Поиск по газете

четверг, 31 января 2013 г.

Между жизнью и смертью



Из досье
«Коммуниста Крыма»:
Александр Николаевич Погребенко - уроженец города Пятигорска Ставропольского края. Прошел путь от курсанта до гвардии полковника.
После участия в обороне Ленинграда окончил Орджоникидзевское военное училище связи, а в 1954 году – Ленинградскую Военную Краснознаменную академию связи им. Буденного. Служил в Одессе, затем – в Симферополе, далее по замене был направлен на Сахалин, где стал командиром батальона связи. Вскоре Александра Погребенко перевели в город Бельцы Молдавской ССР на должность начальника связи дивизии. Оттуда – в Кишинев, затем – в Венгрию, в город Кечкемет.
В 1973 году он был уволен с должности начальника связи 33 гвардейской мотострелковой дивизии города Кечкемет (южная группа войск).
Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другими наградами.



Среди бесчисленных подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны блокада Ленинграда остается ярчайшим примером массового героизма и непобедимости духа, образцом патриотизма и любви к Родине. Воспоминаниями о тех страшных и трагических днях с журналистами «Коммуниста Крыма» поделился участник освобождения Ленинграда, председатель организации ветеранов Ленинградского и Волховского фронтов, гвардии полковник в отставке Александр Николаевич Погребенко.
А завтра
была война…

- Хорошо помню наш выпускной вечер – 21 июня 1941 года, – вспоминает Александр Николаевич. – Теплым летним вечером мы гуляли по пустым и тихим улицам родного города - Орджоникидзе, и никто из нас даже не догадывался о том, что через несколько часов начнется война.
После окончания школы я и мой школьный товарищ Леня Сидоров поступили в Ленинградскую Военно-морскую медицинскую академию. 
В августе 1941 года нас, курсантов Военно-морской медицинской академии, сняли с учебы и переправили под Ленинград в местечко Лисий Нос, где начала формироваться отдельная курсантская бригада местных военно-морских учебных заведений. Там мы узнали, что немецкие войска приближаются к Ленинграду, а наши измотанные бойцы не могут больше удерживать противника, поэтому вынуждены отступить. Нашей задачей было стоять насмерть, продержаться как можно дольше и дать возможность отошедшим частям оторваться от вражеских сил, перегруппироваться и организовать оборону на новом рубеже. Было страшно. Но когда начался бой, страх исчез, мы забыли обо всем на свете, думая лишь о том, как выстоять и победить. В том бою погиб мой товарищ.
По словам Александра Николаевича, в итоге его курсантской бригаде удалось отстоять свои позиции - еще неделю она держала оборону. Затем курсанты были вынуждены начать отступление, сдать Петергоф и только под Ленинградом остановили врага.
- На нас шла такая махина, что в первые минуты боя эту силу невозможно было остановить, - продолжает Александр Николаевич, - немецкая нация в военном деле – самая сильная, организованная, физически развитая и очень дисциплинированная. И если бы не Советский Союз, фашистов бы никто не смог остановить – они бы захватили не только всю Европу, но и весь мир.

Кто защитит
Родину?

Организация ветеранов Ленинградского и Волховского фронтов, которую возглавляет Александр Николаевич Погребенко, существует вот уже более двадцати лет.
- Ее, - продолжает Александр Николаевич, – когда-то возглавлял Николай Васильевич Горшков, тоже участник освобождения Ленинграда. В то время численность организации насчитывала около 300 человек. Сегодня – всего лишь 30-35. К сожалению, люди уходят.
Ежегодно члены нашей организации принимают участие в памятных вечерах и общегородских мероприятиях, посвященных великим и трагическим событиям 1941-1945 годов. Помимо этого мы проводим тематические уроки в различных учебных заведениях города. Приятно то, что молодые люди с интересом слушают наши рассказы и всегда с нетерпением ждут следующей встречи.
Обидно только, что сейчас некому защищать нашу Родину. Судя по данным средств массовой информации, украинскую армию вскоре ожидает реорганизация. Из 180 тысяч бойцов планируют оставить всего лишь сто тысяч. То есть, по сути, армии как таковой у нас вскоре не будет. А в советское время армия Украинской ССР являлась одной из самых многочисленных в Советском Союзе, насчитывая 700 тысяч человек.
Поэтому сегодня в первую очередь необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию и просвещению молодого поколения, которое недостаточно знает о подвигах своих дедов и прадедов. Молодежь должна понимать, через что нам довелось пройти. Что 872 дня в голоде, холоде и при постоянных бомбежках – это не просто цифры и слова, это – реальная жизнь. Цена подвига ленинградцев безмерна!


