Страницы

среда, 16 октября 2013 г.

Третий штурм Перекопа


Полвека назад Крым породнился с Днепром


50 лет назад произошло событие, изменившее облик Крыма. 17 октября 1963 года на полуостров впервые пришла днепровская вода. 
О том, какое значение придавалось в Советском Союзе этому событию, говорит тот факт, что на торжествах по случаю пуска Северо-Крымского канала им. Ленинского комсомола Украины, породнившего, образно выражаясь, Крым с Днепром, присутствовали Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев, руководители Украины, главы отраслевых министерств СССР, представители всех регионов полуострова.


В ОЖИДАНИИ БОЛЬШОЙ ВОДЫ

- 17 октября в 11 часов 45 минут на Перекопе взорвали перемычку, и бурный поток устремился по каналу, -  вспоминает  член ЦК КПУ, участник строительства канала Георгий Иванович Капшук. – Люди плакали от счастья, не стесняясь своих слез. Я это видел собственными глазами.
Фракция КПУ в Верховной Раде Украины предложила отметить 50-летие Северо-Крымского канала (СКК) на государственном уровне, но большинство народных депутатов это предложение отвергло. Видимо, у этих людей другие приоритеты.
На сегодняшний день в Крыму проживает несколько десятков непосредственных участников пуска днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Георгий Капшук – один из них. В 1966-1968 годах он был секретарем парткома СМУ «Крымканалстрой». С 1968-го по 1981 год – вторым, а затем первым секретарем Красноперекопского горкома партии. С 1982 по 1991 год Георгий Иванович, будучи секретарем Крымского обкома партии, курировал агропромышленный комплекс. Его жизнь и трудовая деятельность неразрывно связаны, с одной стороны, со степным Крымом, а с другой – с сельским хозяйством. Георгий Иванович не понаслышке знает, что представлял собой этот регион  полуострова в, так сказать, «доканальную» эпоху, и как он преобразился после прихода днепровской воды.
- Школу я закончил в Джанкое, потом поступил в сельскохозяйственный техникум в селе Прибрежном Сакского района, - рассказывает Капшук. - В этом техникуме учились на ветеринаров мои дедушка и дядя: первый - в тридцатых годах, второй – в пятидесятых. Так что это был осознанный выбор. После окончания техникума меня направили в колхоз имени XXI съезда КПСС Джанкойского района. Потом была служба в армии, в пограничных войсках, а после армии - работа в совхозе «Семенной».
Северный Крым испокон веков страдал от хронического безводья. История знает времена, когда в засушливые, неурожайные годы от голода в Присивашье вымирали целые деревни.
Шли годы, десятилетия, а нехватка воды по-прежнему оставалась главной проблемой региона.
- Еще до прихода днепровской воды я работал секретарем сельского производственного комитета комсомола в Красноперекопском районе, - рассказывает Георгий Иванович. - Вокруг была сухая степь, сплошь солонцы и солончаки, температура на почве летом доходила до 60 градусов. Пресную воду привозили на волах, большой семье в день выдавали два ведра, а маленькой - одно. Людям надо было платить зарплату не за работу, а за то, что они согласились жить в этой пустыне. Похожая ситуация, может быть, немногим лучше, была в Черноморском, Азовском и Ленинском районах. Страдали от безводья и засухи Сакский, Джанкойский и Нижнегорский районы. Так что прихода большой воды люди во всех этих регионах ждали с нетерпением и надеждой. 

СТРОЙКА КОММУНИЗМА

Северо-Крымский канал стал одной из самых значительных строек коммунизма. Он преобразил не только Крым, но и засушливые степные земли Херсонской области. Это грандиозное гидротехническое сооружение: длина канала достигает 400 километров, ширина - 60-100 метров в «головной» части и 10-15 метров - в районе Керчи.
От Новой Каховки до Джанкоя на протяжении 209 километров днепровская вода идет самотеком за счет уклона местности. За Джанкоем четыре мощные насосные станции поднимают ее более чем на 100 метров вверх, а последние 14 километров перед Керчью поток воды протекает по двум ниткам стальных труб большого диаметра.
Невозможно представить себе, чтобы нечто подобное было создано в независимой Украине. У государства, которое продолжает существовать за счет инфраструктуры, доставшейся в наследство от Советского Союза, нет на это ресурсов, а у власти, которую волнуют лишь интересы олигархов и собственное обогащение – политической воли. Да и государственное мышление у людей, которые причисляют себя к нынешней политической элите Украины, отсутствует напрочь.
- Я считаю совершенно справедливым, что в Красноперекопске в 1971 году был открыт мемориальный комплекс «Три штурма Перекопа», - говорит Георгий Капшук. – Этот мемориал символизирует три знаменательных события: разгром Врангеля в годы Гражданской войны, начало освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков в 1944-м и приход днепровской воды в 1963-м. Причем вода пришла в Крым уже через 18 лет после самой страшной в нашей истории войны.
В этой связи зададимся вопросом: а что значительного и полезного для граждан, а не для олигархов, было создано в Украине за 22 года независимости? Риторический вопрос, не правда ли…

