Поиск по газете

суббота, 1 июня 2013 г.

Украинский шпагат, или Не разорваться бы Между Европой и Россией


Только в этом году Украина должна выплатить своим «спасителям» из Международного валютного фонда около пяти с половиной миллиардов долларов. При этом мы или, вернее, они – нынешние правители Украины – хотят занять у МВФ еще несколько миллиардов, чтобы удержаться у власти еще несколько лет.
 В прошлом месяце на Украине завершила работу очередная миссия МВФ. Как утверждает лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко, в качестве условия выделения нового кредита иностранные «валютчики» требуют, среди прочего, повысить цены на газ для населения на 40 процентов. «Эти требования, как и вся политика этой международной организации спекулянтов и лоббистов интересов крупного транснационального капитала, -  это, по сути, экономический терроризм в отношении граждан Украины», - считает лидер КПУ. – «Для многих стран мира сотрудничество с МВФ закончилось потерей экономического суверенитета и, в дальнейшем, обнищанием народа. Поэтому Компартия выступает категорически против какого-либо сотрудничества с МВФ. В противном случае мы расцениваем это как измену интересам общества и государства».
И действительно, пусть меня поправят выдающиеся украинские экономисты, но за почти 70 лет своего существования МВФ не привел к процветанию ни одну страну в мире. А вот к кризису, обнищанию, банкротству и даже гражданской войне – это у них запросто! Понимая это, Россия, например, полностью расплатилась с МВФ еще в 2005 году.
Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий этой организации в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание ее к международным финансовым потокам. Примеров тому – более чем достаточно и в Европе, и в Латинской Америке, и в Африке, и у нас на постсоветском пространстве.
В бывшей Югославии спонсируемые МВФ в восьмидесятых годах прошлого века программы фактически уничтожили индустриальный сектор и постепенно демонтировали югославское государство, а экономический кризис, в который в результате погрузилась страна, привел к гражданской войне, унесшей жизни около 600 тысяч человек.
В 1989 году МВФ предоставил заем африканской Руанде при условии, что правительство этой страны перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведет девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.
Не случайно сегодня в Африке все чаще и чаще раздаются голоса протеста против слепого следования рекомендациям МВФ, утверждая, что они ведут страны континента от бедности к… обнищанию.
Ярким примером фиаско финансовой политики МВФ стал Азиатский финансовый кризис 1997 года, когда эта организация, которая была создана именно с целью преодоления подобных кризисных явлений, не только оказалась неспособной стабилизировать ситуацию, но и наоборот - стала одним из факторов углубления кризиса. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивал впоследствии лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман, - что если бы не существовало МВФ, то не было бы и восточноазиатского кризиса».
И эти примеры можно продолжать, продолжать и продолжать.


«ОСОБЫЙ ВОПРОС»

П
олитику МВФ не раз критиковали и другие известные ученые и эксперты.
Так, например, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц заявлял, что монетаристская стратегия, навязанная МВФ России в девяностых, фактически привела к краху национальной экономики. По словам этого же ученого, «откровенно говоря, МВФ слишком заботится об интересах Уолл-стрит».
А вот что говорила еще в 1991 году известный американский и французский ученый Сьюзан Джордж: «Модель… пошла на пользу западным банкам… С 1982-го по 1990-е годы только в виде процентов от третьего мира ими получено более 700 миллиардов долларов, что сделало безнадежным положение почти всех стран, где она применялась. Цены взвиваются в небеса, когда люди не могут платить, магазины, вследствие либерализации импорта, полны товарами, которые некому покупать. Программы подрывают возможности развития национального производства. Вывод – политика провалилась, привела к росту нищеты, развалу экономики и антиэмвээфовским бунтам в 12 странах. В то же время авторы этой политики у себя дома, и их совесть ничем не омрачена».
Академик Национальной академии наук Украины, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрий Пахомов тщательно проанализировал работу МВФ у нас в стране.
«Особый вопрос – МВФ и Украина, - пишет он. – Подумать только, каким должно быть мнение о стране со стороны эмвээфовских «пришельцев», чтобы факт формального заключения договора с МВФ в 1994 году выставлять в качестве громоотвода бедствий, обрушившихся на экономику и жизнь в начале девяностых. Ведь в Украине даже рядовой обыватель знает, что разрушение национального хозяйства произошло в немалой степени благодаря трубадурам от МВФ, которые, закупив СМИ, уже с начала девяностых зомбировали украинский народ на предмет восприятия модели МВФ как высшего блага. Нашему народу делалась установка на ожидание близкого экономического чуда, которое должно произойти от целительных свойств эмвээфовских рецептов. Напомню также другие азбучные истины. Реформы от МВФ с эпицентром в России не могли быть только лишь российскими: они в равной мере (буквально в тот же день!) становились и украинскими. Ведь обе страны имели единое денежно-финансовое пространство, а инструменты реформирования были именно монетарными, и именно эмвээфовскими!
Следует отметить, что с начала 1992 года Украина (в равной мере, как и Россия) вследствие внедрения вышеназванных компонентов модели МВФ окунулась в пучину бедствий: были сожжены сбережения населения; цены взлетели до небес; десятки миллиардов долларов хлынули из страны на Запад; из-за хаоса и дискомфорта от внезапной открытости в неподготовленной к конкуренции стране в одночасье рухнуло производство (в том числе и высокотехнологичное); платежеспособность населения упала до нищенского состояния; замененные импортом ранее доступные товары стали доступны только внезапно появившимся богачам.
И ни для кого не являлось секретом, что программа реформ в Украине с самого начала была сформулирована МВФ; это, повторяю, всячески рекламировалось.
Понимаю, что сегодня от всего этого деятелям от МВФ хочется откреститься. Видимо, неприятным для них было бы обвинение в причастности к обесцениванию народных сбережений. Однако тому есть доказательства. Так, в докладе МВФ «Большой Семерке» по поводу проблем реформ советской (не российской или украинской, а именно советской) экономики в 1990 году заявлялось, что в ходе реформирования потребуется «поглощение (читай – обесценивание) избыточных вкладов, замораживание кредитов», а также «поддержка быстрой и всеобъемлющей либерализации», которая не может обойтись «без начального спада производства и занятости».

