Месяц
назад мы задались вопросом, тянут ли
страсти вокруг «Матильды» на
крупномасштабный общественный конфликт
типа дела Дрейфуса. Теперь приходится
констатировать, что выходит нечто даже
покруче. Совершено уже три теракта-поджога,
по всей стране прокатилась волна
телефонного терроризма, заслугу в
которой враги «Матильды» поспешили
приписать себе (хотя это и не факт, но
здесь всякое лыко в строку). Две крупные
киносети отказались от проката этого
фильма по соображениям безопасности
зрителей.
В
устройстве погромов виновны мы ли?
Мы
только веревку советовали мылить.
Но
все же, кто виновен в погромах? Моральная
ответственность лежит на государстве.
Возрождая, точнее назойливо насаждая
«духовность» в религиозных формах,
власти «забыли», что всегда и везде
религиозное пробуждение сопровождалось
религиозными войнами и погромами. Любой
религии присущ грубый первобытный
фетишизм, наделяющий мертвые предметы
сверхъестественными чудесными свойствами.
Вчера человек поклонялся поясу Богородицы
и ребру Николая Угодника, а сегодня идет
громить выставки и жечь кинотеатры. Но
пока управляемые православные активисты
громили выставки всяких противных
властям либеральных художников, все
было нормалек – погромщиков заботливо
ограждали от ответственности и втихомолку
гладили по головке. Однако же Алексей
Учитель никакой не либерал, а как раз
наоборот, патриот и даже дружит с Захаром
Прилепиным, обосновавшимся ныне в
Донбассе.
Тогда
власти мигом вспомнили, что православие
– религия любви. Но было уже поздно –
появились активисты неуправляемые,
покусившиеся уже не на либеральную
«мазню», а на заказанный самим государством
фильм. И они и слышать не желают о какой-то
там религии любви. Вот в доказательство
цитаты из свежего интервью руководителя
организации «Христианское государство
– Святая Русь», еще в январе разославшей
кинотеатрам подметные письма, Александра
Калинина. Нет-нет, не подумайте плохого,
он ни в коем случае не угрожает, он просто
«предупреждает»:
«Мне
Господь дал миссию ретранслировать
позицию общества, сам я не пойду кидать
коктейль Молотова. Если не запретить
«Матильду», то текущие провокации
покажутся просто баловством. Сожгли
всего две машины. Могли сжечь гораздо
больше. И сожгут гораздо больше. Каждый
день будет так: покажут фильм в кинотеатре,
завтра он сгорит; покажут фильм в другом
кинотеатре – и он сгорит. Может дойти
и до страшного. У нас есть примеры великих
святых, которые за богохульство и
святотатство сажали на кол. У нас все-таки
воинствующее христианство – православие.
Человек, который видит, насколько Учитель
несгибаем, может его и на кол посадить.
Людьми движет их православная вера.
Человек, который это сделает, будет в
сердце своем прав. Сядет в тюрьму за
Учителя – но будет счастлив, что спас
Россию от богохульства. Мы этого не
хотим, предупреждаем об этом. Но есть
люди, которые будут ждать Учителя,
караулить у подъезда, жить рядом с ним
с утра до вечера, которые найдут его и
сломают ему ноги. Или еще хуже что. Люди
готовы жечь все, что угодно. Все, что
способствует этому богохульству. И
будут говорить не про убийства, а про
лишение жизни за веру».
Значит,
дело здесь не в политической ориентации
режиссера – на данном уровне это уже
не играет существенной роли, а в чем-то
более глубоком – в социальных корнях,
из которых вырастают эти варварские
проявления. Дело в том, что Россия все
глубже увязает в средневековье. А в
средние века социально-протестные
движения всегда облекались в религиозную
форму ересей, противостоящих официальной
церковной догматике. Такова сегодня
ересь царебожия, трактующая Николая II
как царя-искупителя, чья гибель по своему
значению подобна распятию Христа,
каковой ереси вольно или невольно
придерживаются и Поклонская, и поджигатели.
Калинин так и говорит: «Царь Николай
является частью нашего Господа Бога».
Но
что такое царебожие по своему объективному
социальному содержанию? Если вдуматься
– это есть не что иное, как исконно
русская вера в «доброго царя», но… не
находящая подтверждения в текущей
реальности и потому перенесенная в
прошлое в силу разочарования в царе
нынешнем. Защитим покойного святого
царя от поругания – вот он и станет
нашим небесным заступником. За
обожествлением Николая кроется
отступничество, большей частью пока
неосознанное, от Путина. Стихийный
бессознательный протест против
действующей власти и поддерживающей
ее Церкви – вот что такое царебожие в
своем объективном значении.
