Завтра
– очередная годовщина Переяславской Рады.
Казалось
бы, с тех давних времен прошло вот уже 359 лет, однако и до сих пор
Переяславская Рада остается событием, которое сыграло (играет и будет играть)
ключевую роль в судьбе нашей страны. В сущности, не будь Переяславской Рады, не
было бы и современной Украины в ее нынешних границах. Чтобы не ходить далеко за
примерами, напомню: в 1954 году Крым был передан из состава России в состав
Украины в ознаменование трехсотлетия воссоединения двух наших держав. Этот шаг
должен был послужить «укреплению безграничного доверия и искренней любви
русского народа к украинскому».
КАК
ВСЕ
НАЧИНАЛОСЬ…
Д
|
авайте еще раз вспомним те вроде бы далекие события.
В 1648 году на малороссийских землях,
находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под
предводительством гетмана Запорожского войска Богдана Хмельницкого,
направленное против многочисленных притеснений, которые чинили польские паны
малороссийскому населению, и прежде всего, против притеснений православной
веры. Вскоре восстание превратилось в настоящую народную войну, однако вести
войну с регулярной польской армией было тяжело, и к 1653 году восставшие теряли
город за городом, крепость за крепостью. Оставалось либо погибнуть, либо
сдаться на милость победителя, либо попросить о помощи братскую православную
Россию.
Богдан
Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с
просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Однако Москве трудно было решиться
на этот шаг – ведь он означал войну с Речью Посполитой. Тем не менее, в конце
концов, 1 октября 1653 года в Москве состоялся Земский собор, который решил
разорвать «вечный мир» с Польшей и «приговорил», «чтоб великий государь царь и
великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана
Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами их и с землями принять под
свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых
Божиих церквей…»
Чуть позже, 8 (по новому стилю – 18)
января 1654 года, в древнем русском городе Переяславле состоялась Рада
Запорожского Войска, которая приняла решение о переходе Малороссии в подданство
русского государя.
Так Земский собор 1653 года и
Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в
годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси
с Великой Русью. При этом решение Переяславской Рады не означало моментального
вхождения всей Малороссии в состав Российского царства. Впереди предстояли
столетия борьбы за объединение этнических украинских земель. Но дело было
начато именно тогда - в середине XVII века, в Москве и в Переяславле.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АБСУРД
У
|
вы, с начала девяностых годов прошлого века в украинском
политикуме, средствах массовой информации, системе среднего и высшего
образования возобладал взгляд на Переяславскую Раду, как на ошибочный шаг,
приведший украинский народ к утрате своей государственной и национальной
независимости.
Пожалуй, лучший ответ сторонникам
этой точки зрения дал в свое время известный отечественный ученый, доктор
исторических наук, академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко:
«Такое отношение к Переяславской Раде не только исторически некорректно, но и
по-человечески безнравственно. И прежде всего по отношению к нашим предкам, к
великому государственному деятелю Украины гетману Богдану Хмельницкому. Это был
исторический выбор украинского народа, его политической и духовной элиты».
«Выбор Богдана Хмельницкого был
выбором украинского народа, - уверен академик. – В течение более чем полувека
он связывал надежды на избавление от порабощения польской шляхтой и
турецко-татарских опустошительных вторжений в Украину только с Москвой, с
единоверным православным народом России. Богдан Хмельницкий выполнил волю
своего народа, и в этом его историческая миссия. Не сделай он этого, трудно
сказать, появилось бы хоть когда-нибудь на политической карте Европы украинское
государство и имели бы мы возможность сегодня обсуждать эту тему».
«На поведении многих наших
соотечественников сильно сказывается заявленный Украиной курс на интеграцию с
цивилизованным Западом, - перебрасывает ученый мостик в сегодняшний день. – В
угоду вожделенной мечте пожить за чужой счет и громоздятся всякие нелепицы о
нашей истории. Отрицается очевидное и придумывается невероятное. Некоторые
псевдоисторики действительно договариваются до того, что украинцы не имеют
ничего общего с русскими, их нисколько не смущает то обстоятельство, что наши
народы (как и белорусский) имеют единый древнерусский этнокультурный корень,
что в продолжение более чем четырех столетий их общей колыбелью была Киевская
Русь, что Северо-Восточная Русь, ставшая впоследствии ядром Великой России,
заселялась в XI—XIII вв. в значительной мере выходцами из Южной Руси, что на
всем древнерусском пространстве были единый литературный язык, единая духовная
и материальная культура…
Мне неловко говорить об этих
очевидных истинах, поскольку в нашем случае имеем проблему не научную, а
нравственную. А коль это так, то никакие аргументы на «отдельных патриотов» не
подействуют. Они и дальше будут называть Киевскую Русь «Украинской державой»,
русских князей - Ольгу, Владимира или Ярослава - «украинскими князьями»,
Русскую правду «Украинской правдой», а крещение Руси «крещением Украины».
Купаясь в этом абсурде, они не понимают, что тем самым оказывают плохую услугу
собственной истории».
СТРАШНЕЕ
РОССИИ
ЗВЕРЯ
НЕТ?
