Поиск по газете

четверг, 14 марта 2013 г.

Евгения БОРЗОВА: «Сельская молодежь – в безысходности»



Не секрет, что сегодня для сельской молодежи вторая по значимости проблема после трудоустройства – культурный досуг. Если в некоторых селах общими усилиями местных жителей удалось сохранить дома культуры и сельские клубы (как, например, в Геройском Сакского района – читай предыдущий номер «Коммуниста Крыма» – Авт.), то это, как правило – исключение. В целом же в сельских регионах ситуация с организацией свободного времени молодежи, мягко говоря, плачевна. Об этом знает не понаслышке бывший работник дома культуры села Чистополье Ленинского района Евгения Васильевна Борзова.

Евгения Васильевна Борзова приехала в Крым вместе с родителями в 1944 году из Тамбовской области. Семья осела в селе Чистополье Ленинского района. В 1959 году Борзова поступила в Симферопольское культурно-просветительское училище. А после учебы была направлена на работу в село Куйбышево Бахчисарайского района. После двух месяцев работы Евгению Васильевну избрали инструктором Куйбышевского (ныне – Бахчисарайского) райкома комсомола, затем – заведующей общим сектором.     
- В начале 60-х годов начался призыв девушек в армию, – рассказывает Евгения Васильевна, – время было послевоенное, поэтому в армии солдат не хватало. Девушек, как правило, брали на должности по хозяйственной части – поварами, писарями, швеями, телефонистками. В то время в кинотеатрах в основном крутили фильмы на военную тематику. Это была романтика. Мне, как и многим представительницам прекрасного пола той эпохи, тоже хотелось ходить в военной форме. Я знала, что девушкам служить в армии намного сложнее, чем мужчинам. Но я не привыкла жаловаться на трудности, а научилась их просто преодолевать, как полосу препятствий. Моему жизнелюбию, твердости характера и стойкости духа можно только позавидовать. Казалось бы, мы, женщины, – слабый пол и тем самым должны отличаться от мужчин. Возможно, физически – да, но не морально и духовно.   
Евгения Васильевна служила в инженерно-позиционном полку в Бахчисарае (воинская часть 24 803). В то время это была секретная часть.
- В нашей части я была заместителем секретаря комитета комсомола, – продолжает Борзова. – В 1965 году меня наградили юбилейной медалью «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В этом же году я стала членом Коммунистической партии Советского Союза. И с того времени свой политический и идеологический вектор не меняю. До сих пор храню комсомольский и партийный билеты.
В 1967 году после увольнения в запас Евгения Васильевна вернулась к родителям в Чистополье. Шесть лет проработала помощником директора по хозяйственной части в Чистопольской средней школе. Вскоре вышла замуж. Но в ее жизни случилась трагедия – муж Евгении Васильевны погиб в автомобильной катастрофе. 



