На
площади имени В.И. Ленина в Симферополе
развернута выставка «Путешествие в
1917 год», организованная правительством
Санкт-Петербурга совместно с Министерством
внутренней политики, информации и связям
Республики Крым. Выставка задумана в
виде исторического лабиринта. Мы побывали
в этом лабиринте и ужаснулись.
Сходную
ситуацию общество переживало, пожалуй,
с приходом большевиков».
Как
же так, выставку организуют два
правительства – питерское и крымское,
а вхождение в тему выставки прикрылись
американцем, пусть и известным, но явно
не специалистом по русской революции
1917 года. Да и сравнительная характеристика,
данная Стоуном, явно настраивает не в
пользу Октября.
Организаторам
выставки слова Стоуна показались явно
недостаточными, и они решили закрепить
еще одной сравнительной характеристикой,
данной на сей раз русским философом
Николаем Бердяевым: «Революция, –
пишет
Бердяев, –
всегда есть в значительной степени
маскарад, и если сорвать маски, то можно
встретить старые, знакомые лица».
Заметим, что философ Николай Бердяев
никогда не пользовался авторитетом
среди отечественных ученых и ученых
русского зарубежья. Он весь путаный в
своих суждениях, философских исканиях.
За свою жизнь в России и зарубежье он
сменил столько «вех», что хватило бы на
несколько сотен человек. Почитайте хотя
бы отзывы о нем Ивана Ильина или Ивана
Солоневича, которых сегодня модно
цитировать в России. И вдруг организаторы
выставки предлагают посетителям
ознакомиться с очередной сумасбродиной
Бердяева.
Ладно,
идем дальше. А дальше еще интересней.
Перед вами царская семья Николая II. Его
почтительно сопровождает никто иной,
как сам Григорий Распутин. Вы увидите
большой портрет Распутина, его недружеские
высказывания о русском народе. Все
вполне понятно: нужно подготовить
посетителя выставки, чтобы он осознал,
как хорош был царь и совсем никудышный
народ, которым он правит. Дается подробная
биография старца как последнего защитника
трона. Мы не будем давать характеристику
Распутину и его деяниям, которые хорошо
известны в нашей советской историографии,
а дадим слово его современнику, философу
Борису Валентиновичу Яковенко, близко
наблюдавшего за жизнью политической
России того периода. Вот его характеристика:
«Можно сказать, что с осени 1916 года,
когда произошло назначение Протопопова,
Россия была в полной власти если и не
самого Распутина, то во всяком случае
распутинской клики, то есть шайки
политических и иного рода авантюристов,
шантажистов, спекулянтов и стяжателей».
Лабиринт
есть лабиринт. Далее по программе
победоносная Февральская революция.
Большие портреты деятелей Февраля от
Милюкова, Родзянко до Керенского. Почти
в подробностях представлены основные
вехи Февральской революции. И подкреплены
эти вехи поэзией Александра Блока,
Владимира Маяковского, Сергея Есенина
и публицистикой Александра Куприна.
Показалось, что деятели Февраля защищены
солидными фигурами. Но давайте всмотримся.
На стенде размещено стихотворение
Сергея Есенина «Товарищ», датированное
поэтом февралем 1917 года. Но что делают
авторы выставки – они выхватывают
строчки из этого стихотворения, которые
якобы и характеризуют пессимистическое
настроение поэта в переживаемую им
эпоху крушения царизма. А в конце приводят
слова из стихотворения 1924 года под
названием «Русь советская». Вот они:
Вот
так страна!
Какого
ж я рожна
Орал
в стихах, что я с народом дружен? И т.д.
Явная
подтасовка фактов. Авторам выставки
хотелось показать, что революционные
перемены в России поэт не принимает.
Хорошо, что мы знаем глубоко творчество
Сергея Есенина, и нас не провести.
Или
еще один пример. Приводится четверостишие
из стихотворения Владимира Маяковского
«Февраль», написанное поэтом в 1927 году.
Вполне понятно, что это стихотворение
этапное на подступах к Октябрю. Но об
этом ни слова. А слова эти главные для
всего произведения. Приведем их:
И
мы дошли, в Октябре заверша
То,
что Февраль не доделал.
К
сожалению, этих слов посетитель выставки
не прочтет.
И
последнее. Подводя итоги болтливой
Февральской революции, организаторы
выставки как бы закрывают тему Февраля
Декретом В.И.Ленина о запрете деятельности
правящей тогда кадетской партии и об
аресте ее активных деятелей. Налицо
очередной исторический подлог. Партия
кадетов была запрещена, как только
вступила в вооруженное противостояние
с большевиками. Даже либеральный историк
современной России Валентин Шелохаев
вынужден признать, что после октябрьского
переворота партия кадетов первыми
вступила в войну с большевиками, которая
приняла «насильственные формы жестокой
борьбы на уничтожение большевиков».
Спрашивается, а как В.И. Ленин в этих
условиях должен себя вести? Вот об этом
ни слова.
Думаю,
что выставка антиисторическая,
либеральная, антисоветская, ничего не
имеющая с действительно политическими
событиями 1917 года. Выставка еще раз
продемонстрировала, что в современной
России стоят у власти почитатели царской
империи и сторонники Февраля.
Сергей
Небольсин