Есть
литературные произведения, с которыми
читатель, познакомившись однажды, не
расстается всю жизнь. Одним из таких
творений является повесть Аркадия
Гайдара «Тимур и его команда». В этом
году этой книге-юбиляру «Тимур... »
исполнилось 75 лет. Не одно поколение
советских ребят воспитывалось на
примерах героев этой замечательной
повести. Считаю, что ее незаслуженно
изъяли из школьной программы.
Задача
тимуровских отрядов – помогать всем
нуждающимся, особенно семьям, у кого
погибли на фронте сыновья и мужья. Все
по-настоящему, как и в книге Аркадия
Гайдара.
Но
прежде чем прокомментировать просмотренный
мною фильм и знаменитую книгу, хочу
немного сказать об ее авторе, имя которого
несправедливо забыто современными
школьниками.
Аркадий
Петрович Гайдар (настоящая фамилия
Голиков) жил для детей и писал для детей.
Он, сам не имея счастливого детства,
стремился создать его в своих произведениях.
Его герои –дети. Всегда действуют честно
и открыто, смело противостоят злу,
восстанавливая порядок и справедливость.
Гайдар создавал их такими, каким он был
сам. А сам он был смелым и честным, верным
сыном своей Родины. Всю свою жизнь
стремился быть образцовым военным. И
уже в 17 лет командовал полком. Но после
контузии пришлось карьеру военного
оставить, и тогда он полностью посвятил
себя творчеству, работая именно в жанре
детской литературы. Но когда Родина
позвала, он снова стал в строй и в 1941
году отдал свою жизнь за нее.
Его
личность полностью соответствовала
тем идеалам, которые он утверждал в
своих произведениях. Особенно эти идеалы
ярко представлены в повести «Тимур и
его команда».
Хочу
поделиться впечатлениями после прочтения
повести.
Тимур
и его команда действительно заслуживают
похвалы. Ребята так слаженно работали
в городке, что некоторым взрослым не
мешало бы поучиться этой дисциплинированности
и ответственности. А суть их работы
заключалась в том, что они помогали
семьям красноармейцев. Это в первую
очередь. А также и всем нуждающимся в
помощи. Их бескорыстная и искренняя
помощь людям побуждала остальных ребят
следовать их примеру.
Примечательно,
что тимуровцы делали добро, никак не
афишируя это. Всем было интересно: кто
же эти неведомые благодетели? Ведь мало
кто из ребят в реальности способен
удержаться от соблазна не похвастаться
чем-либо. Тимуровцы же полностью лишены
этого недостатка. Надо кому-то дров
наколоть - наколют. Воды из колодца
вытащить - вытащат. Будь то чья-то
потерявшаяся овца или плачущий одинокий
ребенок - ребята всегда найдут выход из
трудного положения. Показательна в этом
смысле история с Женей.
Женя,
дочь полковника, приехала в поселок на
дачу отдохнуть, где ее уже ждала старшая
сестра Ольга. Девочка должна была
отправить отцу телеграмму. Но почту она
не нашла и зашла в чужой дом. Зайти -
зашла, а назад выйти нельзя: собака не
выпускает. И ей ничего не оставалось,
как ждать хозяев. Женя, уставшая, уснула.
Каково же ее было удивление, когда она,
проснувшись, увидела записку со следующим
содержанием: «Девочка, ничего не бойся.
Когда будешь уходить, покрепче запри
дверь. Тимур»!
Настоящее
рыцарство! Сразу задаешься вопросом:
«Кто этот Тимур? »
Но
мысли девочки прервал лай собаки. И она,
испугавшись, поспешно оставила дом. А
ключи от своего дома и текст письма отцу
остались внутри за запертой дверью.
Жене предстояло выслушать горькие
упреки от Ольги. Но вот неожиданный
поворот событий - ей приносят забытые
ключи, да еще и квитанцию об отправленной
телеграмме. Этот эпизод еще раз явился
для Жени самым ярким подтверждением
рыцарского благородства таинственного
Тимура.
Сюжет
повести насыщен острыми моментами, и
поэтому книга читается легко, а фильм
смотрится с большим интересом. Особенно
захватывающий момент, когда Женя попадает
в штаб тимуровцев, распложенный на
чердаке дома. Чего только нет здесь для
любопытных глаз девочки! И она с восторгом
дергает за неведомые ей сигнальные
приспособления. Вмиг сбежались все
мальчишки – Женя нарушила их конспирацию,
и поэтому предстояло неприятное
разбирательство. Напряженную ситуацию
разрядил снова-таки Тимур. Он предложил
девочку взять в свою команду.
Оптимизмом
и желанием стать благороднее проникается
юный зритель или читатель, встретившись
с героями Гайдара. Читается «Тимур... »
легко и захватывающе, поскольку написано
произведение простым и понятным языком.
А
не вернуть ли его снова в школьную
программу? Хотя бы вместо какого - либо
произведения из зарубежной литературы,
которая не всегда понятна нам, школьникам.
Ведь Гайдар и его книги учат любить
Родину и делать только добро!
Салие
МУСТАФАЕВА,
11-Б
класс,
учитель
литературы
Екатерина
Смолина