Поиск по газете

среда, 22 января 2014 г.

Игорь ЮРЧЕНКО: «Советские песни - мой мир, я с ним не расстанусь»


«Нам песня строить и жить помогает», - пели персонажи одного из самых известных советских фильмов довоенной поры. И это была не просто строчка из «Марша веселых ребят», музыку к которому написал Исаак Дунаевский, а слова – Василий Лебедев-Кумач. В этой строке отразилось отношение советского государства к музыкальной и песенной культуре, которые были в ряду важнейших приоритетов – наряду с развитием промышленности, науки, образования.
- Сохранение традиций советской вокальной культуры я считаю делом своей жизни, - говорит симферополец Игорь Юрченко, бывший участник Ансамбля песни и пляски Черноморского флота, а ныне – артист Крымского украинского музыкального театра. - Во многом именно поэтому я вступил в ряды Коммунистической партии Украины. Устав КПУ, ее программа отвечают моим чаяниям. Я считаю, что партия должна отстаивать свои идеи разными путями - в парламенте, в средствах массовой информации, на митингах. И, конечно, музыка и песня – очень важный элемент и мощное средство этой борьбы. Мы должны отстаивать свою, пролетарскую, социалистическую культуру, культуру человека труда, созидателя.


РОДОМ ИЗ СССР

- Для меня как артиста Советский Союз – это альма матер, мое вдохновение. Это государство я очень любил, гордился им, я до сих пор ощущаю себя гражданином нашей большой страны, которой больше нет, - продолжает Игорь Михайлович. - Я родился в 1962 году в Читинской области. Мой отец, Михаил Владимирович, был военным летчиком, мама, Раиса Александровна, - служащей. Мы жили в военных городках России, Белоруссии, Прибалтики. Поэтому каждый учебный год у меня начинался в разных школах. А десятый класс я заканчивал уже в Симферополе.
Можно сказать, что советская патриотическая песня присутствовала в жизни Игоря Юрченко еще с далекого детства. И в этом – заслуга его родителей. В 1967 году маленький Игорь в первый раз побывал с родителями на концерте Ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова, который выступал в Чите.
- А в 1968 году отец привез меня в Севастополь, где мы попали на выступление Ансамбля песни и пляски Черноморского Флота, - рассказывает Игорь Михайлович. -  Все эти песни уже тогда запечатлелись в моем сознании. Я заслушивался такими легендарными исполнителями, как Георг Отс, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон. Конечно, тогда я еще не осознавал, что стану певцом, но именно они формировали мое музыкальное мировоззрение. Я вырос на советской песне. Это – мой мир, и я не хочу расставаться с этим миром.

ОТ ДИРИЖЕРА ДО СОЛИСТА

Повзрослев, Юрченко сделал уже сознательный жизненный выбор. В 1979 году он поступил в Симферопольское культпросветучилище,  которое закончил по специальности «Хоровое дирижирование», затем учился в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классу вокала. Его наставником была очень известная в свое время певица Зара Александровна Долуханова. Не ограничившись музыкальным образованием, Игорь Михайлович поступил на исторический факультет Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе.
- В жизни у меня был момент, когда я хотел бросить музыку, - признается Юрченко. – Однако меня пригласили на работу в Крымскую филармонию, затем - в музыкальный театр при Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького. А в 1993 году я поступил на военную службу, став солистом Ансамбля песни и пляски Черноморского Флота.

С КОБЗОНОМ И МИРЕЙ МАТЬЕ

Ансамбль состоял из профессионалов высочайшего класса: широчайший спектр возможностей, разножанровость – пели и советские песни, и классику, причем песни исполнялись на многих языках мира.
- Например, в Германии я пел на немецком языке, хотя в школе его не учил, - признается Игорь Михайлович. - В Пекине перед китайскими коммунистами мы исполняли «Интернационал» на китайском языке. К слову, тогда я еще не был членом Коммунистической партии Украины. Вообще за границей наш ансамбль выглядел как военные атташе. Мы часто принимали участие в торжественных встречах. Например, во время встречи Берлускони и Путина в Мессине в Италии в 2006 году. Мы пели песни Берлускони, который, как оказалось, в молодости был очень хорошим композитором. Он написал несколько песен, и я исполнял их на итальянском языке. Вообще, у нас было много походов по Средиземноморью. Это всегда были встречи с флотами разных стран. Одним словом, это было очень интересное в творческом плане время.
Ансамбль песни и пляски Черноморского Флота постоянно сотрудничал с такими известными исполнителями, как Ренат Ибрагимов, Иосиф Кобзон, Лариса Долина и другими.
А за рубежом Юрченко посчастливилось поработать с Мирей Матье и Карелом Готтом.

