Белогорск, "Сельхозтехника", сентябрь 2011. Видео Алексея Сомова.
Комментирует Николай Колесников
Комментирует Николай Колесников
В минувшее воскресенье в Белогорске отмечали день города. Накануне праздника по улицам Белогорска прошелся корреспондент «Коммуниста Крыма».
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Белогорск расположен практически в центре Крыма, восточнее Симферополя, в получасе езды от крымской столицы. Городу без малого тринадцать веков, и как у каждого древнего поселения есть у Белогорска свои достопримечательности.
Турист, оказавшийся на полуострове и запасшийся картами и путеводителями, непременно захочет посетить Белогорск, чтобы осмотреть знаменитую Белую Скалу, украшающую герб города.
В давние времена на вершине скалы местные мурзы, собранные светлейшим князем Потемкиным, присягали на верность Российской державе. В советские времена на Белой Скале было снято около десятка фильмов. Пожалуй, самый известный - «Всадник без головы». Есть достопримечательности и в самом городе. Среди них – развалины караван-сарая Таш-Хан и памятник Суворову, установленный «в ознаменование одержанных побед в районе города Белогорска над турецко-татарскими войсками в мае-апреле 1777 года».
Как правило, осмотр города на этом и заканчивается.
Но мы пройдемся по Белогорску с необычной экскурсией. И назовем ее «Город разрушенных надежд».
Наш «экскурсовод» - первый секретарь Белогорского райкома Компартии Украины Николай Колесников. Николай Николаевич рассказывает о том, что новейшая история города начиналась в годы становления советской власти в Крыму, когда из поселка на пересечении пыльных дорог стал вырисовываться силуэт будущего города. Города, которому за короткое время суждено было стать одним из сельскохозяйственных центров Советской Украины.
О Белогорске заговорили сразу. В 1922 году его даже посетил сам «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
«В экономике района преобладают садоводство и виноградарство, - цитирует Колесников книгу о Белогорске и Белогорском районе советских времен, - большое внимание уделяется также выращиванию эфироносов (розы, лаванды) и табака. Только в 60-70-е годы свыше 500 передовиков сельскохозяйственного производства были награждены орденами и медалями. Широко известны в Крыму имена белогорских садоводов Героев Социалистического Труда П. А. Мишкина и А. П. Политицкого. В соответствии с решениями XXV съезда в текущей пятилетке в районе планируется увеличение валовой продукции сельского хозяйства на 14-17%...».
Дальше по курсу построенный в конце восьмидесятых двухэтажный банно-прачечный комбинат. В свое время один из лучших в Крыму - с саунами и бассейнами.
- Труженики были в восторге от этой «баньки», - рассказывает Николай Иванович, - идешь мыться - сдаешь свою одежду, постельное белье, выходишь – все постирано, поглажено. Белогорская баня даже стала обрастать своими легендами. Так, Михаил Боярский, который снимался в «Человеке с бульвара Капуцинов» под Белой Скалой, вспоминал, как он парился в этой бане с Андреем Мироновым.
Сегодня банно-прачечный комплекс не работает. Окна выбиты, оборудование давным-давно сдано на металлолом. На всякий случай, на дверях табличка: «Объект охраняется». А ведь охранять нечего, пустые стены.
Со многими другими объектами «соцкультбыта» ситуация аналогичная: они или уничтожены, или выкуплены частниками и используются не по назначению.
В бывшем книжном магазине, например, продают цветы. «Чтение питает ум», – заметил кто-то из древних, но у киевских, как и у белогорских руководителей, ума видимо хватает и без дополнительного питания. Хотя клеветники уверяют, что у властей, наоборот, с этим дефицит, что у них вообще голов нет – эдакие всадники без голов, которые несут город в безумном и слепом галопе к неизбежной пропасти.
