Страницы

среда, 14 марта 2012 г.

Родом из Аргуни. Григорий Тоболов


Служению Отечеству генерал-майор в отставке Григорий Михайлович Тоболов отдал 35 лет своей жизни. Сейчас он живет в Симферополе и на его генеральском мундире четыре ордена Красного Знамени, три - Красной Звезды, два - Отечественной войны, ордена Александра Невского и Богдана Хмельницкого, польский орден «За геройство» и чехословацкий «За Дуклу», множество медалей, среди которых «За оборону Киева» и «За оборону Сталинграда». 8 марта Григорию Михайловичу исполнилось 97 лет.
Первые древесные срубы в поселке рыбаков и золотоискателей Аргунь на границе с Манчжурией появились еще 200 лет назад. Там, в Маньчжурии, где река берет свое начало у снежных вершин Хингана, китайцы называют ее Хайлар, и только вблизи Забайкальска она получила название Аргунь.



У подножья одного из утесов, на широкой каменной плите - осколке скалы сидели двое мужчин - старик с карломарксовой кудрявой бородой и сероглазый юноша лет 17-ти с наголо стриженой головой. Юноша стремился перенять опыт деда Степана в ловле сазанов и особенно пленительно вкусной рыбы - тайменя, которая водилась только здесь, в верховье Аргуни.
- Ты, Гриня, не спеши подсекать рыбу, когда она повела леску, - поучал дед Степан внука, - дай поглубже захватить наживку, и тогда она твоя.
Но Грине сегодня было не до рыбалки, хотя их семья в основном жила за счет рыбной ловли, сбора грибов, а также других таежных даров природы, особенно сбора кедрового ореха. Конечно, основная работа мужчин была на золотом прииске «Козлово», где глава семьи Михаил Семенович руководил бригадой старателей на шахте «Дегтярская-7». Привлек он в свою бригаду и сына Григория. Несмотря на молодость, Григорий Тоболов выделялся высоким ростом и физической силой. Среди юных борцов и боксеров сильнее его в Читинской области не было. Не случайно в бригаде отца он быстро прошел ступени шахтерской «карьеры» - сначала коногоном, затем крепильщиком забоя и, наконец, стал забойщиком.
Шахта «Дегтярская № 7» за год намывала до 500 килограммов золотого песка. О лучшем молодом забойщике шахты Григории Тоболове районная газета напечатала рассказ на первой полосе с фотографией с отбойным молотком на плече. Его тут же вызвали в райком комсомола.
Секретарь Нерченско-Заводского райкома комсомола Михаил Калганов усадил Григория рядом с собой, с восторгом читал отдельные абзацы статьи, но тут же, отложив газету, возобновил старый разговор о направлении его в Томское артиллерийское училище.
- Какой с меня артиллерист, - упорно отказывался Григорий, - вот с отбойным молотком управляюсь, а с пушкой - нет, это не по мне. К тому же, Михаил, у меня шесть классов образования.
- Я тебе про Фому, а ты мне про Ерему, - настаивал на своем Михаил. - Как наша армия именуется - РККА, то есть Рабоче-крестьянская. Вот и должны быть там командиры из рабочих и крестьян.
В Томском консультативном совете при горкоме комсомола для сельских и рабочих абитуриентов он штудировал, прежде всего, алгебру, геометрию и тригонометрию. Ему легко давались все знания по этим дисциплинам.
Уже во второй четверти Григорий стал круглым отличником, и с него сняли позорную метку «условно зачисленный», и он стал полноценным курсантом Томского артиллерийского училища. А год спустя курсант Тоболов был уже сталинским стипендиатом и носил это почетное звание до конца учебы.

***
По распределению лейтенант Тоболов получил назначение в 71-й гаубичный артполк 99 стрелковой дивизии, который находился в городе Тульчине Винницкой области и теперь ему предстояло пересечь всю страну, чтобы добраться до Украины.
За год приграничной службы к тому времени уже комбат Тоболов обустроил дом и подворье и уже намеревался завести семью, но ранним утром 22 июня сорок первого его батарея вступила в бой с полчищами фашистов, вероломно нарушивших границы СССР.
71 артиллерийский полк 99 стрелковой дивизии выпустил по врагу более 1000 снарядов и задержал продвижение немцев к Проскурову на 8 суток. Батарея комбата Тоболова находилась в центре артдивизиона и главный удар врага приняла на себя. Один за другим выходили из строя артиллеристы, и комбату приходилось подменять то наводчика, то заряжающего, загоняя в казенник 30-килограммовые снаряды.
Григорий Михайлович видел, как падали сраженные фашисты, как многие поворачивали назад, бежали в поисках спасения. Под прикрытием танков немцам все же удалось занять Перемышль. Комбат заметил, что у его дома собралась группа офицеров и тут же к ним подъехал генерал. Офицеры, приняв стойку «Смирно», вскинули руки в гитлеровском приветствии. Комбат, зло сплюнув, подбежал к первой же гаубице, лично навел пушку, а затем, передав координаты всем своим орудиям, скомандовал: «Батарея, огонь!». Почти все снаряды взорвались одновременно, разметав по кирпичам все то, что звалось его домом. Вместе с кирпичами были разметаны тела немецких офицеров и генерала.