КАК БЫ НЕ РАЗОРВАТЬСЯ…

У
вы, власти Украины продолжают и сегодня с упорством, достойным лучшего применения, идти по губительной дорожке, «протоптанной» экспертами МВФ для десятков стран третьего мира, вместо того, чтобы обратиться к опыту России и других стран Таможенного Союза. Как образно заявил лидер КПУ Петр Симоненко, «сегодня  доморощенные олигархи и международный капитал посадили Украину на геополитический шпагат между Европейским Союзом и Таможенным Союзом».
И как бы нам в этом шпагате не разорваться…
В свое время президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о смысле вступления Украины в Таможенный Союз, объяснил все предельно просто и понятно: «Украина берет от МВФ 10 миллиардов долларов на 15 лет в качестве поддержки, а в случае присоединения к Таможенному Союзу экономический выигрыш Украины ежегодно составил бы 9 миллиардов долларов. Ну, разница есть?.. 10 миллиардов за 15 лет, а здесь 9 миллиардов за год. Это прямой выигрыш всей экономики. И это не надуманные цифры. Из чего они считаются? Из того, что доступ будет на наш рынок свободнее. Это металлургическая промышленность, трубная, сельхозпроизводство. Куда деваться с сельхозпроизводством Украине?.. Несмотря на подготовку договора о свободной торговле, с сельхозпродукцией Украину на европейский рынок никто не пустит... Там очень жесткая позиция по защите рынка сельхозпродукции. А мы пускаем. Авиационная промышленность умрет полностью, как ни печально мне говорить об этом. Ну, куда? Там на мировом рынке-то раз-два и все производителей. Американский, европейский и все… Не пустят! Судостроение будет развиваться? Нет! Не потому, что на Украине люди не талантливые...но просто очень жесткая конкуренция. Поэтому нужно объединять усилия... У нас ведь кооперация колоссальная. Это понятно, это был единый народно-хозяйственный комплекс Советского Союза. Энергетика общая, и системы общие все, газовая энергетика, нефтеэнергетика, углеводородное сырье, электроэнергетика, транспорт общий. У нас ментальность общая и язык общий… Это прагматический аспект экономической деятельности. Поговорите с европейцами. Я знаю, как проходят у них встречи и заседания. Там одних переводчиков набрать человек 27. Они пока переведут с одного языка на другой, уже половину смысла потеряли. Сидят, по 20 часов обсуждают два вопроса. Потом выходят, говорят: «Ты там никогда не сидел? Какой ты счастливый, мы уже больше сидеть там не можем». А у нас нет таких проблем. У нас намного легче все решалось бы. Но это нужно, чтобы понимание целесообразности участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве охватило подавляющую массу украинского народа, чтобы это шло изнутри. Когда люди поймут, что это целесообразно, полезно для развития экономики и в конечном итоге для уровня благосостояния, это состоится».
Владимир Владимирович не прав в одном. Подавляющая масса украинского народа прекрасно понимает, что вступление в Таможенный Союз гораздо выгоднее призрачной европейской интеграции. Увы, этого не понимают нынешние власти Украины и стоящие за их спинами олигархические кланы.

Виктор ЁЛКИН