В поселок Кировское мы попали в так называемый «оконный день». Еще накануне поездки угрюмые зимние облака грозили то дождем, то снегом, но чем ближе мы приближались к цели нашей поездки, тем шире распахивалось небесное окно… И вот, наконец, поселок буквально ослепило яркое солнце.
ТРОПА ЖИЗНИ
Увидеть одновременно столько сельских жителей можно разве что во время больших праздников или первомайской демонстрации. Обычно жители среднего возраста на улицах не задерживаются, но хорошая погода - отличный повод отправиться на рынок: купить что-то или продать. Правда, от торговли на двух поселковых рынках толку не больше, чем от просмотра «Сватов». Возможности купить все, что радует глаз у кировчан, как и у других сельских жителей полуострова, попросту нет. Пояс затянут туго, и не только для стройности.
Тем не менее деловая жизнь Кировского сконцентрирована на улочке, которая и соединяет два поселковых рынка, эдакая местная Уолл-стрит. Однако кировчане дали ей другое прозвище – «дорога жизни» или «тропа жизни».
Кировская «тропа жизни» - не только улица с проезжей частью. Вдоль нее размещены основные важные и полезные магазины и учреждения. К последним, к слову, можно отнести и райком Компартии, где всегда можно обсудить свежие новости, почитать прессу, поиграть в шахматы или просто выпить чаю.
Упомянутая тропа «вливается» в главную административную улицу поселка - Розы Люксембург. Вряд ли пламенная революционерка, основательница немецкой компартии, могла бы подумать, что где-то в присивашской степи появится селение, в котором главная улица будет названа в ее честь. И все же непосредственная связь между далекой Германией и поселком Кировское есть.
ИСТОРИЯ В ДВУХ АБЗАЦАХ
В середине девятнадцатого века на землях татарского поселка Ислям-Терек была основана немецкая колония. В скором времени от нее отделился поселок, который получил название Нейдорф. В 1935 году поселение стало центром новообразованного района, который был назван в память о погибшем за год до этого советском государственном и политическом деятеле, горячо любимом народом первом секретаре Ленинградского горкома партии Сергее Мироновиче Кирове.
В ноябре 1941 года в поселок вошли войска фашистской Германии. Но недолго враг хозяйничал на крымской земле - 13 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии освободили поселок от немецких оккупантов. В освобождении населенного пункта непосредственно участвовал подвижной отряд 11-го гвардейского стрелкового корпуса в составе 2-й гвардейской стрелковой дивизии 85-го отдельного танкового полка и других частей усиления.
В ГОСТЯХ У ГОЛОВЫ
Вскоре, после очищения Крыма от фашистов и их пособников, переименованный в годы оккупации поселок вновь обрел имя Кирова. К слову, в Кировском установлен памятник Сергею Мироновичу, который расположен на упомянутой выше улице Розы Люксембург. В сотне метров от него находится поселковый совет. Нам туда.
Поселковый голова Александр Евсеев тепло встречает журналистов. Но на назойливые вопросы отвечает философски честно:
- Все хорошее, что сделано за время пребывания в этой должности, вы увидите сами – зачем мне хвастать? О том, что предстоит сделать, говорить не хочется: сделаем - увидите, а о трудностях размышлять смысла нет – все равно не поможете. А вообще такие вопросы лучше задать жителям Кировского.
Зря Александр Иванович не верит в силу печатного слова. Ведь кто-то просто прочтет «Коммунист Крыма», а кто-то прочтет и поможет.
Однако советом Евсеева пораспрашивать народ о житье-бытье в Кировском мы все же воспользовались.
БЫЛАЯ СЛАВА
Местные жители поведали нам о том, что, несмотря на то, что Кировское - сельскохозяйственный регион, главная его «фишка» - не сельское хозяйство. Более того, одноколейная железнодорожная линия Джанкой – Керчь (на ней расположена станция Кировская) и автобусное сообщение с городами Феодосия, Джанкой, Керчь, Симферополь, Севастополь, Херсон не сделали Кировское мощным транспортным узлом.
Дело в том, что славу поселка когда-то составлял военный аэродром, а также гарнизон, в котором жили военные и их семьи. Собственно, вокруг этой «военно-воздушной» оси и вращалась жизнь Кировского в последние десятилетия Союза.