«ОРАНЖЕВЫМ» НЕ ПО НУТРУ

В Украине Ансамбль песни и пляски ЧФ чаще всего выступал в годы президентства Леонида Кучмы, который был воспитан на советской музыке. Ведь под эту музыку проходили торжественные мероприятия, концерты, посвященные разным датам, объединявшие партийную элиту - так было принято. А Кучма вышел из советской партийной элиты.
- Кстати, его любимая песня – «Вечер на рейде», - рассказывает Игорь Михайлович. -  Вместе с нашим Ансамблем я выступал в концертном зале «Украина», эту песню исполняли сразу два Ансамбля песни и пляски – украинский и российский. Ну а после «оранжевого» переворота 2004 года Киев для нас закрылся. При Ющенко нам вообще запретили выступать на День Черноморского Флота России на площади Нахимова в Севастополе.
К сожалению, со временем многие участники Ансамбля песни и пляски ЧФ попали под сокращение. Для Игоря Михайловича эта тема болезненная. Но жизнь не стоит на месте. Вот уже два года он – артист Крымского академического украинского музыкального театра.

ТОСКА ПО ПЕСНЕ

- Честно скажу, никогда не собирался работать в театре и не считал себя театральным актером, - говорит Игорь Юрченко. - Я концертный исполнитель. А театр требует актерского мастерства. Помимо умения петь, надо уметь работать с партнерами, двигаться по сцене, воплощать разные образы, работать в рисунке, картине общего спектакля. Это совсем другие задачи. Для меня это новое, но интересное дело. Так что постепенно я осваиваю новую профессию, с удовольствием участвую  в постановках нашего театра. На сегодняшний день на моем счету порядка двенадцати ролей. Не могу сказать, что они большие, но интересные. А вот концертной деятельности меньше, чем я бы хотел иметь.
Игорь Михайлович признается, что он все же тоскует по песне. К сожалению, в Украине очень мало бюджетных концертных организаций и рабочих мест в них.

ТУСНЯ ВМЕСТО МУЗЫКИ

- Если в Советском Союзе от конкурса к конкурсу ты мог добиться каких-то высот, устраивался работать в один из многочисленных творческих коллективов, то сейчас этого нет – полный вакуум. Правила игры диктует шоу-бизес, - говорит Юрченко. - Конъюнктуру определяют продюсеры, которые вкладывают деньги в конкретных исполнителей. А музыку заказывают нувориши. Большинство концертов превратились в клубные корпоративы. «Зрители» сидят за столом, шумят, слушают под рюмку веселые песни, одним словом, тусня. Увы, молодые исполнители уже никогда не будут петь так, как мы. Потому что они не знают той эпохи, когда пели сердцем. Молодежь нужно было воспитывать, но мы упустили время. Прервалась преемственность поколений. Качество музыки и текстов, по сравнению с советским временем, сейчас намного ниже, найти современный отечественный музыкальный материал хорошего качества сложно. Раньше что ни год, то появлялись новые песни и сильные исполнители. Да, их было не так много, но они задавали музыкальный тон стране. А теперь титаны уходят, и замены им нет. Исполнителей много, а вот выбрать не из кого.
Сейчас Игорь Юрченко готовит большой концерт советских песен. Это песни о партии, Родине, мире, молодежи, комсомоле, земле.
- Я, - подчеркивает Игорь Михайлович, - хочу петь песни о простых рабочих людях, о рабочем классе, потому что об этих людях сейчас забыли, их как будто нет. Поэтому наша пролетарская коммунистическая культура должна о них вспомнить. Коммунисты должны воспевать жизнь человека труда.

Олег МАЛЬЦЕВ,
фото из архива
Игоря Юрченко