межэтнического амортизатора.
При этом крымский автономный проект обращен не только в прошлое, но и в будущее. В ней как в зародыше существует механизм будущей федерализации Украины, без которой, уверен, у этой страны нет будущего.  Украина исторически состоит из разных, часто фактически противоположно настроенных регионов. Для нас, крымчан, люди по ту сторону Збруча, фигурально выражаясь, ходят вверх ногами (или вниз головой). У них все наоборот. У них во Львове улица Лермонтова сейчас носит имя Джохара Дудаева, а улица Пушкина – имя генерала УПА Чупрынки. Лермонтову отомстили за то, что он воевал на Кавказе в составе русской армии. Пушкину, надо полагать, не простили «Полтавы». Там, на западе, идет последовательный, программный отказ от великой истории, великой культуры, великого языка. Кроме того, Украина имеет и другие серьезные геополитические трещины. Как то: румынский сепаратизм на Буковине или мадьярский и словацкий в Закарпатье. Наконец, не стоит забывать и о татарско-турецком сепаратизме у нас, в Крыму. По сути, большое лоскутное одеяло Украины рвут на части. И в этих условиях продолжающийся курс на построение унитарного моноэтнического государства может привести только к одному: распаду страны.
События последних недель на евромайдане, где собрались по преимуществу представители только одной – западной части нашего государства, очередное, уже которое по счету тому доказательство.
Все, кто по-настоящему желает Украине процветания, должны делать все для расширения полномочий регионов и прежде всего - Автономной Республики Крым как пока единственной автономии в составе Украины.

P.S. Еще одна деталь, о которой все время забывают во время празднования Дня АРК: на самом деле Крымской автономии вовсе не 23 года, как говорится в нынешних официальных документах, а гораздо-гораздо больше. Еще раз обратите внимание на формулировку, с которой проходил референдум 1991 года: 93,26 процента жителей полуострова высказались за воссоздание Крымской АССР. Впервые Крымская автономия была создана еще 18 октября 1921 года, когда на части территории бывшей Таврической губернии была образована Крымская АССР. Создание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики было наглядным воплощением ленинской государственной политики. «Пусть маленькая Крымская республика станет одним из факелов, распространяющих свет пролетарской революции в России», - писал Владимир Ильич Ленин еще в феврале 1919 года.
«Продолжительная и упорная борьба трудящихся России с контрреволюционными армиями генералов и помещиков, поддержанных силами и средствами хищников международного империализма, завершилась и в Крыму окончательной победой труда над капиталом», - говорилось в основных положениях первой Конституции Крымской Советской Социалистической Республики, принятой 10 ноября 1921 года. – «Крымская Советская Социалистическая Республика, утверждая равенство и право на свободное развитие всех национальностей Крыма, отменяет все существовавшие ранее национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения».

Виктор ЁЛКИН