13
марта исполнилось 125 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко
(1888-1939) – советского педагога и писателя.
XVIII столетие дало миру Жана-Жака
Руссо, в начале XIX в Швейцарии трудился Иоганн Песталоцци. В XX веке появилась
новая педагогическая система. Ее принципы отразились в педагогической
деятельности и сочинениях Антона Семеновича Макаренко. Эта воспитательная
система остается актуальной и по сей день.
Антон Семенович
Макаренко поднялся к вершинам мировой славы с самых низов. Он родился 13 марта
(1 марта по старому стилю) 1888 года в подвальном помещении большого дома,
принадлежащего купцу, в местечке Белополье Харьковской губернии в семье
старшего мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Судьба детей
железнодорожников была предопределена: они шли работать на железную дорогу.
17-летний Антон тоже трудился на вагонном заводе. Но его призванием стала
педагогика. Вначале он работал учителем в заводской школе. Для этого Макаренко
окончил одногодичные педагогические курсы при четырехклассном городском
училище.
Макаренко был
разносторонне развитым человеком: играл ученикам на скрипке, вел кружок
рисования, писал рассказы, испытывал свое литературное дарование, пробовал себя
в изобразительном искусстве. Образование он получил мизерное. С таким
образованием этот необыкновенный человек мириться не мог. Поэтому занимался
самообразованием. Вскоре поступил в Полтавский учительский институт, который
окончил с золотой медалью. Ему выдали следующую характеристику: «Макаренко
Антон – выдающийся воспитанник по своим способностям, знаниям, развитию и
трудолюбию, особый интерес проявил к педагогике и гуманитарным наукам, по
которым очень много читал и представлял прекрасные сочинения. Будет весьма хорошим
преподавателем по всем предметам, в особенности же по истории и русскому
языку».
От Менделеева до Ницше
Д
|
олгое время о Макаренко говорили: «практик», «малообразован»,
«отвергает науку». Но есть документ, который свидетельствует о том, что Антон
Семенович был очень образованным человеком. Этот документ – его личное
заявление в Центральный институт организаторов народного образования:
«В области предметных дисциплин
систематические знания получил я в Учительском институте (...).
Солидные знания имею в общей
биологии. Несколько раз прочитывал всего Дарвина, знаю труды Шмидта и
Тимирязева, знаком с новейшими выражениями дарвинизма. Читал Мечникова и
кое-что другое (...).
Географию знаю прекрасно, в
особенности промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно
чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и
зародышами будущих форм. Все это, разумеется, не из учебников. Очень
интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.
История мой любимый предмет. Почти на
память знаю Ключевского и Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева.
Хорошо знаком с монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую
историю знаю по трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще
говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне известна.
Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и социологических
проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французской революции.
Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи (...).
Читал все, что имеется на русском
языке по психологии. В колонии (по поручению Полтавского Губнаробраза создал
трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевка –
Авт.) сам организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но
глубоко убежден в том, что науку психологии нужно создавать сначала.
Самым ценным, что было до сих пор
сделано в психологии, считаю работы Петражицкого. К сожалению, читал многие его
сочинения, но «Очерки теории права» не удалось прочесть. Индивидуальную психологию
считаю несуществующей – в этом больше всего убедила меня научная судьба нашего
Лазурского. Независимо от вышеизложенного люблю психологию, считаю, что ей
принадлежит будущее.
С философией знаком очень
несистематично. Читал Локка, «Критику чистого разума», Шопенгауэра, Штирнера,
Ницше и Бергсона. Из русских очень добросовестно изучил Соловьева. О Гегеле
знаю по изложениям.
Люблю изящную литературу. Больше
всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу
Толстого, но не могу терпеть Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю
Горького и А. Н. Толстого. В области литературных образов много приходилось
думать, и поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и
прочувствовать сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над
составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что
обладаю способностями (небольшими) литературного критика...
В своей специальной области –
педагогике много читал и много думал. В Учительском институте золотую медаль
получил за большое сочинение «Кризис современной педагогики», над которым
работал 6 месяцев.
Основными проблемами педагогической
науки считаю:
1. Создание
научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается
азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это
кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен
считаться педагогический факт (явление).
2. Усиление
внимания к детскому коллективу как к органическому целому, для этого необходима
перестройка всей психологии школьного работника.
