Поиск по газете

суббота, 5 ноября 2011 г.

Неподражаемый Райкин



В нынешнем году мы отмечаем 100-летие со дня рождения
выдающегося артиста отечественной эстрады Аркадия Райкина
Он стал легендой еще при жизни. В Днепропетровске под здание, где с аншлагом проходил концерт Аркадия Исааковича, был сделан подкоп. В Баку студенты, чтобы попасть на его выступление, перепилили железные решетки на окнах местного театра и ворвались внутрь. Но, перепутав помещение, попали на склад театрального буфета. В Москве киномеханик с Камчатки залез на крышу Казанского вокзала и через вентиляционную трубу пробрался в Дом культуры железнодорожника, где проходил концерт Райкина. Безбилетный зритель, перепачканный мазутом, отыскал свободное место в зале, но был замечен сотрудниками Дома культуры и выведен на улицу. На крыше Казанского вокзала остались его пальто и шапка (дело было зимой). За ними пришлось лезть пожарным. Когда об этом случае рассказали Аркадию Исааковичу, он выдал своему камчатскому поклоннику контрамарку на свой следующий спектакль.



Человек с тысячью лиц

Нечто подобное, правда, в отрочестве, проделывал и сам будущий великий артист. Впервые он попал в театр в одиннадцатилетнем возрасте и влюбился в него, что называется, с первого взгляда.
- Я лез в театр, - вспоминал позже Аркадий Исаакович, - через все мыслимые и немыслимые щели. Как-то раз даже через дымовую трубу, хотя в это и трудно поверить. Смотрел спектакли из будок суфлера и осветителя. Меня знали все контролеры и рабочие сцены, поначалу гоняли, но потом привыкли и иногда даже помогали спрятаться от грозных режиссеров и нервничающих артистов. Мне было совершенно неважно, что я, допустим, смотрел этот спектакль сорок три раза. Больше того, я вообще предпочитал смотреть не из зала, а из-за кулис. Меня бесконечно волновало таинство превращения, происходящего с актером, когда он неожиданно перестает быть обыкновенным человеком и становится персонажем пьесы, быть может, в другом веке, другой стране и вообще мало похожим на исполнителя роли.
Отец Райкина, Исаак Давидович, работал лесным бракером в рижском порту (отбирал лес, годный для опор в шахтах). Жизнь складывалась трудно. Высшее образование получить не удалось (он не сумел окончить юридический факультет). Естественно, ему хотелось, чтобы у его первенца, Аркадия, была «серьезная» профессия, позволившая крепко стоять на ногах. Поэтому когда в 1930 году Аркадий поступил в Ленинградский институт сценических искусств, и Исаак Давидович, и мать Аркадия, Елизавета Аркадьевна, пришли в ужас. Они считали, что Аркадий губит себя и позорит семью. Обстановка в доме становилась все невыносимее. В конце концов, устав от скандалов, Аркадий покинул семью и переехал в общежитие института.

Ранняя седина

В тринадцать лет на Аркашу обрушилась тяжелая болезнь. Катаясь на коньках, он простудился. Ангина дала осложнение на сердце. Ревматизм и ревмокардия надолго приковали к постели. Прогнозы врачей, в том числе самых знаменитых, были неутешительными. Лекарства помогали плохо. На лечение ушел целый год. Болезнь оставила не только тяжелые воспоминания, но и порок сердца.
Летом 1937 года двадцатишестилетнего артиста вновь поразил приступ жесточайшего ревматизма в сочетании с заболеванием сердца. В больнице врачи вновь предрекали самый тяжелый исход.
Из воспоминаний Райкина:
- Однажды вечером я почувствовал себя совсем плохо. Позвал сестру. Она подошла, проверила пульс. И я слышал, как в коридоре она звонит по телефону в приемный покой врачу: «У нас больной кончается». Пришел дежурный врач. Сделал один укол, другой. Я старался только не заснуть. Мне казалось, что тогда уже не проснусь. (…) Утром, очнувшись от сна и взглянув на себя в маленькое зеркальце, увидел, что голова моя стала седой. После этой ночи болезнь отступила (…) Через некоторое время встретился на Невском с Сергеем Владимировичем Образцовым. Он ахнул, увидев мою седую голову, и настойчиво советовал покраситься, чтобы не выглядеть стариком в мои двадцать шесть. Я послушался его совета и испортил себе жизнь, оказавшись надолго рабом парикмахеров. Хороших красителей тогда не было. В условиях гастролей приходилось краситься в разных городах. В случайных руках я становился то рыжим, то зеленым, то вовсе фиолетовым.

Русский Чаплин

Признание пришло к артисту в Москве в ноябре 1939 года, когда Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с номерами «Чаплин» и «Мишка». В этом же году он был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, и уже через три года, в 1942 году, он стал художественным руководителем этого театра.
Во время Великой Отечественной войны Райкин вместе с товарищами по театру давал концерты на фронте.
Однажды на концерте в Киеве в ответ на популярную Райкинскую фразу: «Вот ты, к примеру, скажи, кто я такой?», из зала неожиданно прозвучал выкрик: «Жид пархатый». Райкин был потрясен. Он прервал выступление и обратился к залу, чтобы поднялся тот, кто это выкрикнул. После этого он прекратил концерт и прервал гастроли.

Сплетни о Райкине
           
1. Райкин - псевдоним. Настоящая же его фамилия - Штипельман.
На самом деле Райкин - родовая фамилия Аркадия Исааковича.
2. Райкин состоял в сионистской организации и зарабатывал для нее деньги.
Он никогда не состоял ни в одной организации. Даже не был коммунистом.
3. С целью поддержки сионистской организации Райкин переправлял в Израиль бриллианты в золотом гробу собственной матери.
Мать Аркадия Исааковича - Елизавета Борисовна - скончалась  в 1965 году в возрасте 87 лет и похоронена в Санкт-Петербурге на Преображенском кладбище.
4. Почти все ближайшие родственники Райкина эмигрировали в Израиль и США.
Лишь одна сестра Аркадия Исааковича - Софья Исааковна - в середине 80-ых переехала на ПМЖ в США, а троюродный брат, известный отоларинголог Рафаил Райкин, жил в Израиле.

Дмитрий ВОЛОКИТИН

Смотреть фильм-спектакль  "Люди и манекены" (в гл.роли Аркадий Райкин) здесь