Различные эпохи отмечены в нашей стране памятниками соответствующего времени. Империя – дворцами и храмами, Советский Союз – мощными промышленными предприятиями и развитыми сельхозкомплексами, нынешняя незалежная демократия – руинами. В путешествии по Крыму корреспонденты «Коммуниста Крыма» встретили немало таких «памятников» самостийности. Один из них – руины коровника в селе Ивановка Нижнегорского района. Кстати, когда мы опубликовали на своих страницах фотографию каменного остова коровника, он был тут же снесен по указанию местного руководства. Нет руин - нет проблем. Теперь на месте полуразвалившейся стены - пустое поле. Лютики-цветочки. В общем, картина маслом.
СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Что-то жуткое, даже мистическое есть в пустых окнах некогда самых капитальных сельских строений. Как будто специально дожили эти сооружения до наших времен, чтобы умирая, посмотреть глазницами мертвых окон в глаза нынешних хозяев жизни. Невыносим этот взгляд. Вот поэтому и торопятся снести эти укоряющие руины, убрать, словно замести следы преступления.
Село Славянское. Когда-то здесь находилась центральная усадьба и отделение совхоза им. Т.Г. Шевченко. За совхозом было закреплено 5340 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 2100 га пахотных земель. Хозяйство специализировалось на производстве зерна, мяса и, конечно, молока.
На пустынной сельской улице мы познакомились с местной жительницей Верой. Женщина более тридцати лет проработала на ферме телятницей. Сегодня она получает минимальную пенсию и еще чуть более полутора тысяч в год за свой пай. Глядя на заросшие травой развалины молочного комплекса, с горечью вспоминает:
- Был нормальный большой совхоз, развитое село, и все с развалом Советского Союза в одночасье рухнуло. Все куда-то ушло, пропало, как и жизнь наша.
Без радужных перспектив смотрит Вера и на будущее своей дочери:
- Работы в селе нет. Но и на учебу тоже дочь не рвется, ведь многие односельчане получили специальное образование в городе, но работы-то по специальности нет! Конечно, как ни крути, дочка поедет на учебу в центр. Но вернется ли она потом назад в наше умирающее село?
ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЕТСЯ МОЛОКО
Ситуация, к сожалению, типичная для Крыма и вообще для Украины. Но коль мы в начале затронули молочную тему, поговорим сегодня о молоке.
«Молоко в Советском Союзе делалось из молока. В сметане была сметана, в кефире - кефир, а в масле – масло. А еще молоко прокисало. За 1-2 дня. И получалась простокваша. Моя мама на этой простокваше готовила изумительные оладьи», - написал кто-то в интернет-блоге, вспоминая годы своей молодости.
Молоко делалось из молока. Очень точное замечание, ведь сегодня, несмотря на то, что на Украине стремительно сокращается молочное производство, молочные полки в продуктовых магазинах не пустуют. Секрет появления этих продуктов прост – молоко на Украине (когда-то центре молочного производства в СССР) крайне редко делается на сто процентов из молока. В ход идут всевозможные растительные добавки - обычно пальмовое и кокосовое масло и прочие «типично молочные» составляющие. Чтобы эта смесь долго хранилась, на помощь производителям «молока» приходит химия – различные стабилизаторы продлевают срок годности и придают молочным продуктам товарный вид. Вкуснотища!
Не могу не привести несколько говорящих цифр и фактов по нашей теме. Так, по оценкам ООН, СССР входил в десятку стран мира с наилучшим типом питания. Производство молока на душу населения (в кг) в 1989 году составляло: в США - 264, Англии - 258 и РСФСР- 378! При этом в 1989 году 44% жителей СССР считали, что потребляют недостаточно молока.
Молочная промышленность в СССР являлась крупной отраслью. Она получила большое развитие уже в 1930-е годы, когда в результате индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства были созданы условия для организации государственных закупок и промышленной переработки молока.
Уже в 1972 году в СССР имелось свыше 2 300 маслосыродельных и молочных промышленных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе. Общая численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, составляла 350 000 человек, в том числе инженерно-технических работников - 36 000. А по объемам валового производства молока и животного масла и промышленной переработки молока СССР занимал первое место в мире.
КРЫМ БЕЗ МОЛОКА
4 февраля 2009 года Верховной Радой Украины принят Закон «О внесении изменений в некоторые Законы Украины по предотвращению негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса». Этот закон содержит норму, продолжающую действие льготы по НДС для домохозяйств-производителей молока, что позволит предотвратить снижение закупочной цены на молоко на 20%, или повышение стоимости готовой продукции на 20%. Однако, до настоящего времени Закон не вступил в силу.
В итоге, в связи с ростом цен на газ, немногочисленные уцелевшие крымские производители молочной продукции несут серьезные убытки. Только одно из крупнейших на полуострове ОАО «Крыммолоко», начиная с января 2009 года потерпело убытки в размере более миллиона гривен.
Таковы ужасные реалии нынешнего дня. Власть имущим, видимо, не пристало обращать внимание на такие «мелочи», как производство молока. Вот поэтому молочные реки на Украине и потекли вспять. По своему состоянию молочное производство отброшено на многие десятилетия. А «памятники» вроде разваленных ферм села Славянского становятся могильными памятниками ведущей сельскохозяйственной отрасли Украины.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?
Здесь начал работать один из немногих в Крыму молочных сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. У владельцев коров, членов кооператива, молоко закупается дороже, чем в других селах Крыма (обычная закупочная цена – до двух гривен за литр, здесь – три и более). К тому же члены кооператива имеют многочисленные льготы, в частности, возможность покупать заводской сыр, масло, йогурт практически по себестоимости. Одним из главных преимуществ кооперации является схема по закупке и бесплатному предоставлению племенных молочных коров (нетелей) для членов кооператива. Получая животных, они обязуются выполнить принцип «Передачи дара» – вырастить и передать нетель следующей семье. И это еще не полный перечень чудес.
Что же произошло в Серебрянке? Может, в этом отдельно взятом селе случайно заработал упомянутый выше закон Верховной Рады от 4 февраля 2009 года? Нет, и пиратский клад в этом селе тоже никто не находил.
А дело все в том, что уже лет пять, как активные шаги по реанимированию молочной отрасли Украины предпринимает известная французская компания. Недавно я побывал на этом заводе, расположенном в Херсонской области. Этот крупнейший ультрасовременный завод построен на базе нашего, отечественного. На заводе фанатично следят за качеством и условиями работы. Из цеха в цех можно пройти (под строгим наблюдением сопровождающего) только в бахилах, специальном плаще, шапочке. И это при том, что открытого продукта на заводе не увидишь – все молоко бежит по трубам и проходит этапы переработки в закрытых емкостях.
Именно на этот завод и отправляют счастливчики из Серебрянки свое молоко. По словам специалиста французской компании, в Крыму, помимо серебрянского, организованы еще три кооператива, которые сотрудничают с молочным заводом. Но как бы идиллически не выглядела эта картина, даже сверхкрупный французский завод не сможет выполнить роль государства и кардинально решить молочную проблему в стране. А правящей партии (и их оранжевым предшественникам), как мы убедились, не до этого. Звучат красивые слова, издаются законы, которые не выполняются, а об украинских коровках заботится (не бескорыстно, конечно) «французик из Бордо».
Интересно, как поступят крымские сельские головы, в том числе и села Славянского, прочитав эту статью? Создадут свои кооперативы, построят свои молочные заводы? Что-то мне подсказывает, что они заведут трактора и снесут остатки ферм. Чтобы журналисты не совали нос, куда не следует. Как бы я хотел в этом ошибиться.
Алексей СОМОВ,
фото автора