АРТЕРИЯ ЖИЗНИ

Крымчане не зря называют Северо-Крымский канал артерией жизни.
- В результате строительства канала и оросительных систем в Крыму была создана новая отрасль - орошаемое земледелие, - говорит Георгий Капшук. -  Это позволило в период с 1964 по 1990 год увеличить производство сельскохозяйственной продукции в 4,8 раза (!). Причем с орошаемых земель, занимающих всего 20 процентов общей площади сельхозугодий, хозяйства получали свыше 60 процентов всей валовой продукции растениеводства и животноводства полуострова. На начало девяностых годов площадь орошаемых земель достигла 401,5 тысячи гектаров. Оросительные каналы и трубопроводы протянулись в общей сложности на 11 тысяч километров, было построено 90 тысяч гидротехнических сооружений и 675 насосных станций. На полях работало более 5 тысяч дождевальных машин. В 1990 году производство зерна и мяса по сравнению с 1963 годом (до прихода днепровской воды в Крым) увеличилось в 2 раза, молока -  в 2,7,  фруктов - в 5 раз, овощей - в 2,2 раза. Рост в 3,3 раза производства кормов позволил увеличить поголовье крупного рогатого скота в 1,4, свиней - в 1,6 раза. Благодаря орошаемому земледелию в 1988-1990 годах Крым производил в общегосударственном объеме 38 процентов винограда, более 15 процентов плодов и ягод, 6 процента овощей, 4,6 процентов мяса всех видов, в том числе птицы - 11 процентов. Причем крымские хозяйства занимались как производством, так и переработкой продукции. Каждый регион полуострова специализировался на выращивании тех или иных овощей и фруктов, в зависимости от климатических условий. Наш агропромышленный комплекс давал в те годы более 60 процентов совокупного общественного продукта Крыма (теперь это называется ВВП).  Например, один только совхоз «Саки» производил 30 тысяч тонн овощей и снабжал своей продукцией весь Южный берег Крыма. Или другой пример: канал еще строился, а комсомольцев Красноперекопского района уже послали в совхоз «Скадовский» Херсонской области учиться выращивать рис. Для нас это была новая культура, но ее освоили в рекордно короткие сроки. В лучшие годы получали по 60 центнеров с гектара, и потребность Украины в рисе тогда на 90 процентов обеспечивалась за счет Крыма.

ВСЕ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА…

Георгий Капшук особо подчеркивает, что параллельно с объектами мелиорации в степном Крыму строились школы, детские сады, дома культуры, то есть создавалась социальная инфраструктура. Это было реальным воплощением в жизнь лозунга «Все во имя человека, все для блага человека!»
Все хозяйства, в зависимости от площади орошаемых земель, бесплатно получали от государства трактора, комбайны и дождевальную технику.
- Ни одна орошаемая площадь не вводилась в эксплуатацию, если не была поставлена техника для ее обслуживания, - говорит Георгий Иванович. 
Кроме мелиорации и орошения, канал должен был решить проблему с дефицитом питьевой воды в населенных пунктах полуострова. До ввода СКК в эксплуатацию вода в Симферополе, Севастополе, Керчи, Феодосии, Судаке подавалась по графику. В Керчи и Феодосии даже лимонад и пиво имели солоноватый привкус, потому что воду добывали из скважин.
Чтобы обеспечить Крым пресной водой, было построено Межгорное водохранилище, наполняемое из Северо-Крымского канала. Построили и несколько локальных водохранилищ  (Симферопольское, Чернореченское, Ленинское, Кутузовское и другие), которые питаются за счет горных речек, дождей и таяния снегов, а летом, когда этих источников заполнения нет, получают воду из Межгорного. Так что после того как канал был введен в эксплуатацию, города полуострова, в том числе и курортные, перестали страдать от жажды.
Но и это еще не все. Благодаря строительству СКК Крым стал всесоюзным полигоном для испытания передовых технологий, которые внедрялись в мелиорации и орошаемом земледелии. Был построен Симферопольский завод капельного орошения («Сизакор»), продукция которого поставлялась не только в союзные республики, но и в зарубежные социалистические страны, а также государства Африки и Латинской Америки. «Сизакор» производил все, в чем нуждалась отрасль – от труб и капельниц до фитингов.
Перенимать передовой опыт мелиорации и орошаемого земледелия в Крым приезжали специалисты из стран СЭВ, Вьетнама, даже Японии. А в Джанкое обучали кубинских механизаторов.  Крымские специалисты принимали участие в создании гидротехнических сооружений и оросительных систем в республиках Средней Азии.

ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ

Были и ошибки, допущенные в процессе строительства канала.
- Строили в спешке, порой не укрепляли откосы, что-то пропускали, рассчитывая доделать позже, - продолжает Георгий Капшук. – В итоге магистральный канал дважды прорывало - в 1966-м в Херсонской области (там теперь рыбное хозяйство) и в 1968-м в Джанкойском районе. Позже сложные участки облицевали железобетонными плитами, в основание уложили бетон. Частично все эти проблемы объясняются тем, что изначально строительство канала было рассчитано на три очереди, но удалось запустить только две. Третья очередь в связи с развалом СССР так и не была запушена.
А вслед за развалом Союза начался развал уникальной системы.
По словам Георгия Ивановича, за годы независимости по орошаемому земледелию Крыма был нанесен такой удар, что восстановить отрасль в обозримом будущем вряд ли удастся. Практически полностью уничтожена лотковая система, на которую в свое время потратили громадные средства. Монтируется она из железобетонных секций, которые теперь невозможно заменить или восстановить, потому что уже нет производивших эти секции заводов в Джанкое и Красноперекопске.
Разворовано и сдано в металлом более 400 километров труб межхозяйственных оросительных систем, разворованы насосные станции. В результате из 400 тысяч гектаров орошаемых земель сегодня орошается всего 141 тысяча; из 30 тысяч гектаров рисовых полей используется всего 15,5 тысячи.
- Я считаю, что если государство не повернется лицом к проблемам мелиорации и орошения, Крым ждет катастрофа, - предупреждает Георгий Капшук. – Это не преувеличение. Дело в том, что орошение производилось на солонцах и солончаках, и после того, как оно прекратилось, началось вторичное засоление земель верховыми водами. В результате сотни тысяч гектаров могут стать полностью непригодными для ведения сельского хозяйства. Для того чтобы вернуть эти площади в сельскохозяйственный оборот, потребуется столько пресной воды, что урожай, выращенный на них, станет поистине золотым.

ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ

Ликвидация поливного земледелия привела к тому, что в нынешнем году в Крыму из-за засухи местные аграрии понесли убытки на 167,8 миллиона гривен, а общий экономический ущерб составил 377,4 миллиона гривен.
В 2012 году, по сравнению с 1989-м, в Крыму в 6 раз сократилось поголовье крупного рогатого скота, в 3,6 раза - дойных коров, в 2,6 - свиней, в 3,6 - овец и коз, в 1,7 раза - птицы.
А дальше, как считают специалисты, будет еще хуже – ведь крупные колхозы и совхозы уничтожены, а фермеры при всем своем желании нас не спасут. Да и о каком поливе может идти речь, если в Симферополе, например, платят 3,6 гривны за кубометр, а в сельских населенных пунктах - 4-7 гривны? Вопрос уже стоит о выживании тех, кто кормится с собственных земельных участков.
А ведь в советское время Крым полностью обеспечивал себя продуктами питания, завозили к нам только твердые сыры, поздний картофель и другие продукты. Население полуострова составляло 2,5 миллиона человек, летом к ним добавлялось еще 9,5 миллиона отдыхающих. И всем еды хватало. Одного только мяса птицы крымские аграрии вывозили 44 тысячи тонн. А сегодня до 50 процентов продуктов на полуостров привозят из-за границы и других регионов страны.
Однако не хотелось бы заканчивать этот материал на грустной ноте.  Ведь в наших силах выбрать такую власть, которая будет думать не о собственном бизнесе и наполнении кошельков олигархов, а о развитии страны в целом и каждого региона в отдельности. Власть, которая оставит шаманские заклинания о европейском выборе и, засучив рукава, будет работать на благо своего народа. Так, как это делали строители Северо-Крымского канала.
Выбрать такую власть – это тоже вопрос выживания.

Олег МАЛЬЦЕВ,
фото из личного архива Георгия Капшука