Поиск по газете

Saturday, October 8, 2022

Пора выстраивать комплексную соцбезопасность

 Ижевске 26 сентября произошла страшная трагедия — 34-летний Артем Казанцев открыл стрельбу в школе № 88. В результате погибли 17 человек —11 детей и 6 взрослых, было ранено 24 человека. На пистолетных обоймах, оставшихся после самоубийства стрелка, была нанесена надпись «Ненависть».

Это, к сожалению, не первый случай, когда в российских образовательных учреждениях звучат выстрелы.

Хронология ненависти

Необходимо отметить тот факт, что до 2014 года россияне не сталкивались с проблемой стрельбы в школах или других учебных учреждениях. И казалось, что эта «западная традиция» обойдет Россию стороной, однако реальность внесла свои коррективы…

2014

Первое трагическое происшествие произошло 3 февраля в Москве, когда ученик десятого класса школы № 263 Сергей Гордеев пришел на урок географии с охотничьим карабином и винтовкой. Выстрелив в учителя, он взял в заложники 21 одноклассника. Позже он застрелил одного из вызванных полицейских и сдался в руки правосудию благодаря уговорам пришедшего к нему отца. По результатам судебно-медицинской экспертизы Гордеев был признан невменяемым, ему поставили диагноз «параноидная шизофрения».

2017

В городе Ивантеевка Московской области 5 сентября девятиклассник Михаил Пивнев пришел в школу с кухонным топориком, пневматической винтовкой и взрывными устройствами. Учительница информатики вывела его из класса, т. к. школьник имел подозрительный вид. В коридоре Пивнев ударил учительницу топориком и выстрелил ей в лицо. Одноклассники забаррикадировались в подсобке кабинета, несколько выпрыгнули из окон второго этажа, испугавшись за свои жизни, — Пивнев угрожал и начал взрывать устройства. Преступника задержали, когда он поднимался на второй этаж, где занималась вторая половина его класса. По счастливой случайности никто не погиб — получили травмы 4 человека. Пивнев был обвинен в покушении на убийство двух и более лиц и осужден на 7 лет и 3 месяца воспитательной колонии.

2018

Этот год отметился рядом резонансных происшествий. Так 15 января в Перми бывший ученик школы Лев Биджаков и десятиклассник Александр Буслидзе напали с ножами на учеников и учительницу школы № 127. После этого 16-летние нападавшие предприняли попытку самоубийства. В результате нападения пострадали 15 человек, включая преступников. Лев Биджаков получил 9 лет и 8 месяцев колонии, Александр Буслидзе — 7 лет колонии.

Нападение на школу № 1 в Стерлитамаке (Республика Башкортостан) произошло 18 апреля. Ученик 9 класса Артем Тагиров напал на учительницу и одноклассницу с ножом и устроил поджог в классе. Еще одна школьница выпрыгнула из окна. Нападавший также совершил попытку суицида, ставшую неудачной. В результате нападения пострадали 4 человека, включая Тагирова. Он был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение. В 2021 году стало известно, что преступник переведен на амбулаторное лечение.

Трагедия в Барабинском филиале Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н. А. Лунина произошла утром 10 мая. Учащийся первого курса 16-летний Илья Иванистов открыл стрельбу по одногруппникам из охотничьего ружья, которое взял из незапертого отцовского сейфа. Нападавший ранил одного из них и покончил с собой. Еще двое одногруппников выпрыгнули из окон и получили травмы.

Далее произошла трагедия в Керчи, когда 17 октября четверокурсник Керченского политехнического колледжа Владислав Росляков проник в здание с ружьем, боеприпасами и самодельным взрывным устройством с поражающими элементами (СВУ). На первом этаже в столовой он привел в действие СВУ, а после открыл стрельбу. Погибло 20 человек: 15 студентов и 5 сотрудников колледжа. На месте скончались 15 из них, 4 в больнице и еще один при транспортировке. Самому молодому погибшему было 15 лет. Всего пострадали 67 человек.

Сам Росляков застрелился в библиотеке колледжа. Примечательно, что на нем была футболка с надписью «Ненависть».

2019

В поселке Абалаково, расположенном на севере Красноярского края, 25 января 16-летний подросток пришел на территорию школы с охотничьим ружьем и четырежды выстрелил в воздух. Правоохранительные органы причиной называли ссору учеников. Пострадавших не было.

В саратовской школе 4 марта на уроке ОБЖ в нарушение учебной программы ученики шестого класса в присутствии учителя практиковались в стрельбе из пневматической винтовки. Нарушив технику безопасности, один школьник выстрелил в другого, ранив его в челюсть.

12-летнему ученику была проведена операция. В отношении учителя было заведено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям жизни и здоровья потребителей». По решению суда дело было прекращено, учителю назначен штраф 50 тысяч рублей.

