Страницы

четверг, 28 апреля 2016 г.

Георгий Мокеевич Марков


В апреле исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося советского писателя, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Сталинской премий, видного общественного и государственного деятеля страны Советов — Георгия Мокеевича Маркова.

Сын охотника из глухого таежного села Ново-Кусково, расположенного в среднем течении Чулыма, в ста километрах на северо-восток от Томска, воспитанник Ленинского комсомола, Георгий Марков, благодаря рано открывшемуся в нем писательскому дарованию и острому, глубинному восприятию окружавшей его действительности, стал одним из крупнейших мастеров советской литературы, автором всенародно известных и любимых романов - «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», «Грядущему веку». Но мог ли он, выходец из многодетной сибирской семьи, с малых лет познавший обыденный для его края промысловый труд, достичь тех жизненных высот и свершений, если бы не Великая Октябрьская социалистическая революция, столетие которой приближается? Конечно же, нет, перечитывая его произведения, прежде всего публицистические статьи, прекрасно понимаешь то, насколько он, талантливый и яркий представитель своего времени, был убежденным коммунистом и советским патриотом, человеком, для которого идеи Великого Октября и прошедшая через всю его жизнь политика Ленинской партии, стали тем жизненным ориентиром, без которого он не мыслил себя ни как гражданин, ни как художник.
«Это мы — бывшая деревянная, неграмотная «Расея» - первыми в мире запустили искусственные спутники Земли, это мы забросили на Луну вымпел Советского Союза, это наша ракета стала спутником Солнца, это наш первый в мире атомный корабль бороздит морские просторы, это мы запустили в безбрежные космические пространства умную, хитрую машину, за сотни тысяч километров извещающую нас о тайнах других миров, это мы завоевали сочувствие всего человечества своим миролюбием и гуманизмом, призвав все страны к всеобщему и полному разоружению.
Кто же эти «мы»? Мы — это трудовой народ, соль земли, производители всех материальных и духовных сокровищ. Мы взяли свою судьбу в собственные руки и уверенно куем счастье всех людей и счастье каждого советского человека — счастье, называемое коммунизмом», - писал Георгий Мокеевич в статье «Красота человеческая» в далеком 1959 году. И таких искренних слов, прошедших через сердце писателя и отображающих его миропонимание советского строя во всем его могуществе и красоте, в творческом наследии Г.М. Маркова действительно немало.
Жизненный путь Георгия Маркова не был простым и безоблачным, как и всего того поколения, к которому он принадлежал, хотя он, с малых лет, а особенно в юности, начал, в силу своего трудолюбия и небывалой тяги к знаниям, заметно выделяться среди своих сверстников. В 13 лет он был уже комсомольцем, в 15 лет секретарем комсомольской ячейки, в 16 — членом бюро райкома и штатным комсомольским работником в качестве председателя районного бюро юных пионеров. А в 17 лет он работал уже в аппарате Сибкрайкома ВЛКСМ в Новосибирске, и это притом, что в состав края входила тогда чуть ли не вся Сибирь: часть Тюменской области, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, а также Бурятия и часть нынешней Читинской области. Затем работа в Томском горкоме и Западно-Сибирском крайкоме комсомола, редактирование журнала пионеров и школьников Сибири «Товарищ», заведование отделом пропаганды Новосибирского горкома ВЛКСМ, а с декабря 1932 года редактирование краевой молодежной газеты «Большевистская смена».
В 1930 году в жизни молодого комсомольского работника происходит событие, как писал исследователь его творчества И.П. Мотяшов, «коренной, непреходящей значимости». Георгий Марков становится коммунистом. С тех пор с партией он не расставался никогда, оставаясь верным ей до последних дней своей жизни. И нужно отметить, что в рядах КПСС Г.М. Марков имел высокий авторитет и уважение, свидетельством чего являлось его неоднократное избрание делегатом на партийные съезды и делегирование на них в состав Центральной ревизионной комиссии (1966 год), а затем с 1971 года и Центральный Комитет партии.
Свой путь в литературе Георгий Марков начинает с большого замысла создания романа, своего рода семейной хроники семьи Строговых, повествующей о бурных событиях в жизни Сибирского края с конца Х1Х века и вплоть до первых послереволюционных лет. В результате за 10 лет, с 1936 по 1946 годы работы, писатель создает широкое историческое полотно, и фактически его можно считать настоящей историко-революционной эпопеей. В 1948 году роман «Строговы» в полном объеме выходит в Москве в издательстве «Советский писатель». К Георгию Маркову приходит всесоюзная известность, он получает тысячи читательских писем, а в 1952 году роман удостаивается Сталинской премии третьей степени.
В 1979 году в беседе с редактором газеты «Комсомольская правда» Валерием Ганичевым, ныне председателем Союза писателей России, Георгий Мокеевич так вспоминал о своем «вхождении в литературу»: «… Написав первую книгу «Строговых», я приехал в Москву и попал сразу в хорошие руки: Макаренко Антон Семенович, Павленко Петр Андреевич и Бабель Исаак Эммануилович. Все они прочитали рукопись стремительно. А принес я ее в литконсультацию Гослитиздата… Думал, что где-то через полгода получу ответ. Звоню в Гослитиздат недельки через три — на всякий случай, а мне говорят: «Где вы, милый, мы вас ищем с милицией, приходите скорее. Вы знаете, что Павленко написал о вашем романе? Это нужно немедленно печатать!».
Так в большую литературу пришел неповторимый мастер.
«Соль земли», «Отец и сын», ну и, конечно же, «Сибирь», - романы, вышедшие из под пера писателя после «Строговых», действительно, с наибольшей широтой охвата и глубиной проникновения в действительность, открыли массовому читателю, в том числе и за рубежами нашей Родины, ту по настоящему борющуюся, революционную, созидательную Сибирь, какой до Маркова она еще не была представлена так ярко и красочно в художественной литературе. Да, в этом отношении наследие Георгия Маркова уникально и вновь современно, но только под призмой того философского и в то же время исключительно партийного писательского замысла, реализованного им в этих замечательных произведениях.

Руслан Семяшкин,
ученый секретарь
Шолоховского научного общества