3. Полное
отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в
стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная
система всех влияний.
4. Психология должна сделаться не
основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического
закона.
5. Русская трудовая школа должна
совершенно наново перестроиться, так как в настоящее время она по идее
буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а
труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее
социалистической» (См. А. С. Макаренко, Соч. в 7 т., Т. 7, М ., 1958, С. 400-402).
Воспитание – это режим
и дисциплина
В
|
ыдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко
принадлежит к числу революционеров науки. Он нашел сотни усовершенствований
педагогической работы, сделал множество изобретений и одно открытие (об этом
ниже). Поражает диапазон содержания педагогического наследия этого педагога. В
его работах затронуты наиболее актуальные проблемы школы и педагогики. Он
выдвинул ряд принципиально новых идей. Макаренко разработал модель
«воспитательного коллектива», сформулировал закон жизни коллектива, определил
принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости,
перспективных линий, параллельного действия; воспитание в коллективе, через
коллектив и для коллектива; предъявление требования с уважением к личности и
другие); вычленил этапы (стадии) развития коллектива (динамика развития коллектива).
Большое внимание уделял традициям, возникающим и крепнущим на всех стадиях
развития коллектива. По словам Антона Семеновича, результат воспитания – это
режим и дисциплина.
А теперь несколько слов об открытии
Макаренко, которое стало результатом творческого соединения практики и теории,
проверенное и насыщенное как его собственным опытом, так и опытом его
предшественников. Суть открытия заключается в следующем: «С самого начала, –
говорил Антон Семенович, – мы поставили себе за твердое правило не интересоваться
прошлым наших ребят. С точки зрения так называемой педагогики, это абсурд...».
Он считал, что плохое прошлое не должно входить в будущую жизнь воспитанника.
Когда к нему приходило новое пополнение беспризорных, которых сопровождала куча
документов об их правонарушениях, Макаренко, общаясь с ними, говорил, что это –
ваша прошлая жизнь, а теперь вы – колонисты. Это было новым методом воспитания.
Совершил воспитанник правонарушение,
проявил недисциплинированность, что будет делать воспитатель в этом случае?
Нужно якобы обязательно все похождения воспитанника разобрать «по косточкам»,
выудить и назвать все его «преступные наклонности», добраться до родителей. А
после того, как собраны эти сведения, по всем правилам науки «строить» нового
человека.
Макаренко заявил о том, что прошлое
воспитанников его не интересует, так как он безгранично верит в могущество
главной воспитательной силы – детского коллектива. Он на практике доказал, что
прошлое ребенка не входит в его будущее, если он попадает в крепкий,
целеустремленный коллектив детей и воспитателей. Каждый подросток или юноша,
попадая в такой коллектив, быстро становится таким, как его новое окружение,
подчиняется новым требованиям и охотно выполняет их, так как они разумны и
логичны.
В основе открытия
– уверенность Макаренко в том, что если коллектив воспитанников организован по
его системе, то: «Воспитание – очень легкое дело, воспитание – счастливое дело,
никакая другая работа по своей легкости… не может сравниться с работой
воспитателя», – говорил он.
Макаренко верил, что в душе
обездоленных детей таятся чувства человеческого достоинства, чести, совести.
Человечность отношений, осознание того, что ты близок и нужен людям, определяют
истинную радость бытия. В поисках этой радости для такой категории детей
Макаренко пришел к замечательному выводу о значимости коллективного начала их
жизни. Решение жизненных задач, стоящих перед коллективом, требовало ото всех
колонистов единства действий, организованности, дисциплины. Общественное мнение
единого организованного и целеустремленного коллектива было регулятором всего
жизненного поведения воспитанников. Антон Семенович Макаренко обеспечил трем
тысячам обездоленных детей и подростков жизнь в труде, учебе, в духовном
развитии, каждому воспитаннику помог найти свое место в жизни.
К сожалению, Макаренко умер довольно
рано, в 1939 году. Сел на поезд, чтобы ехать в подмосковное Голицыно, и вдруг
сердце, перенапряженное трудами и страстями, остановилось. «Я – писатель
Макаренко», – единственное, что он успел сказать подхватившим его людям.
Зинаида АНДРЕЕВА-ЛЯЛИНА,
кандидат педагогических наук,
доцент,
отличник образования Киргизии
и Украины