Поиск по газете

пятница, 29 января 2016 г.

Лауреат премии Н. А. Островского Татьяна Дугиль: «НИ ЕДИНОЮ БУКВОЙ НЕ ЛГУ…»

3 декабря 2015 года в Государственном музее-гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского чествовали лауреатов Международной премии, носящей имя великого писателя Островского. Премия вручалась в 12-й раз и совпала сразу с несколькими юбилейными датами: 75-летие создания музея Островского, 70-летие Великой Победы. Очень символично, что лауреатом премии в год 70-летия Великой Победы стала жительница Республики Крым (г. Евпатория) Татьяна Александровна Дугиль. Татьяна Александровна — талантливый журналист, поэт, общественный деятель. 
Трудовой стаж Татьяны Дугиль исчисляется с 1983 года. В 1988 году она стала внештатным сотрудником евпаторийской городской общественно-политической газеты, а в 1989 году ее зачислили в штат «Евпаторийской здравницы» корреспондентом. С 1994 года по 2013 год являлась заведующей отделом культуры и патриотического воспитания данной газеты. С 1993 года - член Национального союза журналистов Украины. C 2015 года – член Союза журналистов России. В 2002 году Т. Дугиль приняли в обновленный Союз писателей Крыма, а также она стала номинантом Международной премии «Филантроп» (Москва). В 2005 году стала победителем международного конкурса русскоязычной поэзии «Остановись, мгновение» (Германия, Бонн). Стихи к песне о Евпатории, посвященной 2500-летнему юбилею города, отмечены Почетной грамотой Министерства культуры АРК. С 2006 года по настоящее время Татьяна Александровна является членом Общественного совета Евпатории. За профессиональную и общественную деятельность неоднократно награждалась грамотами и благодарностями городской администрации, в 2008 году была занесена на городскую Доску почета.
Татьяна Александровна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента газеты «Коммунист Крыма».
- Татьяна Александровна, когда Вы впервые начали писать и насколько автобиографично Ваше творчество?


- Первое стихотворение (или «стишочек», как я сейчас это называю во избежание высокопарной напыщенности по отношению к весьма хрупкому и интимному процессу стихорождения) «сочинилось» само, когда мне было лет 10. Вдруг резко проснулась однажды, позвала маму, попросила: «Запиши, пожалуйста!» (испугалась, что пока сама до стола дойду – сложившиеся строчечки исчезнут, забудутся). И «выдала» такое вот:
Мама – слово
необычное.
Но и с этим – всем привычное.
Маму любят все,
кто смолоду
Знает ласку теплых рук.
И поэтому, наверное,
«Мамой» -  Родину зовут.
Понятно, конечно, что наивно… Но сейчас вспомнила – и обнаружила, что в этих строчечках детских – все, что потом составило основу жизни – Мама, Любовь, Родина.
Что же касается «автобиографичности»… Не знаю, у кого как, а я считаю, все, что пишется – автобиографично. И поэзия, и проза – это события, которые происходили лично с тобой, обстоятельства, складывавшиеся вокруг тебя, люди, которые были и остались тебе дороги. Много позже, уже взрослой, наткнулась на совет Твардовского: «Если трудно тебе и на душе муторно – отпишись от этого, полегчает…» Но чаще не «отписывалась», а предвосхищала в том, что пишу, то, что только должно было произойти, - и оно происходило… Так «предвосхитила «Русскую весну» в Крыму, войну на Донбассе, поражение сошедшего с ума Киева…
Если же приходилось писать что-то «постфактум» (повести,  например), всегда удивлялась, как другие, «настоящие», писатели романы-то пишут? При малейшей попытке что-либо присочинить, начинался «бунт слов», они  наотрез отказывались складываться в предложения… И приходилось возвращаться к канону «Ни единою буквой не лгу…»
-  Какой литературный жанр Вам ближе всего?
- Я долго вообще не могла определиться, кем являюсь больше – журналистом или литератором. Пока работала в ежедневной городской газете (а работала долго, четверть века), считала, что в первую очередь я – журналист. И тогда больше всего нравилось делать интервью с хорошими людьми и очерки о них. Даже две книжки затеяла собирать – «Лица Евпатории» и «Приключения «акулы» (это зарисовки о встречах с разными известными личностями – актерами, музыкантами, политиками). Но современные события распорядились по-другому. Сейчас для меня главное – книжка гражданской лирики «Русское время Крыма» («Поэт в России – больше, чем поэт», правда ведь?) и сайт новостей Новороссии http://novo24.ru/ , где уже год являюсь заместителем главного редактора. Люди на оккупированных нацистами территориях Украины нуждаются в правде, героический народ Донбасса – в моральной поддержке, население России – в самоидентификации русского мира. Вот и работаем потихоньку…
- Каков Ваш жизненный девиз?
- Их несколько. И это не девизы, а, скорее, жизненные установки.  Слова, которые услышала случайно за день до смерти отца:
Плакать – погодим.
Боли – пересилим,
Горе –объегорим.
Беды – победим.
Начали?
Сначала – плакать погодим…
Молитва, которую увидела в рамочке на стене в кабинете одного хорошего врача-невропатолога. Пока общалась с ним – запомнила:
Господи!
Удостой меня быть орудием мира твоего,
Чтобы я вносил веру туда, где сомневаются,
Надежду, где отчаиваются,
Радость, где страдают,
Любовь, где ненавидят,
Истину, где заблуждаются,
Свет – во тьму.

