Поиск по газете

пятница, 12 декабря 2014 г.

Союз нерушимый


Декабрь восьмого дня вошел в историю двумя своими сторонами: в 1991 году в результате сговора Ельцина, Кравчука и Шушкевича прекратил свое существование СССР, и ровно через восемь лет был подписан Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. Что из себя представляет Союзное государство и как развивается экономика Белоруссии, читатель найдет ответы в настоящей публикации.


Союзное государство

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств Россия и Белоруссия приняли решение об укреплении двусторонних интеграционных связей. С этой целью 2 апреля 1996 года президентами двух стран Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 29 апреля того же года было создано парламентское собрание как представительный и законодательный орган объединения.
2 апреля 1997 года сообщество двух стран было преобразовано в Союз России и Белоруссии (этот день отмечается как День единения народов двух стран). В течение года был принят устав организации и образованы руководящие органы – Высший совет и Исполнительный комитет.
8 декабря 1999 года главами России и Белоруссии был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран).
Руководящими органами Союзного государства являются Высший государственный совет и Совет министров.
Высший государственный совет, куда входят главы государств, парламентов и правительств, с 2000 года возглавляет президент Белоруссии Александр Лукашенко. Всего состоялось 17 заседаний совета, последнее прошло 25 декабря 2013 года в Москве.
В составе Совета министров Союзного государства – главы правительств России и Белоруссии, государственный секретарь (с 2011 года – Григорий Рапота) и ряд членов правительств двух стран. С июня 2012 года пост председателя совета занимает председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Всего прошло 41 заседание (последнее – 21 октября 2014 года), на которых рассмотрено свыше 800 вопросов в различных областях.
В настоящее время законодательным органом интеграционного объединения является Парламентское собрание Союза России и Белоруссии (возглавляет спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин). В будущем, согласно Договору о создании Союзного государства, ему на смену должен прийти парламент Союзного государства.
Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает порядка 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С 2002 года на разных уровнях обсуждается вопрос о принятии конституционного акта Союзного государства, который должен определить государственное устройство и правовую систему интеграционного объединения. Акт станет промежуточным документом между Договором о создании Союзного государства и его конституцией.
В 1998 году был впервые сформирован бюджет Союзного государства в общей сумме 585 миллионов рублей. Размер бюджета на 2014 год по расходам и доходам – 4,872 миллиарда рублей, из них отчисления РФ – 3,167 миллиарда рублей, Белоруссии – 1,705 миллиарда рублей. Основная доля расходов (82 процента) приходится на содержание органов Союзного государства – 3,978 миллиарда рублей. Часть бюджетных средств направлена на финансирование более 36 совместных программ и мероприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, аэрокосмической промышленности, фармацевтики, образования, культуры, здравоохранения, спорта и других.
Внутренний валовый продукт России и Белоруссии – 2,169 триллионов рублей, из них доля Белоруссии – 3,3 процента.
По данным Министерства экономического развития РФ и Росстата, на долю РФ приходится 49,5 процента общего товарооборота (39,717 миллиарда долларов), 45,2 процента товарного экспорта Белоруссии (16,829 миллиарда долларов). Основные статьи экспорта Белоруссии в РФ – транспортные средства, машины и оборудование (29,4 процента), а также продукты питания и сельскохозяйственная продукция (27,8 процента). Доля РФ в общем импорте Белоруссии – 53,2 процента (22,887 миллиарда долларов), из них 54,5 процента составляют нефть и другие ресурсы, 12,1 процента – недрагоценные металлы. Доля Белоруссии в экспорте РФ – 3,8 процента, в импорте – 4,3 процента.
За последнее десятилетие товарооборот между двумя странами вырос более чем в четыре раза, достигнув в 2013 году уровня в 39,7 миллиарда долларов. В 2013 году на долю России пришлось 49,5 процента всего объема белорусской внешней торговли. При этом экспорт увеличился на 3,2 процента по сравнению с 2012 годом и составил 16,8 миллиарда долларов.
По данным премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, на конец октября 2014 года в Белоруссии действует 2706 совместных предприятий с российским капиталом (каждое третье совместное предприятие с иностранным капиталом в стране). По его словам, за полтора года число таких СП увеличилось на 15 процентов.
За первое полугодие 2014 года российские инвестиции в Белоруссию составили 3,6 миллиарда долларов, из них 3 миллиарда долларов – это прямые инвестиции. Из Белоруссии в Россию инвестиции составили 1 миллиард долларов, из них прямые – 900 миллионов долларов.
В 2014 году правительство России одобрило предоставлении Белоруссии льготных кредитов на общую сумму 2 миллиарда долларов, из них 450 миллионов долларов было получено Белоруссией в июле. Также в мае 2014 года было объявлено о том, что Банк ВТБ выделит Белоруссии заем в размере 1 миллиарда долларов.

В 2014 году продолжена положительная тенденция развития торгово-экономических отношений Беларуси и России. По итогам января-сентября 2014 года взаимный товарооборот составил 28,3 миллиарда долларов, экспорт в Россию – 11,9 миллиарда долларов, импорт из России – 16,5 миллиарда долларов. На долю России приходится 48,7 процента объема внешней торговли Республики Беларусь. Беларусь входит в пятерку основных торговых партнеров России.