Советские летчики получали достойную зарплату, которую оставляли в магазинах и различных соцкультбытучреждениях. В магазинах, Дворце культуре, детских садах работали жены офицеров. В общем, в поселке чувствовался военный порядок и достаток.
С развалом Союза все пошло наперекосяк: разделили, обманули, обобрали. Расформировали и знаменитый аэродром. Правда, ума хватило не уничтожать его окончательно. Сегодня на аэродроме базируется 168 летно-испытательный комплекс ВВС Украины. Однако масштаб и размах его уже далеко не те. Военных стало меньше, зарплаты поскромнее, а женам летчиков все труднее найти в Кировском работу.
ПРОБЛЕМА №1
Работа - главная проблема района. И если даже в районном центре не все «окей», представьте, каково на периферии.
Согласно данным Главного управления статистики в АРК, количество зарегистрированных в поселке безработных за ноябрь прошлого года увеличилось по сравнению с октябрем на 17,7% и составило 812 человек. На 1 декабря на учете в государственной службе занятости Кировского района состояло 858 человек. Среди них 94,6% имели официальный статус безработного.
Конечно, у каждого жителя поселка есть свои замечания и предложения. Молодежи не помешала бы лишняя дискотека, доступный интернет, хороший 3D кинотеатр. Что-то свое предложили бы жители среднего возраста и пенсионеры.
Мы повстречали молодых мамочек, выгуливавших своих чад на кировском островке культуры у Дворца «Дружба». Перед зданием стояла огромная наряженная елка, и пока малышня деловито суетилась под ее лапами, нам удалось поговорить с их мамашами. Заметим, что их слова – не столько критика политики местного головы, сколько пожелания, обращенные к руководству.
ПОЖЕЛАНИЯ МАМОЧЕК
- Добрый день, как живете, кировчанки?
- Жить можно, только работы нет – государственных учреждений мало, а у частника своя родня работает.
- И кафе детского нет, - добавила другая женщина. – Мы с подругами сами бы его открыли (я по специальности повар-кондитер), да денег нет. Слышала, что для начинающих предпринимателей раньше давали стартовый капитал, а как сейчас – не знаю. Да и боязно: говорят, налоги большие.
- Вы про «тропу жизни» напишите, – вступила в разговор третья. – Еще прошлые власти обещали поставить на ней знак «Велосипедное движение запрещено». Детям по ней без травм не пройти - на этой тропе старшую мою дочку сбили, а потом и младшую. А недавно на моих глазах мужчина на велосипеде вез по этой тропе плинтуса. И до крови ими расцарапал лицо проходящей мимо девочки. Я видела, что по тропе на мопедах гоняют! А еще про садики надо написать. Раньше их было два или три – не помню – сейчас один, и попасть в него может не каждый. Те, кто родился после августа, будут ждать очереди, а таких сотня, если не больше.
- Поменяли обычные лампочки на энергосберегающие. Теперь улицы освещены, во всяком случае, центральные. В поселке чисто, но мусорных урн мало, - добавляет другая мамочка.
- Живем мы хорошо, спокойно, – делится еще одна. – Правда, многого не хватает. Например, нет детской площадки. В парке установлены качели, но их регулярно ломают. Вот если бы там построить настоящую площадку и следить за тем, чтобы она всегда была исправна.
- Мой сын ходит на вольную борьбу в Кировскую ДЮСШ, там хороший тренер, хорошее отапливаемое помещение. Но денег им все равно не хватает, чтобы проводить состязания и выезжать на соревнования в другие города.
- А еще вода у нас очень дорогая – платим в пять раз больше, чем вы в Симферополе. Нам объяснили, что воду при помощи насосов тянут издалека, отсюда большие затраты на электроэнергию. Мы это понимаем, но нам от этого не легче.
Мы распрощались с мамашами и пообещали, что газета с их пожеланиями все же дойдет до местных властей. А как будет дальше – посмотрим.
Подытожим рассказ метафорически с использованием лексикона военных летчиков. Так, если сравнить Кировское с самолетом, то сегодня поселок живет на «бреющем полете» - то есть на предельно малой высоте. Хорошо еще что так, «самолеты» у многих соседей вообще разобраны и сданы в металлолом. Ну а что нужно сделать для того, чтобы наши села и города снова взлетели к победным вершинам, наш читатель, наверное, знает сам. Не журналистское дело учить, мы просто рассказали о жизни одного райцентра. Думайте и делайте выводы. А мы ставим точку.
Алексей СОМОВ,
фото автора