В городе Энгельс Саратовской области 12 апреля у здания одного из образовательных учреждений 13-летний школьник выстрелил из пневматического пистолета в старшеклассницу. Пуля попала в мягкие ткани верхней челюсти девушки. Потерпевшая обратилась в медучреждение, где ей была оказана помощь.

В одной из гимназий Красноярска 19 сентября во время учебных стрельб из пневматического оружия была ранена школьница — она проходила мимо места, где проводились учебные стрельбы и ей в ухо попала пуля, выпущенная педагогом. Инородное тело было благополучно извлечено.

В одну из московских школ 29 октября, учащийся 8 класса принес травматическое оружие, принадлежавшее его отцу, и выстрелил в помещении. Педагог незамедлительно изолировал ученика и сообщил о случившемся в правоохранительные органы. В результате инцидента никто не пострадал.

Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ произошла 14 ноября, когда студент Даниил Засорин опоздал на занятия, из-за чего преподаватель попросила его выйти из аудитории. Он вышел, однако спустя некоторое время вернулся, спрятав оружие под верхней одеждой.

Студент начал курить прямо в коридоре учебного заведения, а когда ему сделали замечание, достал ружье ИЖ81 и открыл огонь. Очевидцы происшествия бросились на улицу, где в это время патрулировали местность сотрудники ГИБДД. Прибыв на место стрельбы, полицейские увидели на втором этаже молодого человека с ружьем. Он несколько раз выстрелил в сторону правоохранителей. Полицейские открыли ответный огонь. Заблокировав стрелка в одной из аудиторий, был обеспечен выход студентов и преподавателей из колледжа. Впоследствии устроивший перестрелку студент покончил жизнь самоубийством.

2020

В городе Свободный Амурской области 12 марта ученик старших классов открыл стрельбу из пневматического оружия в школе. В результате происшествия двое учащихся 6 и 8 классов получили телесные повреждения.

В Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика) 27 ноября в лицее № 2 между учеником 8 класса и его преподавателем возникли разногласия по учебному вопросу, школьник позвал своих знакомых для разбирательства. Словесная перепалка между учителем и двумя пришедшими местными жителями 36 и 26 лет переросла в потасовку, после которой учитель вышел на улицу, взял из своей машины травматический пистолет и, вернувшись в школу, произвел выстрелы в воздух. В результате конфликта пострадал учитель и один из напавших на него родственников ученика.

2021

В прошлом году произошел ряд событий, ставших резонансными. В Казани (Республика Татарстан) Ильназ Галявиев 11 мая устроил взрыв и стрельбу в гимназии № 175, убив семерых детей и двух учителей, еще 24 человека пострадали.

Галявиев был задержан. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц»), максимально возможное наказание — пожизненное лишение свободы. Молодому человеку предъявлено обвинение, вину он признал. Впоследствии юноша заявил, что устроил стрельбу из ненависти. Приговор пока не вынесен, но ему грозит пожизненное заключение или содержание в психиатрической клинике.

В Воронеже 18 мая в школе № 85 во время урока физкультуры к одному из учеников пятого класса подошел неизвестный мужчина и показал предмет, похожий на пистолет. Затем мужчина отошел в сторону от спортивной площадки, выстрелил в воздух и скрылся. Вызванные полицейские задержали стрелка, в отношении которого впоследствии было возбуждено дело о хулиганстве с применением предметов, используемых в качестве оружия, максимальная санкция статьи — лишение свободы на пять лет.

Житель Воронежа, устроивший стрельбу возле школы, заявил правоохранителям, что хотел испытать купленный пистолет. В ходе обыска в квартире мужчины было, по словам следствия, обнаружено и изъято аэрозольное устройство самообороны модели «Пионер» (продается без лицензии), из которого и был произведен выстрел. По факту инцидента было возбуждено дело по статье о хулиганстве с применением оружия (статья 213 УК РФ).

В Пермском государственном национальном исследовательском университете утром 20 сентября студент Тимур Бекмансуров открыл стрельбу, убив шестерых человек, еще 47 пострадали. При задержании он оказал сопротивление и был ранен. Против него было возбуждено уголовное дело об убийстве двух и более человек. Тимур Бекмансуров свою вину признал полностью и в сентябре 2022 года предстал перед судом. Ему грозит пожизненное заключение.

В Октябрьском округе Пермского края 18 октября ученик 6 класса выстрелил дважды из оружия в школе. Директор школы самостоятельно обезвредил стрелявшего. В результате стрельбы пострадал один ребенок.

В Алтайской средней школе № 1 учащийся 10 класса 1 декабря из пневматического оружия попал в голову ученику 8 класса. Подростка госпитализировали.

По данным СМИ десятиклассник выстрелил в дерево, а отрикошетившая пуля попала в пострадавшего, который шел в школу. Пуля повредила мягкие ткани лица и была извлечена.

