Страницы

четверг, 28 марта 2013 г.

«Я все равно паду на той, на той единственной Гражданской…»



А если вдруг когда-нибудь
Мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье
Не покачнуло б шар земной,
Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной.
Это строки из знаменитого «Сентиментального марша» Булата Окуджавы  наверное помнят многие крымчане. Но не многие крымчане могут внятно рассказать об этой самой Гражданской войне, бушевавшей в 1917-1920 гг. на нашем полуострове. Действительно, разобраться во всех хитросплетениях той эпохи не просто даже историку, ведь во время Гражданской войны в Крыму  несколько раз сменяли друг друга «белые» и «красные» правительства. И все же расставить все точки над «i» рано или поздно нам придется. 
Заглянуть в прошлое поможет нам новая экспозиция, которую уже несколько месяцев готовит   Центральный музей Тавриды. В его стенах открывается зал, посвященный революции и Гражданской войне. Не дожидаясь официального открытия, на месте побывал корреспондент «Коммуниста Крыма».
Наш собеседник – генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
- Работая над залом, посвященным революции и Гражданской войне 1917–1920 гг., мы столкнулись с рядом проблем, которые носили сугубо музейный характер, - признается Андрей Витальевич. - Дело в том, что каждая эпоха оставляет свой материальный след - древность, к примеру, это археологические материалы (глиняные горшки, орудия труда и так далее). А Гражданская война «распадается» на два материальных комплекса  – оружие и бумагу. С оружием все понятно. Но это была еще и «бумажная эпоха», которая оставила огромное количество листовок, газет, плакатов и других всевозможных документов. Сами по себе они очень интересны, но их очень трудно показать экспозиционно. Представьте стену в музейном зале, заклеенную бумагами. Все это нужно читать, а человеку неподготовленному непросто на это решиться. Вот мы и столкнулись с проблемой, как правильно подать эту «бумажную» сторону. Сейчас наши экспозиционеры работают над этим.

Новое в экспозиции
Пока что зал Гражданской войны полупустой. Но уже на почетном месте стоит символ  далеких сражений – тачанка! По словам Андрея Мальгина, посетители этого зала увидят экспонаты, которые никогда не были в постоянной экспозиции. Например, помимо флагов Красной Армии, гостей встретит  кормовой вице-адмиральский флаг Черноморского флота периода Первой мировой и Гражданской. 
- Впервые мы покажем обе воюющие стороны, скажем условно – красных и белых (Махно, к примеру,  ведь тоже надо куда-то отнести). – продолжает Андрей Витальевич. -  С другой стороны, у нас будет экспозиция «Война и мир» - это традиционная тема для русской литературы и русского сознания. Ведь, по сути, воевал небольшой процент людей, и в то же время шла реальная мирная жизнь - продавалась картошка на базаре, открывался Таврический университет, велись научные дискуссии, печатались стихи и романы. Для Крыма это важный момент, когда он вдруг перешел к так называемой фазе «независимого» существования. Это очень похоже на то, что мы пережили в девяностых. Попытки создания крымской государственности, стремление навести порядок на полуострове, на наш взгляд, очень интересная и востребованная тема. Вот такая у нас сверхзадача. А учитывая то, что размер зала небольшой, нужно постараться ее решить достойно.
После экскурсии по будущему залу Гражданской войны мы спускаемся в хранилище музейных фондов, чтобы ощутить историю «на ощупь», а пока есть время, можно мысленно перелистать героические страницы нашего не очень-то и далекого прошлого.