К
|
сожалению, история
Украины до сих пор богата примерами, когда ее политическая элита не может найти
свое место в истории. После смерти Богдана Хмельницкого украинские гетманы
(иногда их было одновременно два или три) постоянно блуждали в треугольнике
между Москвой, Варшавой и Стамбулом, не в состоянии определиться, с кем же
Украине по пути. Эти традиции имеют место и в наше время. Сегодня Украина вновь
мучительно размышляет, с кем ей быть — «с умными или красивыми»… Просто
проанализируйте то, что пишут украинские газеты или передает телевидение о
Таможенном и Евразийском Союзах, и вы убедитесь в этом еще раз.
Сегодня для определенной части
украинского политикума, как для сказочной мышки, страшнее России зверя нет. Она
заведомо подозревается в коварстве, в попытках объегорить бедную Украину и, еще
хуже, в намерении поглотить ее в новой империи. Конечно, при таком подходе ни о
какой прагматичной политике Украины говорить не приходится. Пусть сгнивает без
ремонта и модернизации газотранспортная система, пусть гибнут уникальные авиа-
и судостроительные предприятия, но на сотрудничество с Россией мы не пойдем.
Удивительно: политика большинства
стран мира определяется экономикой, а на Украине все наоборот. Жертвуем
реальными экономическими интересами ради призрачных политических амбиций. Рынки
сбыта наших товаров почти целиком находятся на Востоке, оттуда мы получаем
нефть, газ, топливо для атомных электростанций, а объединяться все равно хотим
только с Западом. Живем эмоциями, а не разумом. И трудно сказать, когда все это
изменится. Наверное, не раньше, чем к управлению Украиной придет поколение политиков,
не отягощенных комплексами исторических обид, для которых экономическое
процветание страны и ее народа будет выше политического или этнонационального
гонора.
ОТ
СЕВАСТОПОЛЯ
ДО
ЧЕРНИГОВА
Б
|
андеровцы, петлюровцы, мазепинцы и прочие патриоты утверждают
сегодня, будто Переяславская Рада была для Украины национальной катастрофой,
однако достаточно просто представить себе, что представляла собой Украина в
XVII веке - территориально, экономически, политически. А затем сравнить ту
Украину с Украиной, какой она стала к моменту распада СССР – от Львова до
Харькова и от Севастополя до Чернигова.
Все это – гигантский экономический и
оборонный потенциал, десятки тысяч современных предприятий, больниц, школ,
университетов и т.д., и т.п. - было создано в союзе с братским русским народом.
Создано, а потом отринуто и разрушено. Неслучайно герой новой квазинезависимой
Украины Степан Бандера, в отличие от Богдана Хмельницкого, говорил, что «с
москалями у нас нет общего языка». По мнению лидера ОУН, «каждое московское
государство, как царское, так и демократическое и большевицкое, всегда
действовали подлостью и вероломством
против Украины и других народов, и каждую форму союза превращали в еще
более ужасное порабощение. Следовательно, врагом был не только сам режим - царский
или большевицкий, не только государственная и общественная система, а сама
московская нация, сведенная с ума бесами империализма, жаждой быть все более
крепкой, более могучей, более богатой, но не в результате собственного
развития, а посредством порабощения других народов, их ограблением и
засасывания в свое чрево». Соответственно, «цель освободительных устремлений
Украины неизменна и совершенно четка: полное освобождение от захватнического и
насильственного империализма московской нации в целом… Полный разрыв любых
связей с Россией».
Время раздельного существования
показало, что без России Украина обречена на прозябание, на экономическую и
культурную деградацию. Избежать их можно только одним способом – воссоединением
с братским русским народом. Сегодня Украине опять, как 359 лет назад, нужна
новая Переяславская Рада.
Виктор ЁЛКИН
Переяславская Рада – собрание в
Переяславле (ныне город Переяслав-Хмельницкий Киевской области) представителей
украинского народа 18 января 1564 года, принявшее решение о воссоединении
Украины с Россией.
В Переяславской Раде участвовали
представители казачества, городов, жителей Украины, а также Русское посольство
во главе с боярином Василием Бутурлиным, прибывшие на Раду по своей инициативе.
Гетман Богдан Хмельницкий,
охарактеризовав в длинной речи тяжелое положение Украины в окружении шляхетской
Польши, Крымского ханства и султанской Турции, призвал к воссоединению с
Россией. Затем была зачитана грамота царя Алексея Михайловича о принятии
украинского народа под защиту Русского государства.
Воссоединение с русским народом, с
которым украинский народ связан общностью происхождения и исторического
развития, спасло его от угрозы порабощения и уничтожения со стороны иноземных
агрессоров, содействовало укреплению братских православных народов, дальнейшему
развитию экономики и культуры.
Боевой Орден Богдана Хмельницкого
учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1943 года.
Орден Богдана Хмельницкого состоит из
трех степеней: I, II и III. Высшей степенью Ордена является I степень. Таким
Орденом награждались командиры и бойцы
Красной Армии и Военно-Морского Флота, руководители партизанских отрядов и
партизаны, проявившие особую решительность и умение в операциях по разгрому
врага, высокий патриотизм, мужество и самоотверженность в борьбе за
освобождение советской земли от немецко-фашистских захватчиков.
Орденом Богдана Хмельницкого также
награждались рядовой, сержантский и старшинский состав, проявивший личную
инициативу, мужество и упорство при выполнении боевого задания.
Орден Богдана Хмельницкого учрежден в
период освобождения Украины. В его
создании принимали участие видные деятели украинской культуры – кинорежиссер Александр Петрович Довженко и
поэт Николай Платонович Бажан.
Всего Орденом Богдана Хмельницкого
было награждено 8451 освободителей советской Родины.