Страницы

пятница, 13 марта 2015 г.

О взглядах на будущие войны


В одном из выпусков газеты «Правда» о взглядах на будущие войны выступили начальник Главного управления Сухопутных войск РФ в 1998-2001 годах, генерал-полковник Юрий Букреев и член Комитета Государственной Думы по обороне, председатель комиссии ЦК КПРФ по военно-патриотической работе Вячеслав Тетенин. Оба автора, на мой взгляд, по-разному видят будущие войны и по-разному видят структуру и состав Вооруженных сил Российской Федерации.


Юрий Букреев пишет: «Сейчас реформаторы и слышать не хотят о возможном массовом применении войск в будущей войне, сплошном фронте, массировании сил и средств на важнейших направлениях и т. д. В ходу все больше такие завораживающие слух слова, как бесконтактная война, мобильность, маневренность, управляемость, перегруппировка и т. д. За этими модными фразами нет ни опыта, ни практики».
Вячеслав Тетенин утверждает: «После 1945 года решительно изменился характер современных войн. Вторжения танковых колонн через границу остались в прошлом. Теперь решающее значение имеют средства воздушно-космического нападения, высокоточное оружие, прежде всего – крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Именно это оружие наиболее эффективно было использовано в ходе войны против Югославии, в ходе вторжения в Афганистан, Ирак и Сирию».
Доктор военных наук Владимир Слипченко считает: «К сожалению, официальная военная наука в России не занимается серьезным изучением этой проблемы. Перелопачивается все то, что давно ушло в прошлое. США и некоторые страны НАТО переходят к новому поколению войн, дистанционному бесконтактному. К нам уже никогда не придет по суше противник: большие танковые клинья, вторжение через западную, южную, восточную границу, такой противник в Россию больше не придет».
У России нет практики ведения бесконтактных войн, хотя оружие для ведения таких войн – крылатые ракеты и другая техника – у нее вроде есть. Но все это, увы, в плачевном состоянии.
Война в Югославии в 1999 году первые шесть недель велась американцами как дистанционная бесконтактная война. Было применено около 1500 высокоточных крылатых ракет. Они были выпущены с большого расстояния: ни один самолет и ни одна лодка не зашла в зону поражения ПВО Югославии. Сама система ПВО была уничтожена в течение первых суток.
США запустили несколько спутников «Лакрос», которые висели над театром военных действий и регистрировали каждое включение локатора на земле. После этого они немедленно посылали в точку излучения снаряд с воздушного или морского носителя. Таким образом, в течение суток было уничтожено 75 процентов зенитно-ракетного комплекса ПВО.
Высокоточные крылатые ракеты запускались с расстояния от 80 до 800 километров и очень точно поражали цели. На территории Сербии и Косово подлежало уничтожению около 900 объектов экономики и военной инфраструктуры. Туда было отправлено 1,5 тысячи высокоточных крылатых ракет, которые все это уничтожили с эффективностью около 75-80 процентов. На территорию Югославии не ступил сапог ни одного американского солдата. Американцы не били по войскам. За 78 дней войска Милошевича в Сербии и Косово потеряли всего 524 человека убитыми, 37 человек пропали без вести. Американцы экономили высокоточное оружие и направляли его только на экономику и на инфраструктуру. Уничтожению подлежали не только излучающие ресурсы, но даже и бумажные: редакции также были уничтожены. Население оказалось без информации.
Пентагон каждый год закупает дистанционное бесконтактное высокоточное оружие на 30-60 миллиардов долларов. Получил Пентагон солидные суммы на заказ от Конгресса на создание электронной карты всей планеты с трехмерным объемным изображением. Такая карта уже создана 22 февраля 2000 года. Земля снята с двух точек, которые разнесены на 60 метров. «С помощью этой карты, – пишет доктор военных наук Слипченко, – США могут наносить удар по стране, по отдельному городу». Война в Югославии получила название «война будущего». Вот к такой войне нам надо быть готовыми.
«Готовы ли мы отразить нападение с воздуха и из космоса?» – задается вопросом Вячеслав Тетенин. Да, наши замечательные ученые и рабочие создали великолепные, лучшие в мире комплексы ПВО С-300, на основе которых ныне создаются еще более грозные для авиации и ракет противника системы. Современные комплексы С-400 вообще не имеют аналогов в мире и значительно превосходят американские «патриоты». Однако стараниями многих «реформаторов» возникла и до сих пор не решена должным образом проблема организации защиты страны от воздушно-космического нападения. В наше время многие тысячи километров наших границ вообще не закрыты радиолокационным полем. Поэтому и крылатые ракеты, и ударные самолеты вероятного противника беспрепятственно могут вторгаться в наше воздушное пространство. Подавляющее количество типов авиационного вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» создано еще в СССР. Не радует положение дел в МВФ. В результате «реформ» в начале 2000-х годов ВМФ РФ по боевым возможностям уступал иностранным флотам: на Балтике шведскому – в два раза, финскому – в два раза, германскому – в четыре раза, на Черном море турецкому – в три раза, в Мировом океане флоту США – в двадцать раз, Великобритании – в семь раз, Франции – в шесть раз. Наш оборонно-промышленный комплекс находится в опасной зависимости от импорта компонентной базы, станков и оборудования. Более 80-85 процентов станков эксплуатируются более 20 лет. В годовщину 70-летия Великой Победы надо говорить не только о славных победах и традициях, но и о проблемах в Вооруженных силах Российской Федерации, требующих своего скорейшего решения.

Виктор БАЖЕНОВ,
ветеран Вооруженных
Сил СССР