Страницы
истории

П
ервыми Октябрьскую революцию поддержали рабочие Севастополя и матросы Черноморского флота. Но Советская власть в Севастополе и на всей территории Крыма продержалась недолго. Немецкие войска вопреки Брестскому мирному договору начали военные действия и в апреле 1918 года, овладев Перекопом, двинулись вглубь полуострова. Большевики ушли в подполье и стали организаторами борьбы против оккупационных войск. Большевистские агитаторы вели работу среди солдат и матросов оккупационных войск. Ее результатом стали митинги на кораблях и в частях оккупационных войск, на которых распространялась революционная литература.
В ноябре 1918 года вместо немцев в Севастополь пришли англо-французские войска и белогвардейцы. Имея опыт работы среди солдат и матросов оккупационных войск, большевикам удалось поднять восстание на болгарском крейсере «Надежда» и на французских кораблях, базирующихся в Севастополе. Восстание было подавленно, активные участники расстреляны.
В результате апрельского наступления 1919 года  войска Красной Армии освободили Симферополь, Евпаторию, Балаклаву и вплотную подошли к Севастополю. Однако в  ходе наступления Красной Армии в марте–апреле 1919 года освободить весь Крым не удалось. 
В конце мая 1919 года войска генерала Деникина захватили Донбасс и Харьков. Красная Армия, оказавшись под угрозой окружения, вынуждена была отступить и оставить Крым. Весной 1920 года под командованием Врангеля войска перешли в наступление, захватив Северную Таврию и создав угрозу Донбассу. К середине октября 1920 года в ходе ожесточенных боев Красной Армии удалось сорвать план Врангеля прорваться на правобережную Украину и соединиться с белополяками. Инициатива на южном фронте полностью перешла в руки Красной Армии. После взятия укреплений Перекопа уже ничто не могло остановить ее наступление на Крым.

В музейных фондах

С
 главным хранителем фондов музея Людмилой Храпуновой мы попадаем туда, где хранятся уникальные экспонаты. Останавливаемся у монументальной картины известного крымского баталиста Ивана Петрова «Переход через Сиваш». Возможно, если позволит место, это грандиозное  полотно украсит новую экспозицию.
В отдельном помещении - прекрасно сохранившиеся хоругви ремесленных цехов. Младший научный  сотрудник отдела фондов Наталья Корзюк бережно извлекает  буденовку – как же без нее в экспозиции! А ее коллега Султание Ибраимова демонстрирует красноармейскую гимнастерку с красными разворотами.
В отдельной комнате на полке аккуратно расставлены десятки специальных чемоданчиков с личными вещам. Из одного  Людмила Храпунова достает письменный прибор, принадлежавший другу Дмитрия Ульянова севастопольскому врачу Шведову, работавшему в крепостном госпитале.
Еще комната. В ней грузно лежат на полках чугунные утюги, блестят медными «купеческими» боками самовары, чайники. Война войной, а без чайка русскому человеку никак нельзя. На других полках  -  «интеллигенция» - старинные печатные машинки. А вот телеграфный аппарат. Не с такого ли   командующий войсками Южного фронта Михаил Фрунзе направил телеграмму Ленину, в которой сообщал: «Сегодня нашей конницей занята Керчь. Южный фронт ликвидирован»?

Планы
на  будущее

В
 завершение нашей экскурсии Андрей Мальгин поделился и другими музейными планами. Он рассказал, что музей завершает создание законченной экспозиции по истории Крыма:
- Поскольку здание нам было передано не приспособленным под музейные нужды (бывшее здание обкома Компартии), пришлось потратить немало усилий и большое количество денег на то, чтобы строение отвечало музейным функциям, экспозиция представляла из себя единый комплекс. Эта работа еще не закончена. Есть у нас пошаговая стратегия развития музея до 2015 года. Первоочередные задачи – завершить экспозицию по истории Крыма (помимо Гражданской войны это период советского строительства). В этом году мы начинаем реконструкцию экспозиции «Природа Крыма» – она  будет совершенно новая, мы будем ее строить на абсолютно иных принципах. А среди планов этого года, помимо завершения работы над залом Гражданской войны, создание двух разделов. Они будет посвящены русско-турецким войнам и периоду присоединения Крыма к России. Их открытие состоится в день 230-летия присоединения Крыма к России - 19 апреля.  

P.S. Сегодняшнюю нашу экскурсию можно отнести к разряду «позитивных». Но, к сожалению, не во всех крымских музеях экспонаты, имеющие отношение к Гражданской или Великой Отечественной войнам, находятся в должном состоянии. Об одном из таких горе-музееев мы расскажем в ближайших номерах «Коммуниста Крыма».

Алексей СОМОВ,
фото автора