Мы верили, что выживем
Из досье
«Коммуниста Крыма»:
Ванда Георгиевна Лапаева жила в блокадном Ленинграде с сентября 1941-го по март 1942-го. В 1944 году оказалась в Караганде, где окончила горный техникум и познакомилась с будущим мужем.
В 1957 году вместе супругом переехала в Крым, где жили его родители. Двадцать лет проработала в лаборатории геологоразведочных изысканий. Затем – 14 лет дежурным в концертном зале музыкального училища Симферополя.
В настоящее время Ванда Георгиевна является членом правления Симферопольского городского общества «Жители блокадного города-героя Ленинграда».


Пережить страшную трагедию в осажденном Ленинграде вместе со взрослыми пришлось и детям. Ванде Лапаевой не было еще и десяти лет, когда началась война. Бомбежки, артобстрелы, голод и смерть – все это оставило неизгладимый след в ее памяти. И сегодня, вспоминая о тех тяготах, которые выпали на ее детство, Ванда Георгиевна будто переживает все заново.   
осколки
Вместо
игрушек

- Не зря говорят, что детские воспоминания – самые яркие, – признается Ванда Георгиевна, – запахи горелого тряпья, пороха, обожженной земли, горьковатый вкус сырого хлеба, звуки разрывающихся снарядов, пулеметной очереди – трудно забыть все это. По звуку мы научились различать «свои» и «чужие» самолеты. Когда небо разрывал тяжелый зловещий звук, значит приближались немецкие бомбардировщики «мессершмитты». А доносился быстрый и легкий звук, мы радовались, потому что это были наши истребители. Мы называли их «ястребками».   
Несмотря на то, что мы были еще детьми, наши юные сердца болели и наполнялись грустью, когда по радио передавали, что советские войска оставили какой-то населенный пункт. И наоборот, когда что-то отвоевывали – нас переполняла радость и гордость за наших солдат. Вы знаете, даже в то тяжелое время была уверенность, уверенность в том, что победа будет за нами. Никто даже не думал о том, что мы можем проиграть войну.
На годы блокады Ленинграда выпали суровые и холодные зимы.
- Отец и мать работали на заводе «Русский дизель», - продолжает  Ванда Георгиевна. - А мы, дети, помню, когда не было бомбежки, а просто били из дальнобойных орудий, уже не прятались, а катались на санках и собирали тяжелые осколки снарядов. Соревновались, кто больше. У меня для этого был специальный деревянный горшочек. А вот еще один случай. Жилец нашего дома, одинокий мужчина, возвращаясь вечером домой, не дошел до своей квартиры, упал и умер от голода прямо на лестничной площадке. Больше суток его тело пролежало на том месте, потому как ни у кого не было сил даже его поднять. Затем за мертвым приехали какие-то службы. И все это время нам приходилось перешагивать через него. А склад котельной около дома, где раньше находились дрова и уголь, полностью забили трупами. Хорошо, что зима выдалась морозная…
Рассказывая это, я чувствую, как у меня до сих пор по спине пробегает дрожь. Мы каждый день видели смерть, но не теряли надежды выжить.

Они уходят -
память
остается              

Ванда Георгиевна Лапаева рассказала, что в связи с 69-ой годовщиной окончательного прорыва блокады Ленинграда председатель их организации – Симферопольского городского общества «Жители блокадного города-героя Ленинграда» – в эти дни находится в Санкт-Петербурге.
- Туда съезжаются «дети» блокадного Ленинграда с разных уголков планеты, – поясняет Ванда Георгиевна. – Представители Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда организовывают традиционные памятные мероприятия, на Пискаревском кладбище чтят память жертв фашистской блокады.
Кстати, у нас в Крыму, помимо симферопольской организации, подобные общества существуют в Феодосии, Керчи, Ялте, Севастополе. Мы тесно сотрудничаем со всеми организациями. К примеру, от наших товарищей из Санкт-Петербурга мы получили 35 томов Книги памяти, куда вписаны имена всех погибших в осажденном Ленинграде. Также нам подарили пять книг о ленинградцах, которые после тех трагических событий остались в живых.
Симферопольское городское обществе «Жители блокадного города-героя Ленинграда» существует уже 15 лет. Первоначально в нем насчитывалось 120 человек, сегодня – только 85.
- Еженедельно в среду мы встречаемся на собрании, где по возможности решаем наболевшие вопросы, - рассказывает Ванда Георгиевна, - к таким праздникам как 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Новый год мы всегда готовим для наших ветеранов поздравления в виде памятных открыток, устраиваем сладкий стол. Ведем активную работу с учащимися образовательных учреждений Симферополя. Не так давно нам помогли издать книгу воспоминаний блокадников, экземпляры которой теперь мы дарим школьным библиотекам и другим учебным заведениям, в которых проводим встречи с учащимися. Словом, мы делаем все для того, чтобы продлить жизнь нашего поколения блокадников и передать свои воспоминания подрастающему поколению.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Алексея СОМОВА