Поиск по газете

четверг, 10 июля 2014 г.

Крымские комсомольцы на БАМе


Исполняется 40 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Объявили стройку комсомольской и всесоюзной. Сотни тысяч молодых людей Страны Советов откликнулись на зов Родины. Строилась самая большая по протяженности и сложная в проложении дорога жизни и труда. Для многих советских людей эта стройка стала смыслом жизни. Соединялись не просто территории, но и души людей. В этом грандиозном строительстве принимали участие и крымчане. Об их подвиге и самоотверженности в свое время поведал наш крымский писатель и журналист Валерий Митрохин в книге «Улькан, улица Крымская».   

Улькан — это опорный поселок Западного участка Байкало-Амурской магистрали, который построили посланцы крымской комсомольской организации. Он вырос на берегу таежной реки, позаимствовав у нее ее светлое имя. Улькан в переводе с тунгусского языка — «чистая вода».
Как ни красива, как ни хороша сибирская зима, однако весну тут ждут так же, как и всюду. Особенно крымчане, не привыкшие к пятидесятиградусным морозам и длительным холодам. Зима 1974 – 1975 годов была для крымчан первой сибирской зимой. Казалась суровой. Может быть, потому, что горстка людей, выгрузивших из вертолетов свой нехитрый скарб, осталась один на один с суровой природой. Начинала здесь, на месте будущего Улькана, в урочище Дарьина Гарь, буквально с нуля, с первых колышков, с первых ударов киркой в почву, скованную вечной мерзлотой.
Первое время жили в Юхте в амбаре, временно приспособленном под общежитие. Каждый день спозаранку отправлялись в Дарьину Гарь и возвращались оттуда с наступлением темноты. Оставляя после себя все яв-ственнее проступающие среди снега и таежной чащи контуры сначала первого общежития, потом улицы, позже поселка.
Улькан нынешний можно пройти вдоль и поперек за час. Но старожилы с гордостью величают его городом. И в официальных документах он значится как город.

Улица Крымская – основа Улькана

Для крымчан, которые заложили ее в заснеженной тайге в ноябре 1974 года, она стала понятием не только географическим. И не только для тех, кто ее начинал строить, но и для тех, кто приехал в Улькан из Крыма позже, со вторым и третьим отрядами. Для наших земляков эта улица протянулась на тысячи километров. От города Усть-Кута, где первый отряд крымчан начинал свою Бамовскую биографию весной 1974 года, до Нижнеангарска, конечного пункта Западного участка БАМа.
Улица Крымская стала символом первопроходцев, эталоном мужества корчагинцев 70-х годов. Они оставят после себя тысячи километров железнодорожных путей сквозь нехоженую тайгу, болота и сопки. Мосты через бурные и широкие реки Забайкалья, тоннели под гранитными сибирскими хребтами. Города и поселки. Улицы, среди которых — Крымская. Та, на которой будет воздвигнут обелиск с именами первопроходцев - крымчан, строителей Байкало-Амурской магистрали.

Бригада номер один

Ровно через месяц после того, как с XVII съезда ВЛКСМ на БАМ отбыл первый Всесоюзный отряд комсомольцев-добровольцев, отправился в те края и первый крымский строительный отряд. Отправился в Звездный, уже строящийся, но еще не обозначенный на карте, первый опорный поселок на Западном участке БАМа, на берег таежной реки Таюры. И каждый, кому выпадало счастье получить комсомольскую путевку на величайшую стройку века, по-своему представлял себе затерянный среди тайги (на самом деле всего в 50 километрах от райцентровского городка Усть-Кута) палаточный поселочек с космическим именем. О других точках приложения сил на БАМе они пока не знали, и знать, конечно, не могли. Ведь БАМ только начинался.