Россия и Белоруссия взаимодействуют в рамках Таможенного союза, в который также входит Казахстан (начал работу с 1 января 2010 года). Следующим этапом, с 1 января 2012 года, стало сотрудничество в рамках единого экономического пространства. С 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз.
Результатом интеграционных процессов стало создание фактически единого миграционного пространства: граждане двух стран могут совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля, имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. В настоящее время прорабатывался комплекс вопросов, связанных с созданием единого визового пространства.
В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений на постсоветском пространстве стороны рассматривают Евразийский экономический союз (ЕАЭС), договор о создании которого подписали главы государств Беларуси, Казахстана и России 29 мая 2014 года в городе Астане.

Белорусская модель развития

Даже беглый взгляд на экономики стран региона показывает, что основным фундаментальным отличием Беларуси от остальных стран является преобладание госсобственности на средства производства. Это называется социализмом. Есть еще ряд отличий, носящих конъюнктурный временный характер. Они присущи переходному периоду и вторичны, так как проистекают из этой фундаментальной особенности.
Сюда можно отнести:
1. Вмешательство государства в экономику, которое конъюнктурно меняется, что не позволяет точно определить, имеет ли место у нас плановая экономика или рыночная с сильным госрегулированием.
- Государство осуществляет так называемое перекрестное субсидирование для вытягивания отстающих предприятий и отраслей за счет более успешных. В последние годы оно сократилось до символических размеров в 1,1 процента ВВП.
- Государство инвестирует в экономику. Оно создает новые производства и новые виды продукции в государственном секторе и инициирует эти процессы в частном. Те масштабные инфраструктурные проекты, реализацию которых мы наблюдаем уже 20 лет, требуют огромных затрат, которые осуществляются за счет текущего недопотребления населением материальных благ. Белорусы инвестируют 40 процентов ВВП, соседние страны 15 процентов.
- Государство стимулирует экономику монетарными методами. Для стимулирования экспорта и сдерживания импорта занижается курс национальной валюты. Для ускорения процессов ресурсообмена в экономике сдерживаются цены и увеличивается денежная масса. Невозможность точной скоординированности этих процессов приводит к перманентной инфляции и девальвации, исчисляемых двузначными числами.
2. Велика перераспределительная роль государства в социальной сфере. Она выражается в высоких зарплатных и подоходных налогах. (Тем не менее, сумма социальных трансфертов была недавно оценена в 2,6 миллиона рублей на работающего человека в год, что составляет около 4 процентов ВВП).
2. Всеобщая занятость населения по причине стимулирования производства и наличия госсектора, как главного работодателя.
Значимые результаты достигнуты в сферах обороны и безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества. Создана и функционирует региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения. Отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и боевой подготовке войск.
Акцентирование внимания властями на вторичных особенностях (причины этого не рассматриваем), таких как перераспределительная социальная защита населения, а внутренними врагами на побочных эффектах, таких как постоянная инфляция и девальвация и крайне низкий размер средней заработной платы в пересчете на доллары, приводит к искаженному представлению о том, что является в белорусской модели концептуальным, а, что вторичным. О том, что перечисленные выше особенности белорусской экономики, являются непринципиальными и вторичными, можно судить по тому, что они постепенно сходят на нет по мере завершения переходного периода в экономике.
Концептуальным и неизменным в белорусской модели остается то, что белорусский народ сохраняет за собой статус хозяина своей страны. Обладание народом в лице государства (патриотически ориентированный частный капитал значимой роли пока не играет) управленческой инициативой в материально-производственной сфере через национальную собственность на средства производства делает его коллективным субъектом в мировой экономике.
Активно развивается двустороннее сотрудничество в области культуры. Одним из наиболее крупных и известных совместных проектов является фестиваль «Славянский базар», ежегодно организуемый и проводимый в городе Витебске. Регулярно на взаимной основе проводятся международные фестивали искусств, художественные выставки, кино- и театральные фестивали.
В окружающих странах право быть хозяином в стране по большему счету отчуждено в пользу глобального капитала в иностранном или компрадорском виде. Народ при этом превращается из субъекта в объект. Выражается это в огромной закредитованности государств и граждан иностранным капиталом и в том, что к нему перешли основные средства производства общественного (социалистического) и природного происхождения.

Практические последствия для белорусов

На сегодняшний день реальная выгода для каждого белоруса от того, что он является долевым совладельцем своей страны, можно сказать миноритарным акционером госсектора, заключается в том, что доходы от его доли собственности, а также от деятельности (правда, без его ведома) тратятся на материально-техническое развитие страны.
Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции, стимулируя расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования.
После того, как будут завершены основные инфраструктурные проекты в жилищной, транспортной, промышленной, сельскохозяйственной спортивно-культурно-рекреационной сферах, или хотя бы та часть из них, которая требует бюджетного финансирования вследствие нерыночного их характера или долгосрочной окупаемости, существенно сократится перераспредилительная роль государства. Расходы бюджета уменьшатся. Доходы госсектора со временем, напротив, увеличатся, когда сегодняшние инвестиции начнут давать отдачу. Образующееся положительное сальдо можно будет использовать для финансирования социальных программ, не взимая налоги с граждан. Таким образом, Беларусь уподобится богатым нефтяным арабским странам, население которых получает социальные трансферты от собственности.

Михаил МАЛАШ,
политический аналитик,

город Минск