Поиск по газете

суббота, 29 октября 2011 г.

«Броненосец «Потемкин»: кино на все времена


 Мы продолжаем рассказывать о фильмах, снимавшихся в Крыму и ставших шедеврами отечественного кинематографа. Съемки «броненосца» проходили при технической поддержке Ялтинской киностудии, столетие которой мы отмечаем в нынешнем году. Напомним, что Крым наделен ландшафтными аналогами любых районов земного шара. Недаром его называют павильоном под открытым небом. Поэтому в советские времена сотрудники студии обеспечивали съезжавшиеся на полуостров киногруппы всем необходимым: светом, транспортом, оборудованием, реквизитом и так далее.


«Младший брат» броненосца

Фильм «Броненосец «Потемкин» основан на реальных событиях, произошедших в 1905 году, когда команда эскадренного броненосца «Князь Потемкин Таврический» подняла восстание и захватила корабль. Выход картины был приурочен к 20-летию этого события.
В Крыму было снято три части фильма: «Люди и черви», «Драма на Тендре» и «Встреча с эскадрой». Главная трудность, с которой столкнулась съемочная группа во главе с будущим классиком отечественного кино Сергеем Эйзенштейном в Севастополе, – отсутствие нужного корабля. Легендарный броненосец «Князь Потемкин Таврический» много лет назад был разобран. Ни на Балтфлоте, ни на Черном море к осени 1925 года броненосцев старого типа на вооружении уже не было.
Однако в одной из извилин Севастопольского рейда (Сухарной балке) администратор киногруппы углядел оставшийся на плаву корпус корабля тех же габаритов, что и «Потемкин». Им оказался приспособленный под минный склад однотипный с ним броненосец «Двенадцать апостолов». Правда, он не имел ни вооружения, ни палубных построек. Сохранился только блокшив - остов некогда грозного военного корабля. К тому же бывший броненосец стоял на приколе у скалистого берега, а драма на Тендре происходила в открытом море.
Оставалось лишь развернуть корабль на 90 градусов так, чтобы натура соответствовала реалиям. Это и сделали с величайшими предосторожностями.
По старым чертежам, хранившимся в Адмиралтействе, из деревянных балок, реек и фанеры был воссоздан точный внешний облик броненосца  «Потемкин».
Но бывший боевой корабль оставался минным пакгаузом. На выгрузку мин понадобились бы месяцы, а на счету был каждый съемочный день. На палубе нельзя было курить, бегать по ней и даже сильно стучать ногами.
Когда наступили съемки эпизода сбрасывания офицеров в воду, пришли холода. Исполнители ролей офицеров отказались прыгать в ледяную воду. Делать это пришлось членам съемочной группы, включая самого Эйзенштейна.

Несостоявшийся залп

На съемках произошел трагикомический случай. Снимали такой исторический эпизод: при встрече восставшего броненосца с эскадрой  Черноморского флота был дан предупредительный залп, после чего мятежный броненосец, не желавший сдаваться, поднимал красный флаг. 
Организовать залп эскадры было сложно. Помощнику режиссера, также известному в будущем советскому режиссеру Григорию Александрову,  пришлось слетать в Москву и попасть на прием к тогдашнему председателю   Реввоенсовета СССР и Наркомвоенмора Михаилу Фрунзе, чтобы получить у него личное разрешение выстрелить из всех орудий Черноморского флота.
Получить аудиенцию у председателя Реввоенсовета штатским было непросто. Выручил Михаил Иванович Калинин, убедивший Фрунзе помочь киношникам.
Настал день съемки. Расставили несколько съемочных камер на вершинах Балаклавских гор, а флот ушел за горизонт, чтобы развернутым строем войти в кадр. На съемку приехало много гостей. Эйзенштейн повел их на командную вышку. Операторы чистили камеры и объективы - флот был еще далеко. И надо ж такому случиться! Одна дама, бывшая среди гостей, полюбопытствовала: «Каким образом будет дана команда для общего залпа?» Благодушно настроенный Эйзенштейн пояснил: «А вот так: махну белым флагом - они выстрелят». Он все наглядно продемонстрировал.
На горизонте показались поднимавшиеся в небо тучи порохового дыма,  а вскоре донесся грохот залпа.
Оказывается, заранее обусловленный сигнал (взмах белым флагом) увидели с кораблей в подзорные трубы. Повторить залп эскадра не имела права - слишком дорого.
Кадр пропал. Эйзенштейн ужасно расстроился, но делать было нечего.



Все дело – в монтаже!

 В 1926 году Американской академией киноискусств «Броненосец «Потемкин» был назван лучшим зарубежным фильмом. Ежегодную премию (с 1939 года «Оскар») киноакадемия стала вручать с 1928 года, а номинация «лучший фильм на иностранном языке» появилась лишь в 1947-ом. Следовательно, «Броненосец «Потемкин» можно смело считать первым отечественным «Оскаром».






Во второй половине 20-ых годов прошлого века эта картина буквально заполонила экраны кинотеатров по обе стороны Атлантики. Ни до, ни после ни одна отечественная картина не производила в мире такого фурора. Чем же «Броненосец…» так поразил искушенную западную киноаудиторию?

Дело тут совсем не в революционной тематике. Сергей Эйзенштейн поразил невиданным доселе киноязыком.
Наряду с «системой Станиславского» советские киномастера сделали еще один вклад в киноискусство, разработав теорию монтажа.

Законами правильной «сборки» фильма из разрозненных кусков пленки еще в 1917 году впервые в мире занялся советский режиссер и теоретик кино Лев Кулешов. Его метод монтажа на практике и реализовал Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец «Потемкин».
Кинокартины того времени состояли из 300-400 склеек (то есть раздельно снятых кусков), а «Броненосец…» насчитывал аж 1280. Это была революция в кино.
Свой следующий фильм «Октябрь» Эйзенштейн сделал еще более монтажно изощренным. Но он  уже не произвел такого впечатления, как предыдущая картина. Метод был открыт, а дважды войти в одну реку, как известно, нельзя. Как бы то ни было, «Броненосец «Потемкин» до сих пор остается одним из шедевров мирового кино, на которые так скупы современные отечественные киномастера.

Дмитрий ВОЛОКИТИН
 СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ   "БРОНЕНОСЕЦ  ПОТЁМКИН" ЗДЕСЬ