Ее предыстория

Все семь дней пути от Симферополя до Усть-Кута бойцы первого строй-отряда считали минуты, мысленно торопили медлящие локомотивы. Глав-ная железнодорожная артерия страны, дорога первого индустриального пояса Сибири, работала с колоссальной перегрузкой. И ребята знали, что едут строить не просто самую протяженную на земле железную дорогу, а новый, важный экономический объект для освоения второго индустриального пояса Сибири. Крымчане надеялись, что попадут в Звездный или, в крайнем случае, в Магистральный, второй поселок на БАМе, к тому времени только-только обозначенный колышками, в вечной мерзлоте...
Сам начальник строительно-монтажного поезда № 288 Григорий Николаевич Загородний пожимал крымчанам руки. Правда, был немногословен.
Автобус долго спотыкался на старенькой дороге, ведущей в поселок Пиргосинку — пригород Усть-Кута, в котором базировался СМП-288.
Автобус остановился у большого деревянного здания с вывеской «Клуб».
Это было 3 июня 1974 года. Вскоре на берегу Лены появились три палатки крымчан.
Тайга с ходу дала понять, что с нами, южанами, нянчиться не собирается, — вспоминают ребята. — В первое же утро выходим из палаток, к бочкам с водой, а в них ледок...
То был, можно сказать, первый сюрприз. Второй преподнес Загородний. Мы вас зачисляем в наш строительно-монтажный поезд, — сказал он твердо.— Будете строить город Усть-Кут — перевалочную базу БАМа.
Одним из первых осознал сказанное, хоть и фотографировал в этот момент все подряд и как раз собирался увековечить для истории «хороше-го мужика» Загороднего, Миша Калашников. Он демонстративно щелкнул, но не затвором фотоаппарата, а кнопками его футляра и проговорил: «Я слышал, что БАМ начинается в Тайшете, там и надо было нас высаживать. По крайней мере, оказались бы в самом начале магистрали».
Григорий Николаевич Загородний, опытный таежный труженик, спокойно повторил : «Крымчане сейчас очень нужны в Усть-Куте».
Крымчане были рассредоточены на его разных участках. Одни монтировали железнодорожные пути в сторону Звездного. Другие строили жилье. Третьи и четвертые работали на сооружении вторых очередей порта Осетрово и нефтебазы. Володя Александров, Володы Мухин, Боря Степкин стали монтерами пути. Владимир Галкин и Вадим Шилов, Владимир Сахнюк, Александр Дриганец, Иван Данильченко водили грузовики в автоколонне №5. Валерий Шилин возглавил бригаду плотников. Под его началом Михаил Батич, Толя Пуртов, Володя Литвинчук, Толя Голощепов, Саша Терновский и Саша Беляев строили на реке Якурим жилье и другие хозяйственно-производственные объекты для изыскателей БАМа.
...Первый символический костыль в полотно Байкало-Амурской магистрали был забит в начале сентября. Этот торжественный ритуал исполнили ветераны строительства железных дорог в Сибири и новички. От крымчан в нем участвовал Володя Александров.

