Поиск по газете

четверг, 14 марта 2013 г.

У каждого века своя педагогика



13 марта исполнилось 125 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) – советского педагога и писателя.
   
XVIII столетие дало миру Жана-Жака Руссо, в начале XIX в Швейцарии трудился Иоганн Песталоцци. В XX веке появилась новая педагогическая система. Ее принципы отразились в педагогической деятельности и сочинениях Антона Семеновича Макаренко. Эта воспитательная система остается актуальной и по сей день.
Антон Семенович Макаренко поднялся к вершинам мировой славы с самых низов. Он родился 13 марта (1 марта по старому стилю) 1888 года в подвальном помещении большого дома, принадлежащего купцу, в местечке Белополье Харьковской губернии в семье старшего мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Судьба детей железнодорожников была предопределена: они шли работать на железную дорогу. 17-летний Антон тоже трудился на вагонном заводе. Но его призванием стала педагогика. Вначале он работал учителем в заводской школе. Для этого Макаренко окончил одногодичные педагогические курсы при четырехклассном городском училище.
Макаренко был разносторонне развитым человеком: играл ученикам на скрипке, вел кружок рисования, писал рассказы, испытывал свое литературное дарование, пробовал себя в изобразительном искусстве. Образование он получил мизерное. С таким образованием этот необыкновенный человек мириться не мог. Поэтому занимался самообразованием. Вскоре поступил в Полтавский учительский институт, который окончил с золотой медалью. Ему выдали следующую характеристику: «Макаренко Антон – выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по которым очень много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому языку».



От Менделеева до Ницше

Д
олгое время о Макаренко говорили: «практик», «малообразован», «отвергает науку». Но есть документ, который свидетельствует о том, что Антон Семенович был очень образованным человеком. Этот документ – его личное заявление в Центральный институт организаторов народного образования:
«В области предметных дисциплин систематические знания получил я в Учительском институте (...).
Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал всего Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими выражениями дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое (...).
Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это, разумеется, не из учебников. Очень интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.
История мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую историю знаю по трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне известна. Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французской революции. Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи (...).
Читал все, что имеется на русском языке по психологии. В колонии (по поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка – Авт.) сам организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но глубоко убежден в том, что науку психологии нужно создавать сначала.
Самым ценным, что было до сих пор сделано в психологии, считаю работы Петражицкого. К сожалению, читал многие его сочинения, но «Очерки теории права» не удалось прочесть. Индивидуальную психологию считаю несуществующей – в этом больше всего убедила меня научная судьба нашего Лазурского. Независимо от вышеизложенного люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее.       
С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, «Критику чистого разума», Шопенгауэра, Штирнера, Ницше и Бергсона. Из русских очень добросовестно изучил Соловьева. О Гегеле знаю по изложениям.
Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не могу терпеть Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и А. Н. Толстого. В области литературных образов много приходилось думать, и поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и прочувствовать сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что обладаю способностями (небольшими) литературного критика...
В своей специальной области – педагогике много читал и много думал. В Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение «Кризис современной педагогики», над которым работал 6 месяцев.
Основными проблемами педагогической науки считаю:
1. Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление).
2. Усиление внимания к детскому коллективу как к органическому целому, для этого необходима перестройка всей психологии школьного работника.
3. Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная система всех влияний.
4. Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона.
5. Русская трудовая школа должна совершенно наново перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической» (См. А. С. Макаренко, Соч. в 7 т., Т. 7, М., 1958, С. 400-402).

Воспитание – это режим
и дисциплина

В
ыдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко принадлежит к числу революционеров науки. Он нашел сотни усовершенствований педагогической работы, сделал множество изобретений и одно открытие (об этом ниже). Поражает диапазон содержания педагогического наследия этого педагога. В его работах затронуты наиболее актуальные проблемы школы и педагогики. Он выдвинул ряд принципиально новых идей. Макаренко разработал модель «воспитательного коллектива», сформулировал закон жизни коллектива, определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия; воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива; предъявление требования с уважением к личности и другие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива (динамика развития коллектива). Большое внимание уделял традициям, возникающим и крепнущим на всех стадиях развития коллектива. По словам Антона Семеновича, результат воспитания – это режим и дисциплина.
А теперь несколько слов об открытии Макаренко, которое стало результатом творческого соединения практики и теории, проверенное и насыщенное как его собственным опытом, так и опытом его предшественников. Суть открытия заключается в следующем: «С самого начала, – говорил Антон Семенович, – мы поставили себе за твердое правило не интересоваться прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики, это абсурд...». Он считал, что плохое прошлое не должно входить в будущую жизнь воспитанника. Когда к нему приходило новое пополнение беспризорных, которых сопровождала куча документов об их правонарушениях, Макаренко, общаясь с ними, говорил, что это – ваша прошлая жизнь, а теперь вы – колонисты. Это было новым методом воспитания.
Совершил воспитанник правонарушение, проявил недисциплинированность, что будет делать воспитатель в этом случае? Нужно якобы обязательно все похождения воспитанника разобрать «по косточкам», выудить и назвать все его «преступные наклонности», добраться до родителей. А после того, как собраны эти сведения, по всем правилам науки «строить» нового человека.
Макаренко заявил о том, что прошлое воспитанников его не интересует, так как он безгранично верит в могущество главной воспитательной силы – детского коллектива. Он на практике доказал, что прошлое ребенка не входит в его будущее, если он попадает в крепкий, целеустремленный коллектив детей и воспитателей. Каждый подросток или юноша, попадая в такой коллектив, быстро становится таким, как его новое окружение, подчиняется новым требованиям и охотно выполняет их, так как они разумны и логичны.
В основе открытия – уверенность Макаренко в том, что если коллектив воспитанников организован по его системе, то: «Воспитание – очень легкое дело, воспитание – счастливое дело, никакая другая работа по своей легкости… не может сравниться с работой воспитателя», – говорил он.
Макаренко верил, что в душе обездоленных детей таятся чувства человеческого достоинства, чести, совести. Человечность отношений, осознание того, что ты близок и нужен людям, определяют истинную радость бытия. В поисках этой радости для такой категории детей Макаренко пришел к замечательному выводу о значимости коллективного начала их жизни. Решение жизненных задач, стоящих перед коллективом, требовало ото всех колонистов единства действий, организованности, дисциплины. Общественное мнение единого организованного и целеустремленного коллектива было регулятором всего жизненного поведения воспитанников. Антон Семенович Макаренко обеспечил трем тысячам обездоленных детей и подростков жизнь в труде, учебе, в духовном развитии, каждому воспитаннику помог найти свое место в жизни.
К сожалению, Макаренко умер довольно рано, в 1939 году. Сел на поезд, чтобы ехать в подмосковное Голицыно, и вдруг сердце, перенапряженное трудами и страстями, остановилось. «Я – писатель Макаренко», – единственное, что он успел сказать подхватившим его людям.

Зинаида АНДРЕЕВА-ЛЯЛИНА,
кандидат педагогических наук,
доцент,
отличник образования Киргизии
и Украины