По пути мы пообщались с жителями Белогорска об их житье-бытье. Например, пенсионер Федор Сорокалетний считает что белогорцы живут «как после войны»:
- Город темный, света ночью нет, освещается только три-четыре центральные улицы. Дороги разбитые, отвратительные. Даже в центре. Можете себе представить, что творится на окраинах!
- Нормальную работу у нас найти практически невозможно. А это значит, что большинство горожан подсчитывает копейки и экономит на самом необходимом.
В то же время власти поднимают цены на коммунальные услуги! Так, если недавно квартплата составляла 16 гривен в месяц, то сейчас – 37. Причем придомовую территорию, подъезды никто не убирает. А ведь обязаны. Ведь и за это мы платим. Зато в центре – показуха: дворники пускают пыль в глаза в прямом смысле слова – метут не ранним утром, а после десяти, чтобы видели их работу. Показушны и другие городские благодеяния. В центре, к примеру, регулярно белят деревья. А заодно столбы и бордюры. Но краше от этой «заботы» город почему-то не становится.
- Мы с мужем и детьми переехали сюда из Ялты, - рассказывает она. - Где лучше живется? Ну, тут сравнения вообще не уместны. Муж продолжает работать в Ялте, ведь в Белогорске нормальной работы не найти.
- Наши дома полностью изолированы. Мы живем в каком-то заброшенном мире. Забытые всеми и засыпанные мусором. В советские времена мы думали, что живем плохо. Мечтали про вольготную жизнь «как за бугром» и ждали коммунизм. А ведь у нас у всех была достойная работа, стабильная зарплата, мы были уверены в завтрашнем дне. Сегодня мы никому не нужны. Муж работал в автопарке - автопарк разорили управленцы. Дети подрастут – где будут жить? Квартиру бесплатно им государство уже не выдаст. Зато я слышала, что в Белогорске частники выкупают многоэтажные здания и разбирают их на стройматериалы. Особо остро стоит проблема газификации города и района. Газовую линию до Белогорска до сих пор не довели. Но даже если доведут, где взять двадцать тысяч на подключение? Впрочем, по этому поводу пусть переживают мои внуки – ведь провести газ нам обещали не раньше, чем через двадцать-тридцать лет.
НА РУИНАХ ПРОИЗВОДСТВА
Бывшая «Сельхозтехника» тоже в этом «черном списке».
- Когда-то это была крупнейшая ремонтная база района, - поясняет первый секретарь райкома, – здесь ремонтировали в две смены трактора и другие машины. Работали профессионалы – токаря, фрезеровщики, электросварщики. Сегодня все они - подсобные рабочие на случайных заработках. Ну а здесь вы видите заросшую бурьяном территорию, пустые цеха, разгромленную котельную. Кое-где теплится жизнь – это колдуют частники. Вот посмотрите, в ремонтном цеху теперь пилят дрова на продажу. Третье тысячелетие. Белогорск готовится к зиме.
Единственное место, где жизнь бьет ключом – это колхозный рынок. Правда, цены здесь, в сердце некогда сельскохозяйственного региона, такие же, как в Симферополе, некоторые – выше. А ведь когда-то были самыми низкими в Крыму. Редкий колхоз в Белогорском районе не был колхозом-миллионером. Сегодня же в районе в частных руках только два более-менее основательных хозяйства: совхозы в Цветочном и Зеленогорском.
Волнует ли все это белогорцев? Как сказать. Вот на ближайшей сессии райсовета они намерены рассмотреть вопрос о газификации, освещении улиц, рабочих местах, коммунальных тарифах. Но есть, оказывается, у некоторой части горожан вопрос намного важнее и актуальнее. Они предлагают вернуть Белогорску прежнее название Карасу-Базар (рынок у Черной речки). А что – отличная идея! За годы нэзалэжности Белогорск рухнул в глубокое прошлое, во тьму мрачного средневековья и сейчас полностью соответствует своему давнему названию.
Алексей СОМОВ,
фото автора