Ее первые шаги

Двадцать четвертого ноября 1974 года на заснеженный аэродром у самой околицы Юхты приземлился Ми-6. Встречали ребят хлебом-солью.
На митинге в местном клубе — тесной бревенчатой избе с транспарантом во всю стену «Казачинско-Ленинский край приветствует крымчан!» – выступил Борис Степкин, избранный накануне секретарем комсомольской организации СМП.
Поселились в Юхте в старом амбаре. Подлатали кровлю, утеплили стены, соорудили нары. Стали жить. В первый же вечер Борис Степкин разделил отряд на бригады. Их возглавили Миша Калашников и Иван Лиходед, а самая малочисленная досталась Валерию Шилину. И вот они, эта маленькая бригада, оказалась самой боевой. За четыре дня заброшенную овчарню парни переоборудовали под временную пекарню.
Так появился у крымчан свой хлеб. Потом соорудили настоящую сибирскую баню.
Другие бригады тоже не плошали. Один за другим в Дарьиной Гари (урочище неподалеку от Юхты) возникали фундаменты будущих строений.
Первым корреспондентам, которые сумели добраться до Улькана, начальник СМП-571 Фролов с гордостью сказал: «Если все станут трудиться, как шилинцы, в ближайшее время будем жить в общежитиях. И даже сможем принять пополнение».
С первых дней закладки поселка бригады Ивана Лиходеда и Миши Калашникова «кострили». Представьте себе скованную морозом землю и лом, отскакивающий от нее, будто он резиновый. В таком грунте и нужно было долбить ямы для «стульев», то есть бревен, на которых, как на фундаменте, будут стоять жилые дома, общежития, склады. Вечная мерзлота. Даже летом в тридцатиградусную жару земля не оттаивает более, чем на полтора метра. Каждая выемка до метра глубиной. Поэтому ребята разводили костры один за другим и, когда они прогорали, дружно, торопясь, пока земля вновь не смерзлась, долбили ее.
Строили много. Строили трудно. Опыта недоставало. Первое общежитие возводили целый месяц. Но с каждым новым объектом сроки сокращались.
Первые подсчеты показали, что выработка перевалила за 400 процентов. Бригада Валерия Шилина оказалась по итогам первого квартала 1975 года лучшей на БАМе. К тому времени все три коллектива — бригады Лиходеда, Калашникова и Шилина — слились в одну. Появилось в Улькане пополнение и бригады решили укрупнить. Снова отряд собрался воедино, а седьмого апреля стал называться комсомольско-молодежным коллективом номер 1. И еще одна радость. В составе делегации (100 чел век со всего БАМа) сфотографироваться у святыни советского народа — Знамени Победы — поехали Валерий Шилин и Володя Литвинчук.

Ее бригадир

Группу из тридцати посланцев Западного БАМа, удостоенных чести быть сфотографированными у Знамени Победы, возглавил заместитель, начальника штаба ЦК ВЛКСМ Володя Удовиченко, один из тех избранников комсомола страны, которые строили крупнейшую железнодорожную магистраль Хребтовая — Усть-Илим. Как много полезного из общении ним извлек Валерий Шилин во время этой поездки!
Валерий вскоре улетел в Крым. Смотрел телепередачу дома в кругу друзей и родных. Когда на экране телевизора мелькнуло счастливое лицо товарища по бригаде Володи Литвинчука, стал показывать его близким, заочно знакомить с другом...
И снова Улькан. Когда уезжал в Москву, бригада только заканчивала монтаж каркаса под столовую. Приехал — столовую подводили к сдаче. На два дня раньше срока сдали. Своего срока. Сдали, но не ушли с объекта. Сами же оформляли интерьер. Это был почетный заказ.
В марте 1975 года Степкин, Полномочный (зам. начальника строительно-монтажного поезда № 571) и другие — целая бригада — привезли с Украины пополнение. Рук прибавилось. Работа стала ритмичной, отлаженной на всех производственных участках.
Первый поезд уже постучался в зеленые ворота тайги. Наши земляки встали в ряды первопроходцев БАМа.
Я рассказал далеко не обо всех бойцах трех отрядов, живущих и работающих в Улькане, в Усть-Куте. И не потому, что неназванные парни того не заслуживают. Рассказать обо всех — значит пережить новые встречи. Я надеюсь, что все это впереди.
Читатель! Запомни их имена. Просыпаясь по будильнику ровно в 7.00, знай, что на Лене, Кунерме, Киренге — в малохоженой и нехоженой тайге, — твои ровесники уже полдня трудятся. Слушая в полночь кремлевские куранты, вспомни: твои земляки проснулись и вот-вот выйдут на работу. Пусть же всегда и всюду в часы твоего труда и отдыха будут с тобой те, кто строит БАМ. Сверим же часы по бамовскому времени!

По материалам книги
«Комсомол Крыма: факты,
события, люди»,
редактор-составитель
Валерий Митрохин