Поиск по газете

четверг, 20 октября 2011 г.

Дорога в космос начиналась в Коктебеле



 Корреспондент «Коммуниста Крыма» принял участие
в открытии Аллеи славы авиации и космонавтики

Если вас спросят, какая крымская вершина, начиная с прошлой среды, монументально увенчана… шляпой – смело отвечайте: гора Клементьева на окраине Коктебеля. Памятник шляпе на этой горе имеет забавную историю. Ее в свое время рассказал известный планерист и летчик Константин  Арцеулов: «Как-то шли мы с Волошиным из Коктебеля в Феодосию. Наш путь лежал через гору Узун-Сырт. Я объяснял Максимилиану Александровичу, как действуют здесь восходящие потоки, и предложил ему бросить шляпу. Невидимые струи воздуха подхватили ее и подняли вверх. Он по-детски радовался этому открытию. Когда через несколько лет я привез в Коктебель планеристов, нас гостеприимно встретил Волошин. Он всячески помогал нам в организации планерных испытаний. Тогда же он подарил мне акварельный этюд с видом Узун-Сырта».





Дело в шляпе
Второй такой горы, как Клементьева, с особыми аэродинамическими свойствами нет не только в Крыму, но и в Европе! Да и во всем мире их всего две: вторая находится на территории США в штате Монтана.
В минувшую среду на вершине горы Узун-Сырт «увековечили» не только шляпу. Главным событием дня стало открытие Аллеи славы авиации и космонавтики. По идее авторов проекта, аллея создается «с целями увековечить память великих деятелей авиации и космонавтики и для нравственно-патриотического воспитания детей, юношества и молодежи на эталонных образцах достижений авиации и космонавтики».

Краткая история горы

Гору Клементьева не зря называют колыбелью советского планеризма. А днем рождения советского планеризма принято считать 1 ноября 1923 года. В этот день были проведены первые планерные испытания, в дальнейшем названные слетами. Всего с 1923 по 1935 год состоялось 11 слетов. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью. Для того времени каждый слет был событием союзного масштаба. На них устанавливались новые рекорды безмоторных полетов, появлялись новые имена.
К сожалению, не обходилось без трагедий. Так в 1924 году во время испытания нового планера погиб испытатель-планерист Петр Клементьев. В его честь и была переименована Узун-Сырт.
С 1923 по 1977 год в селе Отважном (в двух километрах от горы) находилась Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ). Здесь начинали свой путь будущие генеральные конструкторы Олег Антонов, Александр Яковлев и Сергей  Ильюшин. 
В 1977 году на горе Клементьева было решено создать Научно-исследовательскую планерную базу ЦАГИ. Она работала до 1992 года и затем была реорганизована в Центр планерного спорта «Коктебель». Славные традиции крымских планеристов продолжили планеристы Феодосийской юношеской планерной школы. В настоящее время на горе Клементьева расположен действующий центр планерного спорта.

Возвращение королева

Вернемся в день сегодняшний и снова окунемся в торжественную атмосферу закладки аллеи.
После высадки сосен наступила кульминация праздника - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Александр Лавейкин, генеральный конструктор ГП «Антонов», Герой Украины Дмитрий Кива открыли, сдернув белое полотнище, точнее - белый парашют, бюст основателя космонавтики Сергея Королева.

Впервые в Крыму будущий конструктор ракет побывал в сентябре 1927 года. Двадцатилетним студентом МВТУ он принимал участие в слете планеристов СССР на горе Клементьева. Спустя два года этот пытливый молодой человек привез сюда (на арбе!) построенный собственноручно планер «Коктебель». А в 1935-м планер Королева СК-9 в числе других прибыл на состязания по воздухоплаванию. Кстати, Сергей Павлович уже проектировал его с расчетом на установку жидкостного реактивного двигателя. Через несколько лет СК-9 был переоборудован в ракетоплан – прообраз ракеты. Теперь Королев навсегда вернулся на гору. Его бюст установлен недалеко от бюста Олега Антонова.
После торжественной части, концерта и небольшого авиашоу журналисты разошлись побеседовать с гостями праздника. Среди них были представители крымских властей, делегация Федерации космонавтики России, учащиеся школ Восточного Крыма.  

- Я начал летать с пятнадцати лет, - вспоминает ветеран планерного спорта Валентин Федорович Иванов, - планер в те годы поднимался в небо благодаря так называемому автозапуску при помощи грузовика «ГАЗ-51». Уже позже из Чехословакии мы получили мотолебедку «Геркулес».  Она могла самостоятельно запускать планер. И мы парили над этой горой часами…  Личные рекорды скромные – не больше пяти часов. А ведь были мастера, которые могли оставаться в воздухе более двадцати. Среди таких асов - энтузиаст планеризма, рекордсмен, мастер планерного спорта Анна Федорова. Потом я поступил в училище, окончил авиационный институт, работал на космодромах Байконур и Плесецк, затем переехал в Феодосию. Сейчас мне кажется, что это была не моя история, а история моей страны – Советского Союза, гражданином которого я с гордостью считаю себя до сих пор!


Попытка перечеркнуть историю

А ведь недавно уникальная гора чуть не погибла. Еще лет восемь назад Кировская районная  администрация с согласия партии власти задумала распаевать гору и раздать почти половину уникальной территории легким на поживу людишкам под «фермерские хозяйства». Инициаторы черного дела, в основном, представители одного крымского народа, знали, на что покусились. «Раньше планеры садились на гору, а теперь будут садиться на наши деньги», - мечтали хитрюганы. Подразумевалось, что если планер приземлится на чей-то огород, хозяин участка потребует немалую компенсацию за порчу насаждений и выкуп за планер. Вот такими средневековыми мерками решили разделить уникальную возвышенность, центр советского планеризма, колыбель отечественной космонавтики…
За спасение горы боролись всем миром. Так, дважды Герой Советского Союза космонавт Георгий Гречко писал по этому поводу: «Все начиналось на горе Клементьева. Кто-то хочет ее задушить. Эта гора, как мать, которая рождает людей полета».
И только прежний председатель Кировской районной госадминистрации АРК Кадыр Османов оставался упертым в своем заблуждении: «Вот говорят, что это историческое место, но госакт на землю получают только после государственной экспертизы. Без нее госакт никто не получает».
В конце концов, здравый смысл возобладал. В 2010 «в целях сохранения первозданного ландшафта, редких эндемических представителей растительности и животного мира, а также условий для дальнейшего развития дельтапланерного и парапланерного спорта» Верховным Советом Крыма было принято постановление о создании регионального ландшафтного парка местного значения «Воздухоплавательного комплекса Узун-Сырт (гора Клементьева)».
Итак, гора спасена. Аллея славы авиации и космонавтики заложена. К слову, аллея создается на общественных началах. Авторы проекта приглашают объединить усилия и принять участие в установке памятных бюстов и памятных плит великим деятелям авиации и космонавтики на горе им. Клементьева.
Там планируется установить бюсты ученому, автору работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам Константину Циолковскому, создателю науки аэродинамики Николаю Жуковскому, авиаконструкторам Сергею Ильюшину и Александру Яковлеву, летчику, первооткрывателю уникальных свойств горы Клементьева Константину Арцеулову, первому космонавту Юрию Гагарину, военному летчику, заслуженному летчику-испытателю, дважды Герою Советского Союза Амет-Хану Султану.
Заинтересованным лицам, желающим оказать содействие по воплощению проекта в целом, просьба обращаться в КРП «Центр планерного спорта «Коктебель».

Алексей СОМОВ,
фото автора