Господи, удостой:
Утешать, а не ждать утешения,
Понимать, а не ждать понимания,
Любить, а не ждать любви.
Ибо тот, кто дает, – тот получает,
Кто забывает себя – тот обретает,
Кто прощает – тому простится,
Кто умирает – тот проснется к жизни вечной.
А еще частенько повторяю цитату американца Ричарда Баха: «Жить надо так, чтобы не было стыдно за то, что о тебе подумают или скажут. Даже если то, что скажут или подумают, будет неправдой…» Напоминает это слова нашего Николая Островского: «Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», правда?

- Почему Вы приняли решение участвовать в конкурсе на присуждение премии Н. А. Островского?

- А я ни в коем разе не принимала этого решения! Никогда никуда сама себя не «двигала» - не люблю толкаться локтями. Всегда ограничителем в голове были строчки Высоцкого: «Не пробивайтесь в первые ряды!» и Пастернака:
«Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись…»
Потому выдвижение моей скромной персоны на соискание этой весьма престижной премии – целиком и полностью решение Бюро Крымского рескома КПРФ. А инициатива - замечательного человека, второго секретаря крымского рескома КПРФ Михаила Голубева. С Михаилом Михайловичем жизнь репортерская моя сталкивала неоднократно – и в бытность его министром культуры АРК, и когда он возглавлял «Русский культурный центр». Летом прошлого года он позвонил даже не мне, а моей маме и попросил, чтобы я привезла расширенное резюме и все свои книжки. Я и отвезла, когда, работая на довыборах в Госсовет, день через день каталась в Симферополь… А потом выяснилось, что крымскую кандидатуру поддержал в Москве еще один прекрасный человек – комсомольский вожак времен СССР Евгений Михайлович Тяжельников. Вот так все и сложилось. Очень признательна и благодарна этим чудесным людям.
- Татьяна Александровна, это Ваша первая премия?
- Такого уровня – да. Хотя профессиональные конкурсы доводилось выигрывать и до этого. И лучшим редактором была, и «Серебряное перо» вручали в номинации «журналистское мастерство»…
-  Что Вы испытали в тот день, когда узнали, что стали лауреатом премии Н. А. Островского?
- Банально, по-детски обрадовалась – даже попрыгала и повизжала от избытка чувств! А потом даже растроганно носом похлюпала: приятно было, елки-палки, что заметили, оценили! Жила ж так тихонько: «Твори добро и никогда не жди награды…»
-  Каковы Ваши творческие планы?
- К очередной  годовщине нашего крымского референдума хочу успеть выпустить книжку, о которой говорила выше, - она в типографии, дело за меценатами. А еще коллеги пригласили в Луганск съездить – «по обмену опытом». Жду вызов.
- Что бы Вы пожелали или посоветовали молодым писателям, начинающим журналистам и общественным деятелям?
- Не зацикливаться на себе – «любимом, самом талантливом» и так далее… Жить для людей.

Беседовала
Анна ФИЛИППОВА,

фото из личного архива Татьяны Дугиль