Меры, которые не приняты

Как мы видим, далеко не все происшествия, связанные со стрельбой в учебных учреждениях, имеют умысел — в некоторых случаях налицо обыкновенная халатность и недосмотр ответственных лиц. Однако есть и такие трагические случаи, когда стрелявшие шли на преступление целенаправленно, долго и планомерно к нему готовясь.

Психологи и специалисты из других областей уже не первый год задаются вопросом, почему подростки и молодые люди устраивают массовую стрельбу? Открывшим стрельбу в учебных заведениях парням было преимущественно от 12 до 19 лет. И только стрелявшему в ижевской школе 26 сентября Артему Казанцеву было 34 года. Как правило, широкая общественность перекладывает всю вину на жестокие компьютерные игры и фильмы, насилие в СМИ, травлю в коллективе или подражание другим стрелкам. В некоторых странах ссылаются на легкую доступность оружия, однако все равно данные причины не могут объяснить проблему стрельбы в учебных заведениях. Равно как и принимаемые меры противодействия на ситуацию существенно не влияют.

В России и так не просто приобрести добропорядочному гражданину оружие, а после прошлогодних событий законодатели еще больше «закрутили гайки» в сфере его производства и оборота. Однако это оказалось малоэффективно и только создало проблемы простым гражданам.

Порой, стрелявшим просто навешивают ярлык «психов», считая, что это все объяснит. Под психом подразумевают эмоционально неустойчивого человека, который не контролирует себя и действует импульсивно, поддается сиюминутным порывам. Если коротко, разозлился и пошел стрелять. Однако, анализируя личности подобных стрелков как в России, так и за рубежом, можно увидеть, что проявление насилия не было импульсивным и внезапным. Все стрелки готовились к преступлению заранее. И многие были признаны вменяемыми.

В случае же с 34-летним Артемом Казанцевым стало известно, что последние два года он состоял на учете у психиатра с диагнозом «вялотекущая шизофрения». За неделю до нападения на школу посещал своего врача. Сейчас специалиста, у которого он наблюдался, опрашивают следователи.

По словам врача-психотерапевта и психолога Николая Стрелкова, предугадать, что человек с таким диагнозом пойдет убивать, сложно. «Шизофреники разделяются на две группы — с психотическими и психопатическими расстройствами. Когда человек в психозе, у него галлюцинации и бред, он заметен для врачей и даже для окружающих. А психопатические личности могут сыграть нормального человека. Артем Казанцев наподобие пермского Тимура Бекмансурова — человек ненавидящий людей, убежденный, что все вокруг зло. Психика у обоих была не настолько сломана — они могли войти в доверие, знали, где нужно улыбнуться, и сохраняли контроль над своим поведением. Такие могут не вызывать подозрений», — заключил специалист. Одним словом — чужая душа потемки и исходя из этого необходимо выстраивать комплексную социальную безопасность.

Однако и здесь все не так просто. Еще в прошлом году после стрельбы в Казани велись разговоры о том, чтобы подключить Росгвардию к охране школ, однако эту меру посчитали нецелесообразной, мол, дорого обойдется «государевой» казне. Сейчас депутаты опять подняли этот вопрос. Пока же он решается, на такой режимный объект как школа, успешно не пускают только родителей и учащихся. А все потому, что обеспечение круглосуточных дежурств росгвардейцев в школах будет слишком дорогостоящим для федерального бюджета, и оплачиваться должно из муниципальных, районных или региональных средств. Удобно. Обнести школы заборчиком, посадить пенсионеров-вахтеров, раз в полтора года говорить о безопасности, приносить соболезнования и… до новой трагедии?

И пока одни депутаты настаивают на увеличении штата Росгвардии и привлечении ее для защиты школ, другие, например член комитета Госдумы по науке и высшему образованию Михаил Кузьмин, считают, что организацией безопасности в учебных учреждениях не должны заниматься полиция или Росгвардия, поскольку это не их функции, не забыв завести «пластинку» про круглосуточное дорогостоящее дежурство силовиков.

«Это работа участкового: знать, откуда взялся этот человек, состоял ли он на учете. Это работа общественности, соседей и так далее. Ведь мы сегодня, к сожалению, не знаем даже, кто живет на нашей лестничной площадке, что происходит в его семье, какое у него психологическое состояние», — отметил Кузьмин.

Логично! Там, где не справится целый штат росгвардейцев, все «разрулит» соседка и один участковый, у которого, к слову, и так хватает работы с местным «истеблишментом».

Вдогонку припомним мнение Минпросвещения традиционно обвинившего в расстреле в ижевской школе влияние компьютерных игр. Господа-начальники! При таком потоке всевозможных новостей вполне адекватные граждане через неделю регулярного просмотра могут начать крошить всех без разбора. А что делать, если в этом случае источником плохих новостей является власть? Кто виноват? На этом фоне и шизофреники смотрятся уже достаточно блекло…

Роман Молотов