***
По грунтовой проселочной дороге, сплошь в колдобинах и ямах с водой, пробиралась полуторка с единственным пассажиром в кузове, которого кидало со стороны в сторону при очередной яме или колдобине, хотя шофер старался их объезжать.
Но старший лейтенант Тоболов был рад и такому транспорту, стремясь быстрее добраться до места назначения…
Все мысли сводились к тому, что лучше было бы вернуться на должность комбата, что уже прикипело к его душе, но после выполнения «особого задания», когда пришлось пройти почти 800 километров по тылам врага, он пришел к выводу, что никто другой лучше него не выполнит рискованную работу фронтового разведчика…
- Одним словом - нужен толковый язык, - закончил свою речь комдив.
Для выполнения задания Тоболов отобрал семь пеших и троих конных разведчиков…
Проходя мимо кукурузной делянки, вдруг заметил шевеление стеблей кукурузы вблизи того места, где ночью перерезал телефонный провод. А вдруг это те, которые ему нужны. Условными знаками показал, что надо окружить делянку, а сам громко крикнул: «Хенде хох!».
Над кукурузными стеблями появились два немецких солдата с поднятыми руками. Один из них оказался обер-ефрейтором, работающим связистом при штабе полка, а второй - его помощником, но не немцем, а финном. Они искали повреждение провода полевой связи…
Через финна, знавшего русский язык, Григорий сказал обер-ефрейтору:
- Пусть твои начальники посидят без связи, а вы с моими солдатами пойдете через линию фронта к моему начальству. Там гарантирую вам обоим жизнь...
Обер-ефрейтор оказался ценным «языком» и нанес на карту все важные объекты обороны своей дивизии, отметил, где меньше всего сосредоточено пушек, минометов и пулеметных точек. Это были очень важные сведения, и 99 стрелковая дивизия учла их в своем внезапном нападении, прорвав линию немецкой обороны, и продвинулась на 10 километров вглубь их тыла. За доставку ценного «языка» старшего лейтенанта Тоболова наградили орденом Красной Звезды.

***
Конец войны. 237-я Гвардейская Пирятинская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия, в составе которой находился артиллерийский полк подполковника Тоболова, приблизилась к Моравской Остраве - столице Словакии.
Артиллеристы располагали мощным арсеналом орудий - 200 стволов на километр фронта.
Этого огня хватило бы, чтобы смести противника с позиций и, прорвав его оборону, ворваться в город. Однако немцы каким-то образом разведали замысел нашего командования и в последний момент вывели свои боевые части из-под огня нашей артиллерии. Вся мощь артподготовки обрушилась на оставленные неприятелем пустые окопы и блиндажи. Генерал Петров, готовивший операцию, был снят с должности командующего 4-м Украинским Фронтом, а на его место назначили генерала армии Еременко.
Немцы начали массированную контратаку, бросив против гвардейской дивизии танки «тигры» и «пантеры». Артполк Григория Тоболова поддерживал огнем пехотинцев Героя Советского Союза Петра Акулова. На участок артполка двигалось более 30 бронированных машин. Их следовало уничтожить. Завязался жаркий бой, какого Тоболов не видел на всем своем фронтовом пути. Орудия вели меткий прицельный огонь, и фашистские бронемашины одна за другой запылали. Но нес потери и артполк. Григорий увидел, что на противотанковой батарее убит наводчик второго орудия, сам бросился к орудию и стал наводчиком. Три танка удалось подбить самому, а всего в этом бою было уничтожено 12 «тигров» и «пантер». Дивизия продвинулась вперед, освободила чешские населенные пункты Струмень, Трухну, Моравскую Остраву и продолжила наступление на Прагу. В Праге была поставлена последняя точка боевого пути подполковника Григория Тоболова.
За умелое отражение атак противника, за взятие Моравской Остравы и обеспечение продвижения фронта, а также за умелое руководство артиллерийской группировкой и за личный героизм, проявленный при отражении массированной атаки неприятеля, Григорий Тоболов был награжден орденом Александра Невского.
После войны Григорий Михайлович окончил академию им. Фрунзе с золотой медалью и стал полковником. Работал начальником штаба 16-й Гвардейской стрелковой дивизии. А после окончания академии Генерального штаба стал работать начальником штаба 14 гвардейской армии, размещенной в г. Кишиневе. В 1959 году ему присвоено воинское звание генерал.

***
Я смотрел на генеральский мундир Григория Михайловича, на его ордена и медали, и никак не мог представить юного шахтера родом из Аргуни, который с шестиклассным образованием смог пройти все армейские ступени от рядового солдата до генерала, и иметь на своей груди 13 орденов и более 20 медалей. Сколько надо было иметь упорства, терпения, мужества и уверенности в своих силах, чтобы прожить такую героическую жизнь и в свои годы быть бодрым, энергичным, веселым, с отзывчивой и доброй душой. А главное - помнить все о пройденном нелегком пути, где главной была, конечно, война, в горниле которой он испытал такие тяготы армейской жизни, что иным и в страшном сне не приснятся. Но, всем смертям назло, остался жив и подарил каждому из нас мирное небо над головами. Плодами его Победы пользуется каждый ныне живущий на планете Земля.

Иван МЕЛЬНИКОВ,
член Союза русских, украинских и белорусских писателей, лауреат Госпремии АРК, Заслуженный работник культуры Крыма, дипломант Международной академии наук педагогического образования, Почетный гражданин г. Старый Крым, полковник в отставке, ветеран Великой Отечественной войны