Поиск по газете

суббота, 3 декабря 2011 г.

Довженко. Между коммунизмом и национализмом



55 лет назад ушел из жизни классик советского кино, основоположник украинской кинематографии Александр Довженко.
 Александр Петрович Довженко - Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий (I степени – 1941 г. и II степени – 1949 г.), Ленинской (1959 г., посмертно). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.




Петлюровское прошлое
Александр Довженко родился 10 сентября (29 августа) 1894 года в селе Вьюнищи, в предместье уездного городка Сосницы Черниговской губернии, в обычной крестьянской семье. Из 14 детей выжили только он и его младшая сестра Полина.
Некоторое время Александр Петрович работал сельским учителем. Сведения о том, чем он занимался в годы Гражданской войны - весьма противоречивы.
По официальной советской версии, летом 1918 года он якобы попал в плен армии Симона Петлюры. В 2005 году писатель Николай Шудрей издал книгу «Геній одного часу», посвященную неизвестным страницам биографии режиссера. Еще за год до этого на страницах газеты «2000» Шудрей утверждал, что детально ознакомился с папкой под названием «Запорожец» из архива КГБ.
Оказалось, что на самом деле молодой Довженко был одним из бойцов петлюровской армии. Принимал участие в еврейских погромах и даже стрелял из пушки на Владимирской горке в бойцов Красной Армии. Впоследствии подхваченный в молодости вирус украинского национализма не раз портил жизнь Александру Петровичу.
В итоге Довженко арестовало ЧК. Нынешние демократы обычно изображают чекистов как варваров и палачей, при первой же возможности ставящих врагов советской власти к стенке. Так вот, петлюровца-Довженко не то что не расстреляли, а после того, как он раскаялся, даже приняли в ряды партии большевиков.
В кино Александр Петрович попал случайно. В 1926-м году его уговорили рисовать плакаты для единственной тогда Одесской киностудии. Потом попросили написать сценарий. Так появился на свет несохранившийся фильм «Вася-реформатор» - Довженко работал на картине еще и сорежиссером. Однако в большое советское кино Александр Петрович вошел лишь с четвертой попытки, сняв поэтическую ленту «Звенигора».




Украинский  Чапай

 В апреле 1930 года Довженко завершает свой новый фильм «Земля», снятый на только что построенной Киевской кинофабрике. Картина рассказывает об украинском селе времен «раскулачивания», о трагедии тракториста Василя, погибшего от рук односельчанина.

В «Земле» Довженко применил новаторские для того времени художественные приемы, на долгие годы определившие развитие европейского кинематографа. Он же стал первым советским режиссером, показавшим на экране обнаженную натуру - мечущуюся по хате из-за смерти возлюбленного Наталку. Для советского кино 30-х годов прошлого века это было настоящей революцией.
В 1958 году по результатам международного опроса критиков «Бюро по вопросам истории кинематографа» на Всемирной выставке в Брюсселе фильм «Земля» в числе двенадцати других картин был признан лучшим фильмом всех времен и народов.
 Следующий фильм Довженко «Иван» вызвал на Украине крайне негативную реакцию. Некоторые даже обвинили его в профашистских настроениях - петлюровское прошлое давало о себе знать. Недолго думая, кинорежиссер написал письмо И. В. Сталину, попросив вождя ознакомиться со сценарием своего нового фильма «Аэроград». Через двадцать четыре часа Довженко сидел в кабинете Иосифа Виссарионовича.
Сталин был главным цензором, фактически верховным куратором советского киноискусства. Он не только делал свои замечания и давал указания режиссерам, но и нередко оказывал им помощь при создании картин. Количество фильмов, выпускавшихся в СССР до войны, было небольшим, что позволяло держать ситуацию в киноиндустрии  под контролем.
После премьеры «Аэрограда» Иосиф Виссарионович стал приглашать режиссера в Кремль на просмотр новых фильмов. Интересовался его мнением, консультировался как с экспертом.

В 1934 году вышла в прокат одна из любимейших картин Сталина «Чапаев». Когда спустя год в числе ведущих кинорежиссеров страны Довженко получал из рук Иосифа Виссарионовича орден Ленина, вождь сказал: «За вами теперь долг – украинский Чапаев». Речь шла о фильме «Щорс».
Эту ленту Довженко снимал целых четыре года. В 1939 году «Щорс» с успехом обошел кинотеатры страны, хотя и не затмил по популярности «Чапаева». Перед этим картину просмотрел лично Сталин, не сделав ни одного замечания. В 1941 году Довженко получил за «Щорса» Сталинскую премию I степени. Кстати, Иосиф Виссарионович относился к режиссеру очень тепло. Например, когда вождь узнал, что у Довженко нет патефона, тот получил его буквально через час.


В объятиях национализма

 В 1943 году Довженко попытался опубликовать в журнале «Знамя» свою киноповесть «Украина в огне». Несмотря на то, что это был самый разгар боев за освобождение Украины, Сталин изыскал время для ознакомления с нею. Вскоре в журнале «Искусство кино» Сталин дал киноповести такую оценку: «Кому-кому, а Довженко должны быть известны факты выступлений петлюровцев и других украинских националистов на стороне немецких захватчиков против украинского и всего советского народа… Они отсутствуют в киноповести Довженко, как будто не существуют вовсе… Устами своих персонажей-крестьян Довженко называет Богдана Хмельницкого «большим злодюгой», «известным палачом украинского народа», который придушил народную революцию в тысяча шестьсот каком-то там году… Это наглая издевка над правдой».
Любопытно, что орден Богдана Хмельницкого был учрежден именно в связи с раскритикованной киноповестью Довженко. Тем не менее, ее все-таки экранизировали, с изрядной редактурой и под другим названием - «Битва за нашу Советскую Украину».

Однако отношение Сталина к Довженко заметно охладело.
Чтобы очиститься от клейма «украинского националиста», Довженко переезжает из Киева в Москву.
В своем новом фильме о Мичурине Довженко не поскупился на славословия от лица своего героя и Ленину, и Сталину. Тем не менее, ни к одному из довженковских фильмов не было столько претензий - режиссеру попросту перестали доверять.

Отец народов, посмотрев «Мичурина», разнес фильм в пух и прах. У Довженко случился нервный срыв. Он был доставлен в санаторий, где приходил в себя три недели. Вождь, видимо, понял, что перегнул палку и решил исправить положение. В 1949 году за «Мичурина» Довженко и его супруге Юлии Солнцевой, являвшейся сорежиссером фильма, была присуждена Сталинская премия, правда, II степени.
Кстати, о Солнцевой. Вплоть до недавнего времени Юлию Ипполитовну Солнцеву (настоящая фамилия Пересветова) считали одновременно и музой, и ангелом-хранителем режиссера. Однако все тот же Николай Шудрей утверждает, что, как явствует из папки «Запорожец», на самом деле она доносила на своего мужа органам, проходя под кличкой «Юлька».
Довженко и Солнцева прожили вместе 28 лет. Но законной супругой Александра Петровича она стала лишь за четыре года до его смерти. Первой женой режиссера была Варвара Крылова.
Догадывался ли Александр Петрович о двойной жизни Юлии Ипполитовны – сказать трудно. Если да, то, безусловно, это ускорило его смерть. Довженко скончался от сердечной недостаточности 25 ноября 1956 года накануне первого съемочного дня нового фильма «Поэма о море». Солнцева пережила мужа на тридцать три года, скончавшись 28 октября 1989-го. 

Фильм "Щорс" смотреть здесь



Дмитрий ВОЛОКИТИН