Самодеятельность для всех

С
 1973-го по 1997 год Евгения Васильевна работала директором дома культуры села Чистополье.
- Какие были у нас мероприятия, какие вечера... – вспоминает Борзова. – Ежегодно в селе отмечали праздники, проводили различные смотры художественной самодеятельности. Помню, однажды во время проведения очередного мероприятия в селе отключили свет – какая-то поломка. Никого из участников и зрителей это не смутило. Люди принесли из дома лампы, фонарики и так без микрофонов и аппаратуры под аккомпанемент баяниста мы доработали программу до конца.
По словам Евгении Васильевны, раньше в доме культуры работали фотокружок, изостудия, кружок художественного чтения, драмкружок, вокальный и хореографический. Люди с удовольствием приходили и занимались тем, что им по душе. Один только хор состоял из 28 человек. У всех коллективов были свои костюмы, тогда руководство колхоза специально выделяло на это деньги. А сейчас у дома культуры нет денег даже на веник. Не работает ни один кружок, ни одна секция – их закрыли из-за нехватки бюджетных денег. Молодые люди лишены возможности реализовать свои творческие способности, поэтому все свое свободное время проводят либо у экранов телевизоров, либо по подворотням пьют пиво. В результате в селах процветают воровство, тунеядство, пьянство. Но самое страшное то, что эти проблемы нисколечко не волнуют наших правителей. Видимо, им не нужно здоровое и образованное поколение.        
В советское время по выходным в сельских клубах и домах культуры проходили дискотеки.
- В то время все культурно-общественные заведения должны были закрываться до 22.00, – отмечает Евгения Васильевна. – Но раньше 24.00 я никогда домой не приходила. Идет дискотека. Приходит участковый и говорит: «Васильевна, все, десять вечера, сворачивайтесь». Я ему: «Коль, ну еще 15 минут». Постоит. Потом опять: «Васильевна... пора». Я снова: «Коль, ну еще 20 минут...». Я понимала, что позади тяжелая трудовая неделя и людям нужно отдохнуть. При этом во время дискотек никто не курил, не распивал спиртное. Я всегда держала эти вопросы на строгом контроле. Все алкоголики дальше дверей не проходили. Даже если кто-то и выпивал, сразу же на этого человека писали письмо в административную комиссию. А оттуда – телега на работу. Потом нарушителя дисциплины вызывали на ковер, разбирались. Что и говорить, раньше с этим порядок был. Моя соседка позже как-то призналась: «Васильевна, мы вас боялись, как огня. Только вы заходили, по залу сразу же проходил шепот: «Женя зашла, Женя зашла».
Если Евгения Васильевна замечала, что кто-то закуривал сигарету, начинала смотреть на него в упор. Курящий тут же тушил сигарету и уходил.
- Помню, был случай, – продолжает Евгения Васильевна, – один юный посетитель долго упрашивал меня, чтобы я его пропустила на дискотеку. Говорит: «Мне уже 14 лет, пустите меня на дискотеку». Я отвечаю: «Давай, домой, будет 16 – приходи». А сейчас в увеселительных заведениях всем рады, лишь бы деньги платили. Кстати, тогда вход на нашу дискотеку стоил 40 копеек. Все собранные деньги я клала на спецсчет дома культуры. Поэтому если нужно было провести какое-то мероприятие, я приходила к бухгалтеру в сельсовет и говорила, сколько мне необходимо денег. Мне выдавали нужную сумму, и я покупала все, что было нужно. И нам этих средств хватало с головой. У меня однажды спросили: «Васильевна, вот если бы одна из комнат дома культуры была завалена деньгами, что бы вы купили?». Я ответила: «Новую аппаратуру в клуб и новую мебель. Лично мне деньги не нужны».
Даешь пионерию!

С
егодня Евгения Васильевна является секретарем Чистопольской первичной организации Компартии Украины и председателем местной ветеранской организации.
- У нас в селе идет мощная пропагандистская работа, – признается Борзова. – Всю информацию о деятельности Коммунистической партии Украины мы несем в массы. Конечно же, я считаю, что в партии должна быть молодежь. Но я не знаю, до какой жизни должна докатиться наша молодежь, чтобы понять – кроме Компартии ей надеяться больше не на кого. Сейчас у молодых людей такая безысходность, что страшно становится. Работы нет, жилья нет. Меня часто приглашают в школу, где я рассказываю детям, как мы жили в Советском Союзе. Нам не нужно было платить за обучение, за лечение, мы получали достойные стипендии, зарплаты. Нас обеспечивали общежитиями, гарантированным рабочим местом. А что теперь? Молодежь бьется, как рыба об лед, не зная, куда податься. Мне как-то председатель районной организации ветеранов сказал: «Пусть молодежь уезжает и устраивается в городах». А если у кого-то в селе мать больная или он единственный кормилец в семье... Что тогда?!
В апреле прошлого года коммунисты Чистополья впервые приняли в пионеры 17 детей одного из пятых классов местной школы. Так была создана пионерская организация села Чистополье. На День пионерии Ленинский райком КПУ выделил детям средства на поездку в Керчь. Ребята пообщались с местными пионерами. Для них были организованы экскурсии по достопримечательным местам города-героя.
- Как позже выяснилось, – рассказывает Евгения Васильевна, – классного руководителя этого пятого класса вызвали в районо и взяли с нее подписку, что никаких организаций в школе быть не должно. Но, несмотря на это, пионерская организация есть, и мы будем всячески стараться сохранить ее, может быть, получится спустя время принять этих ребят и в комсомол.
Судя по поступкам руководящих органов, можно с уверенностью сказать, что с их стороны нет заинтересованности в том, чтобы подрастающее поколение всесторонне развивалось. А ведь главная цель, которую преследуют сегодня коммунисты, воссоздавая пионерские организации в школах, – это, в первую очередь, воспитание в детях чувства ответственности, приучение к дисциплине, самостоятельности, трудолюбию. Становясь пионерами, ребята учатся совершать добрые поступки и стремятся быть полезными обществу. Ведь именно этих качеств современным школьникам так не хватает. 
- Действительно, сегодня мы живем в очень жестокое время, – добавляет Евгения Васильевна. – О таких понятиях как честность, справедливость многие стараются не вспоминать, но это не дает нам права платить им той же монетой.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Алексея СОМОВА