Впрочем,
протест этот не так уж и бессознателен
– по крайней мере, его вожди отдают себе
отчет в том, что делают. В прокремлевском
сетевом издании «Взгляд» приведены
некоторые факты биографии еще одного
руководителя ХГСР – Мирона Кравченко.
В 2004 году он вступил в «Союз православных
хоругвеносцев», позднее стал казаком.
В 2011–2012 годах занимался организацией
русского движения и русских маршей в
Мурманске на базе местной ячейки партии
«Великая Россия». А в августе 2015 года
участвовал в Киеве в учредительной
конференции по созданию «Антипутинского
информационного фронта». По мнению
«Взгляда», налицо «грубая подмена
русской идеи агрессивным лживым
мессианством наподобие бандеровщины».
Ну, понятно, раз против Путина – значит,
бандеровец. Но бандеровец или небандеровец,
а подлинную социальную подоплеку
царебожия он раскусил.
Кинорежиссер
и политик Говорухин этой подоплеки в
упор не видит и говорит, что против
проката фильма выступают «все темные
силы, кликуши, сумасшедшие, вандалы,
мракобесы», которых разбудила Поклонская
«из хороших побуждений». «Мини-ИГИЛ
начинается», – резюмировал глава
комитета Госдумы по культуре. Ну а разве
запрещенное в России ИГИЛ не является
извращенной формой социального протеста?
Да и чего иного вы, уважаемый Станислав
Сергеевич, ожидали от нищего и вконец
затюканного беспросветной жизнью
населения? Это ведь и есть его «Россия,
которую мы потеряли» в своем чистейшем,
первозданном виде!
Вспоминаются
строки Максима Горького 1905 года: «В
Россию можно только верить, что русский
народ чрезвычайно самобытен и что
греховная западная наука, развратные
формы жизни Запада совершенно не годятся
для него. Влияние Запада может только
испортить, разрушить кроткую, мягкую
душу и прочие редкие качества
народа-богоносца, воспитанные в нем
порками на конюшнях, сплошной неграмотностью
и другими идеальными условиями русской
самобытности».
А
изнанкой воспитанной на конюшне кротости
и мягкости как раз и являются периодические
бессмысленные и беспощадные бунты и
погромы. Причем именно благодаря
указанной «самобытности» они обращаются
для начала на «греховную западную науку
и развратные формы жизни Запада». Иных
врагов народ-богоносец пока еще не
замечает и рассуждает так, как внушили
ему нынешние «духовные наставники».
–
Почему
жить так тяжело?
–
Потому
что растеряли мы исконную святоотеческую
духовность, соблазнились сатанинскими
иноземными ценностями и погрязли во
грехах. Отсюда и божье наказанье.
–
А
кто и что мешает возрождению духовности?
–
Мешают
оскорбители наших святынь и наших
чувств. Значит, ату их!
Вы, господа адепты православной духовности, наивно полагали, что только мусульмане способны на дикие мракобесные формы протеста? Нет, на них способны любые опоенные религиозным дурманом угнетенные, в том числе, как теперь выясняется, и православные. Только протест этот реакционный и тупиковый, торящий дорогу лишь к еще большей материальной и духовной нищете. Как писал по похожему поводу Маркс о восстании тайпинов в Китае, «все их назначение сводится как будто к тому, чтобы застойному маразму противопоставить разрушение в уродливо отвратительных формах, разрушение без какого-либо зародыша созидательной работы».
Вы, господа адепты православной духовности, наивно полагали, что только мусульмане способны на дикие мракобесные формы протеста? Нет, на них способны любые опоенные религиозным дурманом угнетенные, в том числе, как теперь выясняется, и православные. Только протест этот реакционный и тупиковый, торящий дорогу лишь к еще большей материальной и духовной нищете. Как писал по похожему поводу Маркс о восстании тайпинов в Китае, «все их назначение сводится как будто к тому, чтобы застойному маразму противопоставить разрушение в уродливо отвратительных формах, разрушение без какого-либо зародыша созидательной работы».
Вы
хотите созидательной работы, но вам не
нравятся заморские ценности? Вместе с
патриархом Кириллом и протоиереем
Чаплиным вы считаете буржуазный гуманизм
ересью человекопоклонничества,
сатанинским антихристианским
мировоззрением? Допустим, вы правы. Но
какова альтернатива? Социалистический
гуманизм как единственно перспективную
альтернативу гуманизму буржуазному вы
отмели. Остаются ценности и скрепы
феодальные и даже еще более ранние,
«азиатские». Вот и кушайте их досыта и
не жалуйтесь, приятного аппетита!
Александр
Фролов