В Крымском
академическом украинском музыкальном театре состоялась премьера спектакля по самому
выдающемуся драматическому произведению Тараса Шевченко «Назар Стодоля», приуроченному
к 200-летию со Дня рождения Великого Кобзаря. На премьеру были приглашены и журналисты
«Коммуниста Крыма».
Украинские Ромео и Джульетта
Напомним нашим читателям сюжет шевченковской пьесы. Казак Назар
полюбил красавицу Галю, которую ее отец, жаждущий богатства и власти, готов просватать
за старого полковника. На его стороне хитрая, падкая до денег служанка Стеха, на
стороне же Назара – его верный друг Гнат Карый. Заручившись поддержкой верного друга,
Назару удается заставить отступиться корыстного отца невесты от своих намерений
и дать согласие на их брак.
Казацкая мелодрама «Назар Стодоля» на
протяжении многих десятилетий значится в репертуаре разных театров Украины. Жанр
нового спектакля можно определить и как рыцарская баллада, потому как «только настоящие
герои, верные своей чести и чести своей любимой, могут отстаивать право на любовь,
верность ратным традициям предков».
- Безусловно, главная тема шевченковской
пьесы – это вечная тема любви, – отмечает режиссер-постановщик, заслуженный деятель
искусств АР Крыма Виктор Гуменюк. – Любовь всегда должна быть настоящей, за нее
нужно бороться, несмотря ни на что. И мы показали это в спектакле на примере главных
героев – Назара и Гали. Их можно назвать украинскими Ромео и Джульеттой.
Обман и предательство, верность и дружба,
которые волновали шевченковских героев, близки и сегодняшнему зрителю. Неподдельные
страсти, острые драматические ситуации, яркое воплощение жизни и быта казаков обеспечивают
успех новой премьеры театра.
- К сожалению, современные театры очень
редко ставят классику, которая поднимает вечные проблемы, – продолжает Виктор Иванович.
– Наше время более прагматичное и требует чего-то другого. Но несмотря на это классику
все равно необходимо ставить!
Традиции нужно чтить
По словам постановщика нового спектакля, молодым актерам украинского
театра было очень интересно работать над такой сложной пьесой с ее архаичным украинским
языком.
- Нам очень понравилось, как восприняла
публика этот спектакль, – делится своими впечатлениями руководитель Крымского академического
украинского музыкального театра, заслуженный работник культуры Украины Владимир
Загурский. – В зале в основном присутствовали школьники и студенты, которые не раз
бурно аплодировали актерам. А это говорит о том, что мы справились со своей задачей.
Кстати, у нас было не так много времени для работы над этой постановкой. В некоторых
театрах дается не менее полугода, но мы не можем себе этого позволить. Мы работаем
параллельно над несколькими спектаклями, иначе не выживем. При этом нашему театру
во всех жанрах и во всех стилях всегда удается показать работу на достойном уровне.
Безусловно, постановку «Назар Стодоля» можно было сделать более действенной, но
мы рассчитываем показать нашу премьеру не только в Симферополе, но и всему Крыму.
И очевидно, что спектакль с большим оркестром, балетом, со всем хором на небольшой
сцене какого-нибудь городка или поселка просто не поместится.
Нельзя не отметить оригинальное оформление
сцены, а также искусно сделанные украинские национальные костюмы. В этом заслуга
сценографа и художника по костюмам Генриетты Петкевич.
Что
же касается дальнейших планов театра, то стоит сказать, что в ближайшее время крымчане
смогут посмотреть спектакль «Прощай, конферансье» Григория Горина в постановке Владимира
Косова, посвященный Дню Победы. А вот останется ли театр украинским в связи с нынешними
событиями в Крыму, руководство пока не знает.
- Я задал этот вопрос заместителю министра
культуры России, который присутствовал на коллегии министерства культуры и искусств
Крыма, – продолжает Владимир Загурский. – Он ответил мне, что президент России Владимир
Путин – за то, чтобы поддерживать все национальные культуры. А будущее театра будет
напрямую зависеть от того, как этот вопрос рассмотрят местные власти.
Кстати, по словам Владимира Ивановича,
в советское время Крымский академический музыкальный театр ежегодно выезжал на гастроли
по просторам Родины сроком не менее на 30-40 дней.
- Спектакли проходили с величайшим успехом,
– добавляет директор театра. – Каждый день мы давали по 5-6 постановок, которые
всегда проходили с аншлагами. Поэтому, я считаю, что если наш театр сохранит свое
прежнее название, это сохранит его особенность, специфику, а, следовательно, привлечет
еще больше зрителей.
Алена ТАРАНЕНКО,
фото автора